Алексей Буряченко: Украина отвергает формулу «мир за территории» – что это значит для переговоров Трампа и Путина? - ИНТЕРВЬЮ

Алексей Буряченко: Украина отвергает формулу «мир за территории» – что это значит для переговоров Трампа и Путина? - ИНТЕРВЬЮ
14 января 2025
# 13:30

Дональд Трамп еще не вступил в должность президента США, но уже активно обсуждаются его возможные шаги — от ситуации на Ближнем Востоке до российско-украинского конфликта. Последний вопрос привлекает наибольшее внимание, поскольку потенциальная приостановка войны станет главным событием. Это порождает множество спекуляций — от места встречи Трампа до содержания возможных соглашений с Украиной. Все эти дискуссии формируют основную новостную повестку.

О переговорах вокруг Украины, перспективах мирного соглашения и встрече Путина с Трампом в интервью Vesti.az рассказал украинский политолог Алексей Буряченко.

- Сейчас активно обсуждают встречу Трампа и Путина, а также возможное мирное соглашение по Украине. Кроме того, речь идет о более широких договоренностях в сфере глобальной безопасности. Как в Киеве воспринимают эти сообщения?

- Прежде всего, нужно отметить, что речь идет не о мирном договоре, а о завершении горячей стадии войны. Некоторые люди в политике, по причине упрощения или недопонимания, смешивают эти два понятия, тем самым вводя в заблуждение общество и мировые СМИ. На самом деле оснований и фундамента для достижения каких-либо мирных соглашений пока не сложилось, поскольку не определены ответы на ключевые вопросы и приоритеты, обозначенные в украинской формуле мира. Как минимум, неясно, что будет с оккупированными территориями, затем — вопрос компенсации ущерба, нанесенного Россией, и, наконец, привлечение к ответственности россиян, совершивших геноцид на территории Украины, зафиксированный на международном уровне.

В том числе по причине прихода Трампа к власти все говорили о том, что в 2025 году будет актуализирована тема прекращения горячей фазы войны. Скорее всего, если этот процесс будет носить долгосрочный и стабильный характер, то со временем он ляжет в основу будущего мирного соглашения. Но пока об этом говорить рано.

Как мы видим, Трамп проявляет инициативу глобального переговорщика, исполняя тем самым свою предвыборную риторику, в которой он не раз заявлял, что тема урегулирования российско-украинской войны является для него внешнеполитическим приоритетом номер один. Тот факт, что Трамп отказался от прежних заявлений о разрешении конфликта за 24 часа с помощью двойного давления на стороны, свидетельствует о его более серьезном подходе к этому вопросу. Это указывает на то, что этап политического ажиотажа остался позади, и теперь, по мере окончательного формирования его команды (которая уже частично сложилась), появится более четкое видение возможных путей урегулирования.

Одним из ключевых представителей Трампа по вопросам российско-украинского конфликта стал Кит Келлогг. Однако кристаллизация дорожной карты возможного урегулирования наступит только после инаугурации, поскольку ни у Трампа, ни у его команды пока нет разведданных и полноты информации, которыми располагает нынешняя администрация.

Со своей стороны, и президент Украины, и глава МИД публично поддерживают инициативы Трампа по достижению элементов мира, в частности завершению горячей фазы войны через силу. Кстати, Трамп не раз использовал это словосочетание. «Мир через силу» прежде всего должен учитывать интересы Украины, поскольку именно на нее напали. Также этот подход должен учитывать интересы Европы, поскольку цели Европы и Украины совпадают. Это хороший сигнал для Украины, потому что голос Украины, конечно, важен, но вместе с голосом Европы будет звучать громче.

В любом случае, эти интересы уже не могут быть проигнорированы администрацией Белого дома. Вслед за заявлениями Трампа о поиске вариантов урегулирования российско-украинской войны, последовало и заявление Кита Келлогга о 100 днях, в течение которых он будет собирать информацию от всех акторов, так или иначе вовлеченных в конфликт. Это не только Европа и Россия, но и Венгрия, Франция, а также бразильско-китайская инициатива.

Ожидается, что сразу после инаугурации Трампа состоится его телефонный разговор с Зеленским. Я предполагаю, что после этого звонка главы государств встретятся лично. Основная цель всех этих процессов — недопущение повторного нападения России. В этих процессах особое внимание будет уделено гарантиям безопасности.

Что это будут за гарантии — отдельная тема. Сейчас много обсуждается идея усиленного миротворческого контингента, но пока неясно, под чьей эгидой он будет действовать: ООН, ОБСЕ или, возможно, это будет миротворческо-милицейская миссия от ЕС. В любом случае, после прекращения огня вопросы миротворческого контингента также будут предметом обсуждения.

Процесс урегулирования вряд ли будет быстрым. Недостаточная поддержка со стороны США, включая задержку поставок обещанного вооружения, ограничивает возможности Украины для деоккупации территорий собственными силами.

Таким образом, речь может идти либо о том, что администрация Трампа значительно увеличит поддержку Украине (хотя в этом есть определенный скептицизм), либо о необходимости большей ориентации на европейское лидерство. Либо же так или иначе придется искать долгосрочный консенсус по окончанию горячей фазы войны в 2025 году, а уже затем искать дипломатические пути освобождения временно оккупированных территорий Украины.

- На Западе все чаще звучат мнения о том, что Украина не сможет вернуть утраченные территории, хотя при этом западные страны сами не предоставляют ей достаточного количества оружия и поддержки для успешного наступления. В нынешних условиях, когда российская армия продолжает продвижение, пусть и медленное, какой смысл Путину идти на мирное соглашение? Как будут развиваться события в таких обстоятельствах?

