Ильхама Гасымова: В азербайджанском шоу-бизнесе было «грязно» - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО

Ильхама Гасымова

Ильхама Гасымова

22 августа 2023
# 20:00

Певица, о которой сегодня пойдет речь, хорошо знакома широкой публике. Исполнительница прославилась после участия в музыкальном проекте «Yeni ulduz», в котором заняла первое место. На протяжении многих лет она работала с зарубежными продюсерами, записывала песни и видеоклипы в Германии.

В интервью Vesti.az певица Ильхама Гасымова рассказала о своем нелегком творческом пути, жизни в США, возвращении на родину и потере близкого человека.

- Известно, что в течение нескольких лет вы проживали в США, однако вернулись в Азербайджан. Не планируете снова отправиться в Штаты?

- Я навсегда вернулась на родину, да и вообще, никогда не хотела и не планировала жить в Америке, но обстоятельства требовали моего там нахождения. Сначала собиралась пожить 6 месяцев, но они растянулись на год, а потом и больше.

- С чем был связан ваш отъезд в США, удалось ли продолжить заниматься творчеством вдали от родины?

- Я не могу назвать свой отъезд - переездом. Во время пребывания в Штатах я занималась музыкой, творчеством, состояла в группе, правда, непрофессиональной, но очень интересной и талантливой.  Из-за того, что мы много месяцев занимались только лишь репетициями и почти не выступали, я первая покинула коллектив. После меня ушли и остальные ребята. Потом мы вновь собрались в группу, в прежнем составе, но уже без лидера. Это была моя идея. После чего мы несколько раз выступали в Америке, но не ради денег, а из творческих соображений. Тем не менее, несмотря на занятия любимым делом, это не помогло мне справиться со скукой и тоской по Азербайджану.

Когда тебе 18-20 лет, ты можешь найти себе множество развлечений. А когда взрослеешь, то начинаешь понимать свой духовный мир, чаще ищешь любовь и общение с родными и близкими людьми. Думаю, видеть родных людей счастливыми стало самой важной целью в моей жизни. А за границей я не чувствовала себя счастливой.

- Почему вы сразу не вернулись в Азербайджан, если в Штатах чувствовали себя некомфортно?

- Будучи в отъезде, у меня вдруг начались панические атаки. Причиной послужил трагический случай - давка в Нью-Йоркском метро во время празднования Хеллоуина, в результате чего пострадали люди. В это время я тоже была там. Помню, поезд остановился минут на 30, и мы, пассажиры, просто принялись чего-то ждать. И вдруг мне стало плохо.  Дело в том, что я страдаю клаустрофобией, и обстановка подействовала на мое состояние. После этого случая я в метро не могла заходить месяцами. Именно поэтому столько времени не получалось вернуться в Азербайджан, ведь я боялась летать в самолетах. В 2020-ом году я все же прилетела на родину: приняла сильное успокоительное и всю дорогу общалась с друзьями, которые меня очень поддерживали. Но, если честно, я сама хочу пересилить этот страх. Знаю, что нужно лечиться, принимать соответствующие лекарства. 

- В нынешнем году ваш папа покинул этот мир. Примите наши соболезнования…

 - Так и есть, зимой этого года папы не стало. Его уход, очень сильно на меня подействовавший, явился неожиданностью для всех. Последующие шесть месяцев для меня были особенно тяжелыми, но я старалась быть сильной. Все так внезапно произошло, что, поверите, у меня даже не получалось плакать в связи с папиной смертью. Было очень трудно, мы с ним были очень близкими людьми. Я всегда делилась с ним самым сокровенным, просила совета. У меня нет своих детей, и папа с мамой в последнее время были мне как дети. Сейчас пришло осознание, что, вернувшись на родину, я поступила абсолютно правильно.

- Многие молодые люди мечтают жить в США, планируют переехать туда на постоянное место жительства. Что вы можете рассказать о жизни в Америке, к примеру, чем эта страна в бытовом плане отличается от Азербайджана, и где жить удобнее?

