Рэпер Уран: На свадебной дискотеке я могу заставить гостей забыть про кябаб - ИНТЕРВЬЮ

Рэпер Уран: На свадебной дискотеке я могу заставить гостей забыть про кябаб - ИНТЕРВЬЮ
20 декабря 2023
# 20:00

В начале 2000-х первые песни рэпера Урана за короткий период времени стали популярными и любимыми. Исполнитель начал свою профессиональную карьеру в 2004 году, наработав к этому времени умение сочинять тексты к музыке. Артист сразу полюбился слушателям.

Почувствовав связь с публикой, Уран старался выпускать один хит за другим.

В определенный промежуток времени певец сделал паузу в своей творческой карьере, и переехал жить в Европу. Спустя некоторое время певец вернулся в Азербайджан. В беседе с Vesti.az рэп-исполнитель рассказал, почему решил уехать и по какой причине вернулся, поведал о будущих проектах, идеях, о том, чем планирует заниматься дальше. Итак, сегодняшний гость Vesti.az  - популярный рэп-музыкант Уран (Ибрагим Ибрагимов).

 

*******

- Вы только что вернулись с театральной репетиции. Вы начали актерскую деятельность? Тогда как же ваше музыкальное творчество?

- Да, в настяощее время готовится новогоднее музыкальное представление «Зимняя тайна», которое состоится в филармонии. Я задействован в данном проекте не в качестве актера, пишу для текст на музыку, выступая в роли автора. Можно сказать, я впервые участвую в подобном качестве в рамках такого крупного проекта. Что касается моего творчества, то после изрядно затянувшейся паузы я раз в месяц выпускаю новый сингл. Вообще мной принято решение вернуться в музыкальную азербайджанскую индустрию. Сегодня уже есть 6-7 синглов, 2 из которых уже вышли, это «Qazi» и «Söylə» - песня, которую я исполнил в дуэте с певицей Эльнарой Халиловой. Кстати, и следующий трек, готовящийся к выходу в конце декабря-начале января, тоже дуэт. Правда, пока не скажу с каким именно артистом.  

- Расскажите, по какой причине произошла пауза в вашем творчестве ?

- Меня не было в Азербайджане. Я уехал во Францию и, начиная с 2014 года, за исключением двух лет, проведенных в Германии, стал там проживать.  

- Чем вы занимались в Европе? Удалось ли продолжить творческую деятельность?

- Удалось, но я бы не сказал, что это было активное занятие. Я записывался, иногда снимал во Франции клипы. В год выходило 2-3 сингла и видеоклипы. Если сравнивать сегодняшнюю мою работу, думаю, с октября месяца этого года я начал работать что называется в полноценном режиме.  

- Получается, вы насовсем вернулись в Азербайджан?

- Да, я вернулся на длительный срок, видимо для того, чтобы сделать некий перезапуск, и, наверное, все идет к новому альбому, над которым я буду работать в 2024 году. Те треки, которые выходили и будут выходить- это независимые синглы, непохожие друг на друга, разного стиля, они не войдут в новый альбом. Хочу отметить, первый и второй трек, которые вышли в предыдущих месяцах по звучанию похожи на мой старый стиль. Новый альбом будет более современным.

- Почему вы все же решили вернуться на родину?

- Есть личные моменты, которые не хотелось бы озвучивать. Я думаю, моим слушателям, которые остались в Азербайджане, важно то, что я вернулся. Остальное оставим за кадром (смеется).

- Скажите, что вы хотели донести до слушателей своим новым треком «Söylə», который вы исполнили в дуэте с Эльнарой Халиловой?

- Именно этим треком я абсолютно ничего не хотел сказать. Скажем так, я попытался описать трагедию, боль, депрессию человека. Хочу поблагодарить Эльнару Халилову, она привнесла красоту в нашу совместную работу. Если бы не ее участие, трек получился бы иным.  Там нет особого посыла, но в рэпе не всегда должен сожержаться какой-то посыл - я могу описать лично себя, свое душевное состояние, депрессию или радость. И если завтра кому-то будет плохо, он может послушать песню «Söylə», и она, думаю, может стать другом для слушателя в этот непростой момент.

- Вы автор текстов многих своих композиций. Интересно узнать, вы прилагаете определенные усилия, обдумывая строки, или слова льются спонтанно?

- Спонтанно. Бывает я просто слушаю музыку и нахожусь под каким-то впечатлением. Музыка дает определенный цвет, это все смешивается и получается текст. Бывает, что какая-то строка внезапно пришла мне на ум, и я ее записываю, заранее не зная, в какой части куплета она будет «помещена». После, когда начинаю строить весь текст, уже применяю эти записанные строки. Случается и так: могу написать синопсис, пару строк без рифмы для того, чтобы просто понять, о чем я бы хотел читать рэп.

