«Большие игроки не будут напрямую воевать между собой из-за Карабаха» - ПО СЛЕДАМ ИДЛИБСКОГО КРИЗИСА

«Большие игроки не будут напрямую воевать между собой из-за Карабаха» - ПО СЛЕДАМ ИДЛИБСКОГО КРИЗИСА
10 марта 2020
# 16:40

На вопросы Vesti.Az ответил главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын 

 

- В Москве на переговорах президентов Реджепа Эрдогана и Владимира Путина было принято решение о прекращении огня и стабилизации ситуации в провинции Идлиб. Значит ли это, что возможность военного конфликта между Москвой и Анкарой сведена к минимуму?  

   

- В отличие от подавляющего большинства своих коллег, я всегда считал возможность военной конфронтации между Россией и Турцией на сирийских просторах, практически, нулевой. Знаете, это в прошлом веке между Гондурасом и Сальвадором разразилась шестидневная «футбольная война», в которой погибли тысячи человек. Конечно, между этими странами были серьезные противоречия, но поводом возникновения конфликта стали отборочные матчи между  их национальными сборными на чемпионат мира 1970 года.

 

Россия и Турция - это не Гондурас и Сальвадор, а ответственные страны, во главе которых стоят ответственные и достаточно дальновидные политики. Они прекрасно понимают, к каким катастрофическим последствиям может привести военный конфликт между Москвой и Анкарой. При этом обе стороны точно знают, что их экзистенциальным жизненным интересам ничто не угрожает. 

 

Большие игроки с мощными вооруженными силами не будут напрямую воевать между собой ни из-за Сирии, ни из-за Карабаха, ни из-за Украины или какой-либо другой территории. В конце концов, есть понятие «прокси войны», которую англосаксы довольно точно называют «войной чужими руками». Этот тип конфликта мы много раз наблюдали в годы холодной войны, наблюдаем и сейчас.

 

- Но вернемся к московскому соглашению о прекращении огня в Идлибе. А что ждать дальше?

 

- Итоги переговоров Путина и Эрдогана уже одобрили ООН, Евросоюз, американский Госдеп. А, вот, значительная часть мировых СМИ и целый ряд политологов только накаляют ситуацию. Особенно стараются армянские «аналитики» во главе с небезызвестным Семеном Багдасаровым и его проармянские российские коллеги – мол, в Идлибе была только прелюдия, а скоро «под турецким зонтиком» начнется новое наступление террористов и пр. и пр. 

 

Ничего не начнется. Московское соглашение завершило зимнюю кампанию в западной Сирии, в результате которой «зона деэскалации»  в Идлибе сократилась почти в два раза. Террористические группировки понесли тяжелейшие потери. У них нет оперативного простора для организации нового наступления, как, кстати, нет и стратегической глубины обороны.

 

Интересный факт: за событиями в Идлибе многие не заметили тяжелые бои между «непримиримыми» боевиками и проправительственными силами, которые в последние дни шли в местечке Санайман в провинции Деръа. Террористы были частично уничтожены, а частично разоружены и отправлены автобусами в тот же самый Идлиб, последний оплот «экстремистского интернационала». А это значит, что Асад не боится численного укрепления идлибских боевиков.

 

- Президент Эрдоган оставил за собой право наносить удары по сирийской армии в случае нарушения ею режима прекращения огня…

 

- Поверьте, действия Анкары не будут мгновенными и спонтанными. Дело в том, что террористы «Хаят Тахрир аш Шам»  уже объявили, что не признают перемирия. Их лидер Мухаммад  аль-Джулани открыто и крайне резко обвинил президента Эрдогана в предательстве. Таким образом,  боевики противопоставили себя не только Дамаску, но и Анкаре. Не случайно же в турецком политическом истеблишменте самого высокого уровня теперь не исключают совместных действий с ВКС России против «непримиримых».

 

- Вам не кажется, что многие посчитают такое развитие событий маловероятным?

