«Иноагенты» в Грузии: Закон преткновения - ОБЗОР
В преддверии важнейших политических событий в жизни Грузии – парламентских и президентских выборов, намеченных на осень текущего года, на политическом полигоне страны наблюдается заметная перегруппировка сил. Внезапная рокировка ключевых политических фигур в начале года, когда премьер-министр Ираклий Гарибашвили и спикер парламента Ираклий Кобахидзе поменялись местами, было лишь прелюдией последующих не менее громких событий.
Следующим ходом грузинской власти стало объявление 3 апреля исполнительным секретарем правящей партии «Грузинская мечта» Мамукой Мдинарадзе о том, что правящая партия вновь намерена внести на рассмотрение в парламент законопроект «О прозрачности иностранного влияния». Соответствующее решение основная парламентская фракция приняла после консультации с политическим советом партии. Несмотря на неудачи с принятием закона в прошлом году, есть большая вероятность того, что правящая партия «Грузинская мечта», обладающая 88 из 139 местами в парламенте, может провести этот законопроект, несмотря на внешнее и внутреннее давление.
Согласно законопроекту, который называется «О прозрачности иностранного влияния», неправительственные организации и СМИ, если более 20% их финансирования поступает из-за рубежа, должны зарегистрироваться в специальном реестре и каждый год отчитываться по источникам финансирования и целям своих проектов; за нарушение закона вводится ответственность в виде штрафа или лишения свободы на срок до пяти лет.
Как известно, грузинские НПО, щедро спонсируемые из-за рубежа, давно уже превратились в самостоятельный, а если быть более точными, координируемый извне влиятельный инструмент мягкой силы, который обладает возможностями для формирования грузинской общественной и политической повестки. Эти НПО консолидируют вокруг себя значительную часть протестного электората и оппозиционно настроенные по отношению к властям страны политические силы.
Власти не первый год предпринимают усилия для того, чтобы поставить под свой финансовый контроль деятельность этих НПО, но всякий раз сталкиваются с волной критики как за рубежом, так и в стране.
Они опасаются, что посредством подконтрольных внешним источникам НПО в стране могут реализовываться различные сценарии по смене власти, в которых также заинтересована и оппозиция. Неслучайно оппозиционные партии наиболее критически настроены по отношению возможности принятия нового закона. Одним из основных критиков его выступает президент страны Саломе Зурабишвили, которая тесно связана с европейскими политическими кругами и долгое время была гражданкой Франции.
Накануне она вновь раскритиковала правящую партию из-за возможного принятия закона об иноагентах. Она назвала проект «российским». По словам Зурабишвили, возможное принятие закона об иноагентах может поставить под угрозу возможное вступление страны в ЕС. В то же время, грузинская оппозиция призывает к протестам против возможного принятия закона об иноагентах.
Член оппозиционной группы Грузии «Еврооптимисты» Хатиа Деканоидзе напрямую определил фокус группу, которая может составить костяк протеста.
«Обращаюсь ко всем, в том числе к женщинам, которые составляют большинство населения этой страны, к молодежи, ко всем людям, кто был с нами в марте прошлого года, мы все должны сделать все возможное вместе, чтобы не позволить «Грузинской мечте» повернуть нашу страну вспять», - заявил грузинский политик.
Член партии «Единое национальное движение» Цитлидзе также призвала к протестам против «этого российского закона», подчеркнув, что правящая партия таким образом «наносит много ущерба европейскому курсу» страны.
Этим настроениям вторило заявление Госдепа США, который в лице главы своей пресс-службы 5 апреля заявил, что «внесенный в парламент Грузии закон сбивает Грузию с ее европейского пути и наносит ущерб организациям гражданского общества, улучшающим жизнь грузинских граждан». Он также призвал правительство Грузии «продвигать их стремление вступить в ЕС». К слову сказать, по мнению грузинских официальных лиц, их законопроект скалькирован с аналогичного американского. Правда в Вашингтоне это отрицают.
Грузинской мечте вменяют в вину то, что она не присоединилась к антироссийским санкциям, а его правительство поддерживает деловые контакты с Москвой, за что на Западе и в своей стране, среди оппозиции, получило прозвище «пророссийского». Грузинские власти эти обвинения считают надуманными и политизированными, а свои отношения с Москвой считают прагматичными и соответствующими интересам обеспечения региональной стабильности.
Причиной нового витка напряженности, как и в прошлом году, послужили акции протеста у здания правительства противников законопроекта, которые считают его антидемократическим и преследующим цель ограничения свободы слова в стране. Президент Грузии Саломе Зурабишвили поддержала протестующих и заявила, что наложит на законопроект вето в случае его принятия. Поддержка из-за рубежа, опять же, как и в прошлом году, не заставила себя долго ждать. Однако, в прошлом году Грузия не находилась в преддверии судьбоносных выборов, поэтому стороны конфликта взяли тайм-аут. Сегодня передышка уже невозможна, и стороны будут идти до конца.
Ильгар Велизаде
Женское лицо войны: Марго Симоньян в роли апологета кровопролития – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Воспаление хитрости: «Коронованный» Пашинян продолжает играть в «ромашку» - МНЕНИЕ
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Александр Рар: Распад коалиции в Германии усиливает позиции АдГ - ИНТЕРВЬЮ
Спасение или капитуляция: план Трампа по Украине - МНЕНИЕ
Швейцарская нейтральность треснула: мифы о Карабахе на повестке дня - ТОЧКА ЗРЕНИЯ