Андрей Никулин: Пока Россия и Украина рассчитывают на свой успех, никакой мир невозможен– ИНТЕРВЬЮ
Российско-украинская война продолжается, и пока не видно конца и края. Даже несмотря на то, что стороны говорят о переговорах, их категоричные позиции не позволяют думать о возможности каких-либо взаимных уступок для того, чтобы обе страны стали договариваться в реальности.
О том, какие процессы сейчас развиваются на российско-украинском треке, о событиях на Ближнем Востоке, противостоянии Востока и Запада рассказал в интервью Vesti.az российский политолог, автор Telegram-канала «Хмурое утро» Андрей Никулин.
- На днях состоялся самый крупный со времен холодной войны обмен заключенными между РФ, США и их союзниками. С чем связана отсылка западных СМИ к этому понятию, и считаете ли вы, что мы все еще живем в эпоху холодной войны?
- С точки зрения российских властей холодная война и не прекращалась, просто была поставлена на паузу, а потом возобновлена. А, значит, и поражения в ней не было, и есть шанс ее выиграть, что сейчас Москва и пытается сделать. Стараясь своими действиями вызвать кризис европейского и трансатлантического единства. Сам обмен обе стороны выставляют сейчас, как собственную победу и торжество справедливости. Проблема в том, что само восстановление практики создания запасов заложников и периодического их обмена тревожно, оно торпедирует любую возможность диалога или отношений между соперничающими блоками. И после обмена возникает первый же вопрос, кого и за что будут арестовывать в целях создания нового обменного фонда для следующей "сделки"?
- Сейчас очень много разговор о возможно мирном соглашении между Россией и Украиной. Очевидно, что обе стороны выдвигают максималистские требования для будущего мира. Как вы считаете, какое мирное соглашение возможно в условиях, когда Украина получает еще больше вооружения, в том числе F-16?
- Пока обе стороны рассчитывают на свой успех и верят в него, никакой мир, тем более, устойчивый - невозможен. Россия уже десять месяцев ведет наступление, Украина, похоже, готовит силы для своего контрнаступления, которое вполне вероятно в августе-сентябре. Все это будет продолжаться, как минимум, до американских выборов, когда будут понятны расклады за океаном и вероятность продолжения военной и финансовой поддержки Киева со стороны Штатов. И уже после этого возможно начало каких-то переговоров, причем, скорее всего, вообще без гарантии их успешного завершения. С большой вероятностью конфликт перейдет в 25-й год.
- На фоне продолжающегося российско-украинского конфликта мы наблюдаем обострение на Ближнем Востоке. Возможно, что вся эта ситуация может привести к более серьезному противостоянию. Очевидно, мир трансформируется, но пока неясно, в какую сторону и каковы будут последствия.
- Мир не трансформируется. Просто элементы хаоса стали более заметны в силу торжества автократов и популистов в ряде важных государств. На Ближнем Востоке сейчас вполне вероятен серьезный конфликт с участием Израиля и условного "проиранского блока". Штаты, очевидно, пытаются сейчас оттянуть войну или разрядить обстановку, но и из-за выборов, и из-за отвлеченности на Украину, и из-за самостоятельных действий Нетаньяху американское влияние резко сократилось. Однако же, особенно в случае сохранения демократической администрации в Штатах, ухода в итоге перевыборов Нетаньяху и его радикальных союзников и смены Верховного аятоллы в Иране, теоретически, позитивные изменения и деэскалация в регионе вполне возможны. Слишком многие устали от череды конфликтов.
- Российско-украинская война усилила и Запад, и Китай. В случае, если Пекин и Вашингтон договорятся, как вы считаете, насколько возрастает вероятность прекращения боевых действий?
- Далеко не факт, что Пекин может всерьез влиять на решимость Москвы, возможно потому Китай и выбрал отстраненную позицию. Тем более, что давить на Россию Пекин может только экономическими санкциями, что само по себе подорвет российско-китайские отношения и может развернуть Москву из-за обиды в сторону западного блока. Так что серьезное китайское вмешательство, по крайней мере на данном этапе, и маловероятно, и невыгодно из-за рисков самим китайцам. Теоретически можно себе представить, что Запад, прежде всего – Штаты, сможет сформулировать для Китая предложение настолько выгодное, что китайцам покажется рациональным начать давление на Москву. Но для этого нужна определенность: кто будет возглавлять следующую американскую администрацию и решимость этой самой администрации пойти на серьезные уступки Пекину.
Анар Гусейнов
Иванишвили подписал указ об освобождении Кобахидзе с поста премьера
Итальянские врачи впервые в мире пересадили функционирующее сердце
Ле Пен может стать следующим президентом Франции
Палата представителей исключила ленд-лиз Украине из военного бюджета США
Шольц хочет еще раз позвонить Путину
В Южной Корее объявили импичмент еще одному министру