 

- Нет, не кажется. Все эти дни турки совместно с российской военной полицией продолжали  патрулирование отдельных участков сирийско-турецкой границы на востоке Сирии. Даже в «зоне деэскалации» снабжение турецких обсервационных, т.е. наблюдательных пунктов, со всех сторон окруженных сирийскими войсками, идет под прикрытием военной полиции РФ. Более того, в Москве президенты договорились о создании коридора безопасности вдоль трассы М-4 (Латакия-Алеппо), которую также будут совместно патрулировать российские и турецкие военные. Так что, опыт совместной боевой работы у них накоплен солидный.

 

В то же время боевики сами противопоставляют себя всем внешним игрокам. Помните, Москва обвиняла Анкару в том, что турки не сумели разъединить «непримиримых» террористов и «умеренную» оппозицию? Так вот, это сделали сами террористы. «Хаят Тахрир аш Шам» (бывшая Аль-Каида, нусриты), «Хуррас ад-Дин» (тоже выходцы из ан-Нусры) и Исламская партия Туркестана  (китайские уйгуры)  вытеснили военным путем отряды «умеренных» далеко на север провинции. 

 

Террористам уже нечего терять. Но куда вернутся отчаянные уйгуры? В Китай, как говорится, «до ближайшей стенки под расстрел»? Кстати, «Хаят Тахрир аш-Шам» официально запрещена в Турции. И кто-нибудь полагает, что после столь необдуманных политических заявлений Джулани об этом не вспомнят в Анкаре? 

 

- Но ведь кроме Идлиба есть еще одна проблема. Это территория Сирии к востоку от Евфрата, где сосредоточены курдские вооруженные формирования. Именно их Анкара считает угрозой своей национальной безопасности. Как будет решаться этот вопрос?

 

- На мой взгляд, это, действительно, ключевая проблема. К сожалению, некоторые российские политологи то ли по недомыслию, то ли в силу каких-то других причин предлагают нашим читателям совершенно ложную информацию о том, что курдские боевики стали союзниками президента Асада. 

 

 Для Рабочей партии Курдистана (РПК) официальный Дамаск не меньший враг, чем Анкара. РПК, как и «Сирийские демократические силы» (SDF) и входящие в них курдские «Отряды народной самообороны», полностью патронируются США. Американцы их вооружили, обучили, оснастили и профинансировали, а главное, внушили ложную надежду на создание «независимого Сирийского Курдистана».

 

Дамаск сейчас готов идти на компромисс с курдами.  Российские военные 25-26 декабря прошлого года провели в курдских Камышлах конференцию с курдской элитой, на которой обсуждались предложения, привезенные ими из Дамаска. Предлагалась широкая культурная автономия, некоторые  социальные  преференции и даже участие представителей Рожавы, т.е. сирийского Курдистана, в работе большого Конституционного Комитета. Пока курдская верхушка не хочет выходить из под американского «зонтика», но это обязательно произойдет, потому что немногочисленным американским войскам  не удастся надолго удержаться на небольшом пятачке между  Сирией и Ираком, откуда их уже тоже настойчиво попросили.

 

- А как интеграция курдов в сирийский контекст может отразиться на отношениях Анкары и Дамаска?

 

- Самым непосредственным образом. Все курдские вооруженные формирования должны стать частью сирийской армии. Безусловно, Асад проведет серьезную чистку новых вооруженных сил. Какие-то отряды могут быть разоружены, а самые «непримиримые», я имею в виду членов РПК, выдавлены в горы Иракского Курдистана. И там пусть ими занимается турецкая авиация, которая контролирует небо над этой территорией. 

 

Поэтому я считаю, что подписанное в Москве соглашение между президентами Путиным и Эрдоганом - это не просто пауза в боевых действиях. В среднесрочной перспективе оно может открыть путь к нормализации сирийско-турецких отношений. Он будет извилистым, сложным, обрывистым, но по  нему следует пройти всем сторонам сирийского конфликта. Альтернативы такого пути нет.

# 12230
avatar

Исмаил Алиев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#