- На своей Instagram странице вы опубликовали видео, на котором осуждаете людей, размещающих фотографии погибших азербайджанских военнослужащих, считая, что некоторые люди пытаются сделать на чужом горе себе пиар. Что именно вас вывело из себя?

- Мне не нравится, когда распространяют фото или видео могил наших уважаемых шехидов с целью обретения популярности. Такими вещами не играют. Нельзя изображать притворное сочувствие! Если оно настоящее, тогда спасибо. Но зачем это рекламировать? Считаю это неуместным. Помню, как раз в этот день, когда я опубликовал видео, машина с нашими военными напоролась на мину. В этой машине оказался мой товарищ по курсу, полковник-лейтенант, который стал шехидом. Видимо, эта новость тоже подействовала на меня. И еще приближалось 27 сентября. Записывая видеообращение, я надеялся, что кому-то оно будет полезным, кто-то найдет для себя что-то важное, изменит свое мнение, поведение, прислушается.

Самое интересное, что трек «Qazi» я начал писать 26 сентября, а завершил именно 27-го числа, хотя планировал для этого другую дату. Идея с песней и битами была готова. В голове крутилась мысль, я хотел написать про человека, который был на войне, и так получилось, что песня начиналась со слов yenə (снова). Думал, что может начаться снова, повториться. Поэтому решил создать песню в виде сна, который каждый раз снится солдату.

- Считаете ли вы, что «Qazi» может стать таким же популярным, как знаковая композиция рэп-группы «Dəyirman» «Ya Qarabag ya ölüm»?

- Я не могу давать такие серьезные прогнозы и оценивать свое исполнение, работу. Это не совсем этично. Почему мой трек должен что-то доказывать или «перепрыгивать» другие композиции, касающиеся темы войны? Я очень люблю композицию «Ya Qarabag ya ölüm», она замечательно характеризует определенный этап нашей истории.

- Давайте поговорим о вашем детстве. Говорят, все рэперы  - хулиганы. Так ли это? Как вы учились в школе?

- Не могу сказать, что я был примерным ребенком, конечно, хулиганил, был шаловливым, но учился в школе неплохо. К примеру, по поведению всегда была двойка (улыбается), по школьным дисциплинам - удовлетворительные оценки. У меня и сейчас все внутри бунтует и кипит. Просто с возрастом учишься контролировать себя. Раньше я мог легко «выйти из себя». Мне нравились гуманитарные предметы, к примеру, любил анатомию, историю, азербайджанскую литературу. Математику изучал, потому что нужна была твердая четверка. На уроках я не мог сидеть тихо и слушать педагога, разговаривал, во время перемены постоянно мчался по школьным коридорам. Я был слишком гиперактивным ребенком, но осознал это позже. После 14-15 лет продолжил учебу в военном лицее. Именно он меня воспитал, сделал совершенно другим человеком. Военное дело заставило меня собраться, я стал направлять свою энергию в нужное русло, и даже начал писать свои первые тексты.

- Кто вы по образованию?

- У меня два диплома, но чтоб было проще – военный инженер.  

- Почему не стали работать по специальности?

- Это жизнь. В то время я попытался совмещать военное дело и творческую деятельность, но затем отказался от этой мысли. И дело не в том, что не смог. К примеру, могу написать военный марш, патриотическую композицию, ведь я  - человек военный. Но времена изменились.

- Скажите, какое время было лучшим для рэпа? То время, в котором вы состоялись как рэпер, или сегодняшнее?

- Со мной могут не согласиться, но, по-моему мнению, то время было лучше, хотя и сложнее. Для сегодняшнего молодого человека, если его спросить через 20 лет, какое время было лучше, скажет 2023 год, когда он был молод и полон планов. Вы знаете, для того, чтобы писать, создавать, творить подходит любое время. Мне необходимо было пройти определенный период в своей жизни. Не пройдя его, я не стал бы тем, кем являюсь сегодня.

- Родись вы не в Азербайджане, а в другой стране, стали бы совершенно другим человеком?

- Думаю да, был бы абсолютно другим. Окружающая среда сильно меняет людей. Но желание писать, которое у меня было всегда, не исчезло бы, оно у  меня всегда было и будет.  Я сочинял стихи, подходящие для мейханы, основанные на реальных историях, тексты, гязели, былины, сказания. Потом любовь ударила в голову, и я начал писать рэп.  Помню у меня даже была тетрадь, в которой листы были исписаны различными мыслями.

- Почему рэперы ассоциируются с запрещенными веществами, яркими татуировками? Пытаются быть похожими на плохих парней?