- В Азербайджане жить однозначно удобнее. Если же говорить про удобство в Америке, большую роль играет то, в каком штате ты будешь жить. Нью-Йорк - это мегаполис, где много всего интересного, замечательная инфраструктура, метро, автобусы, но, как и во всех больших городах, на транспорт уходит уйма времени. В некоторых штатах, например, наличие автомобиля просто необходимо, а в Нью-Йорке иметь автомобиль - ненужная трата денег, потому как это равносильно содержанию одного взрослого человека. Парковка стоит очень дорого, и ее редко можно найти. Я жила в Бруклине, и бывало так, что в течение 20 дней одна линия метро, ведущая в нужную мне сторону, могла просто не работать. Обычно до своего дома на метро я добиралась за 50 минут, а из-за неработающей станции приходилось пересаживаться на автобусы, и у меня уходило на дорогу часа три. Далее, чтобы получить какой-нибудь документ нужно очень долго ждать. Невольно вспоминаешь времена Советского Союза…

Хорошие моменты, безусловно, есть. Для богатых людей в США существуют отдельные услуги типа таких, какие у нас предлагают в Asan xidmət. То есть, если срочно нужно сделать или получить какой-либо документ, необходимо платить в десять раз больше.

- Вы как-то сказали, что имели там довольно скромные финансы, считали каждый цент. Что лучше: жить скромно в Америке или быть популярной и хорошо зарабатывать на родине?

- Не могу сказать, что у себя на родине я зарабатываю большие деньги. Я мало работаю на свадьбах, а они, как известно, и дают основной доход азербайджанским исполнителям. Мой репертуар не совсем подходит под свадебный формат, хотя о вкусах не спорят. Жить лучше у себя на родине, а путешествовать можно по всему миру. Не могу сказать, что я бедствовала в Америке, просто не люблю попусту тратить много денег. Вдруг возникнет какая-то форс- мажорная ситуация и мне понадобятся деньги, что мне делать в таком случае? Я всегда думаю о завтрашнем дне. Необходимо всегда иметь деньги для того, чтобы суметь выйти из сложной ситуации, которая может сложиться у каждого из нас. Люблю оставлять небольшую сумму для экстренных ситуаций - так мне спокойнее. Меня так воспитал папа.  

- С момента, как вы прервали творческую паузу, вами выпущены несколько песен -  «Baş komandan», «Nələr oldu», «Alo». Чего ждать слушателям в этом году?

-  Я пока нигде об этом не говорила, однако скоро планирую записать свою собственную песню. Она будет отличаться от  того материала, который исполнялся мной до сих пор. По ритму она будет напоминать народную песню, но в ней также будут присутствовать нотки шансона. Вообще, у меня есть свои песни, но они до сих пор нигде не звучали. Видимо, пришло время начать исполнять что-то свое. Ведь, когда поешь свою песню, ты ее правильно чувствуешь, и главное, никто не указывает, как надо петь. Кроме того, мы сняли клип на песню «Taleyim gəl». Это кавер-версия, которую я и участница проекта «Голос Азербайджана» Фируза спели дуэтом. Песня получилась немного джазовой. В сентябре клип на эту композицию увидят зрители.

- Одна из известных песен в вашем исполнении – это уже ставшая легендарной композиция Эльзы Ибрагимовой «Ey Vətən». До вас ее исполняли выдающиеся корифеи азербайджанской музыки Рашид Бейбутов, Флора Керимова, Акиф Исламзаде, Мубариз Тагиев. И, тем не менее, вы смогли вдохнуть в нее новую жизнь, она стала своеобразным гимном азербайджанцев. Какие чувства вы испытывали, когда вам, наконец, пару лет назад удалось спеть эту песню в освобожденной Шуше в рамках музыкального проекта канала AzTV?

- Это замечательная композиция! Кстати, «Ey Vətən» стала первой патриотической песней в моем репертуаре. Во время съемок клипа, которые проходили совместно с государственным телеканалом AzTV в Шуше, я увидела скалы, крутые обрывы, и ужаснулась, поняв, как нашим доблестным солдатам пришлось вести бои с недругом в этих сложных условиях. Помню, как по сценарию, испытывая невероятное чувство гордости, я стояла на «Джыдыр дюзю» на каблуках, над обрывом, и очень боялась упасть в пропасть. Очень боюсь высоты! Съемки клипа проходили весной, а в то время, когда шла 44-х дневная война, наши солдаты, на холоде и в грязи, в нечеловеческой опасности отвоевывали наши земли! Преклоняюсь перед каждым воином за отвагу и мужество!

