Европарламент ушел вправо: изменится ли позиция по Украине? - АНАЛИТИКА

Европарламент ушел вправо: изменится ли позиция по Украине? - АНАЛИТИКА
11 июня 2024
# 20:00

Без сомнения, завершившееся вечером 9 июня в странах ЕС голосование по выборам в Парламент Европейского Союза – законодательную власть ЕС, определяющую базовые политико-экономические направления развития Европейского континента, можно считать вызвавшими наибольший интерес политиков и экспертов как в самой Европе, так и за ее пределами. Особенно в Украине и России ввиду прямого влияния европейской политики на ход военных действий между этими странами. Результаты же данных выборов можно назвать самыми сенсационными за все время их проведения.

Несмотря на то, что успех ультраправых партий на выборах в Европарламент был прогнозируемым, но все же его итоги стали ошеломляющими, особенно в свете унизительного поражения правительств ведущих европейских стран – Франции и Германии. И это может значительно изменить как политический ландшафт Евросоюза, так и самих государств, вплоть до отставки президента Эммануэля Макрона или его «сожительства» с официальным главой партии Марин Ле Пен «Национальное объединение», и ее предполагаемым преемником Жорданом Барделла в качестве премьер-министра.

Итак, 27 стран ЕС заметно сдвинулись вправо. Во Франции Марин Ле Пен и ее партия «Национальное объединение» получили 31,5% голосов. Президент Макрон сразу же после выборов пошел на отчаянный шаг и распустил парламент, назначив новые выборы на 30 июня и 7 июля, что может привести к еще большим потерям для его блока.

В Германии, политическое движение «Альтернатива для Германии» набрала 16,5% голосов, также обогнав правящую коалицию. Лидер партии Элис Вайдел заявила: «Мы являемся второй по силе партией в стране».

Главным европейским лидером, которого не покоробили прошедшие выборы, стала премьер-министр Италии Джорджия Мелони, чей националистический блок «Братья Италии» занял первое место на европейских выборах, закрепив за собой позицию главного посредника в Брюсселе. 

В свою очередь, премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо сразу же после сокрушительного поражения его партии на парламентских выборах, проходящих одновременно с выборами в Европарламент, вынужден был объявить о своей отставке.

Однако надо признать, что ультраправые побеждали не везде. Так, в Польше, где правая националистическая партия «Закон и справедливость» (PiS) была отстранена от власти в прошлом году, победу одержала центристская Гражданская коалиция премьер-министра Дональда Туска. В Нидерландах крайне правая Партия свободы Герта Вилдерса (PVV), которая в прошлом году заняла шокирующее первое место на всеобщих выборах в стране, отступила на второе место, уступив первенство альянсу лейбористов и «зеленых».

И по итогу, несмотря на относительный успех правых, Христианские демократы под руководством Урсулы фон дер Ляйен, сместившиеся вправо только по миграции и климату, все же сохранили крупнейшую группу в Европарламенте. Хотя результаты выборов показывают значительные потери среди «зеленых» и либералов, консервативная Европейская народная партия (ЕНП) и социалисты и демократы (S&D) по-прежнему остаются крупнейшими силами в законодательном органе ЕС.

Конечно же, следует признать, что в глобальном масштабе произошел сдвиг вправо, но центр все же удалось сохранить.

В этой ситуации Урсула фон дер Ляйен предложила создать коалицию с социал-демократами и либералами, чтобы предотвратить усиление ультраправых. По предварительным данным, христианские демократы получат 189 мест, социал-демократы — 135, а «Обновление бизнеса» — 83 места. «Зеленым» же выделят 53 места, что на 18 меньше, чем в 2019-м году.

Националистические правые получают почти четверть мест в следующем Европейском парламенте, по сравнению с пятым местом, которое они занимали по итогам прошлых выборов. И хотя они не станут самой влиятельной группой в законодательном органе — консерваторы по-прежнему на первом месте в Европе, — они смогут оказывать значительное влияние.

Сдвиг вправо также может затруднить принятие решений в Евросоюзе, где депутаты утверждают бюджет и имеют право вето на назначения в Еврокомиссию. Эксперты считают, что ЕС вступает в период испытания доверием.

Но влияние ультраправых в Брюсселе может быть и ограничено, в случае их недоговороспособности друг с другом, поскольку кроме вопросов климата и иммиграции их мало что объединяет. А разногласия между ними усилились в ходе европейской избирательной кампании. В частности, когда Ле Пен приняла решение исключить немецкую AfD из ультраправой группы «Идентичность и демократия» в Европарламенте сразу после того, как ее главный кандидат заявил итальянской газете, что «члены нацистских СС не обязательно были преступниками».

Влияние ультраправых также будет зависеть от их способности к сотрудничеству с ведущей силой в Европарламенте и от того, сочтут ли другие партии это необходимым. Так, в преддверии голосования председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ее фракция Европейской народной партии может быть восприимчива к сотрудничеству с ультраправыми, если они будут «проевропейскими, проукраинскими и будут руководствоваться верховенством закона».

И тут стоит задуматься о том, какую позицию займет новый Европарламент относительно агрессии России против Украины?

Скорее всего, новый состав Европарламента сможет удержать украинскую повестку и сохранить проукраинскую позицию на прежнем уровне. Радикальные правые в Италии, представители правящей партии под руководством Джорджи Мелони ее демонстрируют. Франция же может потерять лидирующие позиции в поддержке Украины, если партия Макрона проиграет Ле Пен на предстоящих выборах во французский парламент и сам Макрон подаст в отставку. Но даже в этом случае, поддержка французскими правыми Украине будет предоставлена, потому как после 24 февраля 2022 года риторика Ле Пен и «Национального объединения» сильно изменилась.

Сегодня партия скорее осуждает то, что происходит в Украине, хотя и не является ее сторонником и совершенно не поддерживает то сопротивление, которое демонстрирует Республика. Но Ле Пен и возглавлявший список Жордан Барделла, вынужденно будут продолжать поддерживать Украину, оглядываясь на позицию французского электората.

И, наконец, сама глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, партия которой заняла первое место, после выборов в Европарламент заявила, что хочет сформировать альянс с проукраинскими силами. Политик подчеркнула, что крайне правые и крайне левые тоже вошли в парламент, поэтому центристы должны держаться вместе, несмотря на разногласия по некоторым вопросам. Она уточнила, что будет продолжать курс поддержки Украины и стабильности Европы с теми, кто выступает за верховенство закона.

Однако, все же следует учитывать, что ультраправые партии могут объединиться с другими пророссийскими силами в ЕС, и, используя усталость от войны, усугубленную российской дезинформацией, изменить общественную поддержку Украины в Европе.

С учетом влияния таких нелиберальных лидеров, как Владимир Путин в России, Виктор Орбан в Венгрии и Дональд Трамп в США на европейскую политику в отношении Украины, сторонникам Украины предстоит выработать достаточно сильную стратегию противодействия этим силам, особенно в преддверии перехода с 1-го июля председательства в Евросовете к Виктору Орбану. Особенно, если правые, объединившись, помимо блокирования помощи Украине, даже начнут требовать переговоров с Россией.

Но все будет зависеть теперь от способности, победившей на Евровыборах коалиции «Европейская народная партия» Урсулы фон дер Ляйен, нейтрализовать усиливших свои позиции правых.

С сожалением приходится констатировать, что судьба Украины не только в руках самих украинцев, но в немалой степени она находится в прямой зависимости от европейцев, как, впрочем, и от американцев…

# 9048
avatar

Мира Гасанова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#