- После вашего вопроса мне кажется, что я не типичный рэпер. (улыбается).  Кстати, не только о рэперах, но о многих музыкантах сложилось такое мнение. Взять к примеру рок-музыкантов. Считается, что в их сфере всегда присутствовали наркотики. Давайте заглянем в прошлое. Возникновение рэпа приходится на 70-80 годы. Помните, в 1987 или 1988 годах группа «Public enemy» выпускает композицию «Fight the power». Это был первый рэперский протест. Между прочим, эта песня, если не ошибаюсь, вышла на первое место в Billboard чарте.

- Казалось, американский рэп начался с легендарного 2Pac?

- 2Pac появился в 90-х.

После «Public enemy» возникла группа N.W.A.- которая является основой нынешнего рэпа. Они начали конкретно критиковать полицию, к примеру, у них вышла песня «F**k tha police». Это реальная история. В группу входили чернокожие ребята, но продюсер у них, что интересно, чернокожим не был. Как-то рэперы стояли перед студией, перекусывали. Вдруг возле них останавилась машина с полицейскими, которые стали интересоваться, что они тут делают.

Ребята объяснили полицейским, они пришли по работе, но полицейские им не поверили, и всех пятерых силой уложили на асфальт. Один из участников, Ice Сube, который в то время писал тексты для песен, стал спорить с полицейскими, доказывая, что они просто музыканты, рэперы. На что полицейские им возразили, сказав следующее: «Рэп – это разве музыка?». Напомню, рэп уже тогда существовал как жанр, в 1986 году группа RUN DMC выходила на голубой экран со своим нашумевшим хитом «My Adidas».

Так вот, после того происшествия с полицией, группе N.W.A во главе с Ice Cube приходит идея написать знаменитый скандальный хит «F**k tha police». До этого они писали про улицы, а один из лидеров группы был реальным дилером, он продавал наркотики. Кстати, однажды ребятам пришло письмо, предупреждение от FBR, которое гласило следующее: «То, что вы пишите и поете, вызывает презрение общества к правоохранительным органам».

Это еще больше взбудоражило группу, и они решили написать новый скандальный трек «F**k tha police» №2. А письмо отправили в газету. Это я все рассказываю вам к тому, что после этого инцидента рэп превращается в большую хулиганскую черную тему. Но мир узнал об американском рэпе, благодаря легендарному 2Pаc, коммерчески успешному, талантливому музыканту, феномену, который после своей смерти оставил 300 песен, исполненных а-капелла. После его ухода из жизни вышло около 7 новых альбомов. Но это уже совсем другая история.

- На вашем теле есть татуировки?

- Нет, пока не задумывался над этим. Были периоды в жизни, когда я хотел набить татуировку. Думаю, в будущем татуировки на моем теле появятся. Когда мне было 25-26 лет, я хотел набить на спине надпись «Tanrın əsgəri», или символ радиоактивного Урана. Но сейчас мне не хочется этого. Набью такую татуировку, которая будет до конца моей жизни со мной вместе. И вообще, не обязательно рэперу быть хулиганом, или вести разгульный образ жизни.

- А что главное для рэпера?

- Говорить правду, нести истину через свои песни. Это лично мое мнение. Я отвечаю за свой образ. Это совсем не значит, что все рэперы должны мыслить так, как думаю я. После своего первого трека «Sadə qız» я понял, люди обращают внимание на слова в текстах, поэтому, я должен отвечать за свои слова.

- Поп-исполнители легко могут заработать на свадебных мероприятиях, где они являются частыми гостями. Как в Азербайджане заработать рэперам, которых на свадьбы приглашают не так часто?

- Концертами, которые можно организовать не только в Баку, но и в различных районах нашей республики. В 2000-х была популярна тема, биф, по поводу того, что «reper toya qetməz». Между Гусейном Дарьей, группой «Dəyirman», Эльшадом Хосе. К примеру, покойный Гусейн Дарья в свое время был частым гостем в качестве исполнителя на свадебных мероприятиях. В рядах следующего поколения рэперов был и я. Тогда мне было 18-19 лет, и я думал так же, как и остальные, что рэперам на свадьбах делать нечего. Но ведь в конце торжественных мероприятий всегда начинаются дискотеки, на которых нам самое место. Я же не прошу отобрать микрофон у ханенде, исполняющего наш мугам, и передать микрофон рэперу. Нас люди приглашают на самые особенные, важные мероприятия в жизнм, это же прекрасно. Между прочим, многие артисты возражают, говоря, как можно выступать перед публикой, которая жует кябаб. Ок, пусть будет так, но я на свадебной дискотеке могу зрителей заставить забыть про кябаб, и переключиться на мое выступление. Как я говорил выше, в моем творчестве была определенная пауза, и вот сейчас я потихоньку вхожу в культурную жизнь нашей страны, записываю, выпускаю треки.