- Я глубоко убежден, что все эти аргументы Трампу донесет его команда, которая будет заниматься этим вопросом. В любом случае будут просчитываться разные варианты и сценарии, и тот сценарий, о котором вы говорите, достаточно прозрачен и его невозможно не учитывать. Действительно, через бывших спецпредставителей пытаются переложить ответственность на Украину, говоря о дополнительной мобилизации за счет уменьшения мобилизационного возраста, при этом забывая о том, что они сами не выполняли своих обязательств. Даже можно вспомнить комментарий президента Украины, который говорил о том, что контрнаступление провалилось по причине того, что уже подготовленная армия Украины стояла и ждала вооружений от Запада, которые Украина так и не получила. Поэтому США, в том числе администрация Байдена, несут полную ответственность за эту ситуацию, и не стоит перекладывать с больной головы на здоровую. Сложилось так, как сложилось.

Трамп в любом случае будет подходить к переговорам с сильной позиции. Мне кажется, трек по Украине будет одним из ключевых в его будущих переговорах. Как дополнительные аргументы перед Путиным будут поставлены санкционное давление, уменьшение позиций РФ на всех континентах и давление на нее. Кроме того, необходимо будет следить за тем, как будет развиваться ситуация вокруг Гренландии, Канады и Панамского канала. Таким образом, сильная позиция Трампа будет формироваться на основе целого комплекса геополитических факторов, которые вынудят Россию завершить горячую фазу войны. Дополнительная милитаризация Украины также станет одним из этих факторов.

- Что будет, если переговоры с Путиным провалятся? Насколько решительно Трамп готов поддерживать Украину оружием? Как в Киеве оценивают внутриполитическую ситуацию в Европе, учитывая усиление ультраправых сил, выступающих за диалог с Россией?

- Украина будет получать помощь от США и при Трампе. За эту помощь выступают как республиканцы, так и демократы в Конгрессе. Однако эта помощь будет предоставляться в несколько ином формате. Она станет двухсторонней, а не в формате «Рамштайн». При этом «Рамштайн» перейдет под зонтик НАТО. Таким образом, появятся два автономных трека. США невыгодно прекращать поставки оружия Украине, поскольку это сплачивает политический сегмент, пока Трамп будет формировать свою команду и повестку.

С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что происходит реинвестирование в американскую экономику. Байден неоднократно заявлял, что две трети помощи Украине идут на военные концерны США, а это рабочие места, развитие промышленности и металлургии. Трамп не будет отказываться от поддержки столь крупного бизнеса. Кроме того, он постарается минимизировать поддержку Европы в сфере безопасности, заставив ее саму больше платить за свою безопасность.

Учитывая, что в Европе нет достаточных мощностей для производства вооружений, все эти бюджеты также будут направлены на заказы оружия у американского ВПК. В этом вопросе Трамп опять попытается выиграть, сократив расходы и одновременно увеличив заказы для своего военно-промышленного комплекса.

Кризис безопасности останется основным трендом 2025 года. Поэтому я не думаю, что Трамп будет жертвовать такими интересами США и Европы или будет готов отдать Украину под влияние России. По сути, Украина сейчас является частью европейской безопасности и выигрывает время для Европы. Европейские страны это прекрасно понимают: пока существует Украина, у них есть возможность проводить внутренние реформы и готовиться к вызовам безопасности, которые перед ними стоят.

- Если все стороны готовы к мирному соглашению, на какие уступки сегодня согласна Украина? Очевидно, что возвращение к границам 1991 года и вступление в НАТО уже не обсуждаются, а фокус переговоров сместился на другие вопросы. Но какие именно? В чем Киев может пойти на компромисс?

- То, что мы можем сказать уже сейчас, — это то, что Украина не пойдет на формулу «мир взамен на территории», которая звучит в различных западных СМИ. На это есть целый ряд причин, а именно: институт ООН, Конституция Украины и внутриполитический аспект, ведь тотальное большинство украинцев не приемлет такой вариант.

Для Украины сейчас важно получить гарантии безопасности, которые будут долгосрочными и обеспечат стабильный мир. Необходимо восстанавливать экономику и привлекать иностранные инвестиции, в том числе в военно-промышленный комплекс, но для этого требуются гарантии того, что Россия не нападет повторно.

Украине пока сложно определить конкретные уступки, на которые она готова пойти. Однако, судя по настроениям в украинском политикуме, преобладает склонность к принятию позиции Трампа, но с условием, что вопрос дальнейшей интеграции Украины в НАТО станет частью возможных договоренностей. В настоящее время максимальной целью для Украины остается приглашение в альянс. Однако при этом очевидно, что европейские страны в рамках НАТО не станут вступать в прямой военный конфликт с Россией ради Украины.

Исходя из этого, становится понятно, что путь Украины к полноценному членству в НАТО будет закрыт. Декларативно Украина будет стремиться в Североатлантический альянс, и, возможно, получит даже официальное приглашение, но с оговорками, что вступление возможно только после окончания войны.

Для Путина такой сценарий также не станет победой, поскольку он не достигнет ни одной из целей, которые ставил перед собой. Это крайне важно для США и НАТО, поскольку необходимо показать миру, что Путин не победил в результате завершения войны.

Но все это пока лишь версии и предположения. Я думаю, что без гарантий безопасности, например, в виде миротворческой миссии, ни о каком прекращении войны речь идти не будет.

 

# 2778
avatar

Анар Гусейнов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#