- Что сегодня происходит в азербайджанском рэпе?

- Не могу сказать, что исполнение всех молодых азербайджанских рэперов мне нравится, но одно я приветствую точно, это то, что они все разные. И это замечательно. Раньше исполнение азербайджанских рэперов было похоже на «Dəyirman», Эльшада Хосе или Анара Нагылбаза. Сегодня я немного далек от азербайджанской рэп-индустрии. Но изменения, происходящие в нашем направлении, радуют, ведь они говорят о развитии в азербайджанском рэпе.

- А с чем именно связан этот прогресс?

- Скорей всего, с интернетом. Если помните, раньше мы перезаписывали кассеты, потом появились диски, не было Youtube, различных музыкальных платформ. Ходили к друзьям домой, к тем, у которых интернет был мощнее, для того, чтобы скачать ту или иную песню. Один клип загружался сутки, и мы ждали. Сегодня есть море возможностей для того, чтобы стать музыкантом, и, между прочим, популярным. Правда для этого требуются талант, хватка, усердие. Сегодня есть iTunes, Spotify, можно без особых усилий прослушивать новинки, быть в теме.

- Каким вы себя представляете в более зрелом возрасте? Будете продолжать читать рэп?

- Если дыхалки хватит (смеется), буду продолжать читать. Мне сейчас 40 лет. А еще через сорок я, возможно, буду что-то усердно писать, наверное, рассказы. Сочинение коротких рассказов - это мое хобби. Публикую их на определенных сайтах под псевдонимами. Ведь многие наши известные писатели и поэты часто публиковались под псевдонимами, видимо, именно это воодушевило и меня. Кстати, одним из моих любимых азербайджанских поэтов-сатириков является Сабир.

 

- О чем вы пишите, какие темы затрагиваете?

- Пишу обо всем, на разные темы. К примеру, у меня есть произведение «Qadınlar erası». Это история о том, что придет день, когда женщины будут властвовать в мире, а мужчины окажутся в яме, откуда их по необходимости будут иногда вытаскивать. В моем произведении всю мировую науку создали женщины, и даже пирамиды построили они. Но в один прекрасный день какому-то мужчине удалось выбраться из ямы, и так случилось, что весь мир, который принадлежал женщинам, в одночасье переходит в мужские руки, и наступает патриархат. Поэтому до сих пор у мужчин где-то внутри таится страх, что в один прекрасный день женщины вновь посадят всех мужчин в ямы. Есть еще один образ, созданный мной, Геракл Шалварзаде. Геракл - потому что он вырос в патриархальном обществе, а Шалварзаде потому что брюки- это символ мужской одежды. Из-за того, что его фамилия Шалварзаде, его депортировали на Ямайку, где он открыл себе дёнярную и основал политическую партию. Вообще я люблю сюрреализм.

- С кем вы дружите, с рэперами?

- Нет, это люди других профессий. В последнее время рядом со мной творческих людей стало намного больше. Знаете, раньше в Баку существовала рэп-семья, "Caspian Clan", членом которой я являлся. Это уже история. В семье было 3 русскоговорящих, столько же азербайджаноязычных участников, продюсер и автор музыки. Я был самым последним, кто подключился к клану.

- А как туда можно было вступить, по каким критериям?

- Мне посоветовала вступить в рэп-семью Улькяр (MC Rain), одна из первых азербайджанских рэп-исполнительниц. Я был принят после того, как один из участников услышал мое выступление в столичном клубе. Мы все сильно сдружились. Если я дружу с человеком, то дружу так, что этого человека я впускаю к себе домой. Внутри мы были очень консервативным кланом. Например, если был запланирован дуэт, но один из участников выступал против, то все отменялось. Это были 2003-2004-ые года.

- Сегодня в Баку уже нет такой рэп-семьи?

- Я не слышал, может и есть. Тогда нам было от 18-ти до 20 лет. В настоящее время каждый участник нашей рэп-семьи занят своим делом, у многих семьи, дети. Порой мы переписываемся в WhatsApp, но не так, как раньше. К примеру, сегодня мы работаем с PRoMete (Парвизом Исаковым), у нас замечательные дружеские и творческие отношения. Мне легко с ним работать, потому что мы с ним знаем друг друга очень давно.

- И, как обычно: ваши планы на будущее.

- Продолжать писать, творить, исполнять, записываться, выступать, жить! И никогда не останавливаться!

****

Редакция Vesti.az поздравляет нашего собеседника, популярного рэп-исполнителя Урана с его Днем рождения и желает ему больших творческих успехов!

# 43761
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#