- Вы находились в Азербайджане, когда было объявлено о победе нашей страны в 44-дневной войне и освобождении наших территорий от оккупации? Как вы встретили эту новость?

- Когда началась война, было очень страшно, потому что мои троюродные брат и племянник участвовали в боевых действиях, а моя двоюродная сестра была медсестрой. Мы беспокоились, не спали ночами, переживали. И, конечно же, спустя 44 дня, услышав новость о победе, мы были счастливы! Помню, как каждый день ждали выступления нашего президента Ильхама Алиева. Его слова «Qarabağ Azərbaycandır!» -  принесли нам счастье, гордость, радость, ведь этой победы мы ждали много лет!

- Ваша звезда на азербайджанской эстраде зажглась много лет назад. Но всегда создавалось такое впечатление, будто вы пытались быть в стороне от местного шоу-бизнеса. Почему?

- Сейчас все немного успокоилось, а тогда в азербайджанском шоу-бизнесе было «грязно», и мне не хотелось, честно говоря, во всем этом участвовать. И это несмотря на то, что в шоу-бизнесе можно было всегда заработать достаточно неплохие деньги. В то время мне улыбнулась удача, меня пригласили поработать в Германию, и я подписала контракт. Об этом, к сожалению, даже новое поколение не знает. Там я записала песню «Bei Mir Bist Du Sheen», она стала хитом, ее очень полюбили во всем мире, после чего у меня начался концертный тур по Европе. Это были годы счастья, с 2011-й по 2013-й мне вообще хотелось быть вдалеке от шоу-бизнеса. Видя, как можно профессионально работать и заниматься музыкой, я часто вспоминала проблемы, с которыми приходилось сталкиваться в Азербайджане, когда делаешь все сама, без помощника, и не только потому, что у тебя его нет, а из-за того, что просто некому доверить свою работу.

Многие азербайджанские продюсеры закрывают глаза на непрофессионализм исполнителя, без репетиций выводят артиста на сцену, говоря: «Эщщи, ничего, ничего! Пой да» …

Большинство певцов думают, что погрешности в их исполнении останутся незамеченными. Но они ошибаются. Слушая их, профессиональные музыканты все прекрасно поймут. Помню, немецкий продюсер, прослушав мою запись, сказал: «Нормально. Пойдет, если ты эту композицию именно так исполнишь у себя дома». Он настолько безжалостно это произнес, что мне было очень обидно. Я до сих пор не могу забыть этот случай… На протяжении долгого времени задавалась вопросом, почему он так сказал?

Вроде у меня хороший английский, без акцента. Немецкие коллеги наняли для меня американского учителя английского языка, чтобы произношение было на самом высоком уровне. Из-за того, что две англоязычные песни, которые я тогда записала, были спеты с явным акцентом, их никак нельзя было выпускать в свет. Кажется, это мелкие и незначительные вещи, но они могут испортить всю композицию. Были случаи, когда одну песню я записывала целую неделю. Мне тогда продюсеры сказали: «Пока не запишешь, никуда не поедешь, так как ты должна завершить эту песню!». Записывали ее многократно, не нравилось, начинали писать заново.

- На ваш взгляд, за время вашего отсутствия произошли какие-то качественные изменения в местном шоу-бизнесе? С кем вы поддерживаете отношения из творческой тусовки?

- Не могу точно ответить на этот вопрос, потому что не следила за развитием ситуации. Если судить по выступлениям тех артистов, которых я и раньше знала, мне кажется, произошел скачок назад. Но сегодня на азербайджанской эстраде появилось слишком много певцов, которых я совсем не знаю. Они, наверное, талантливы, у них миллионы подписчиков в социальных сетях, благодаря чему есть возможность заработать очень хорошие деньги.  

Если говорить об отношениях с коллегами по цеху, то не знаю, как они, я со всеми очень дружелюбна. Нельзя сказать, что я тесно с кем-то общаюсь или дружу, скорее, видимся исключительно на концертах. У меня хорошие дружеские отношения с актрисой и телеведущей Оксаной Расуловой, певицей Эльнарой Халиловой, она также является моей дальней родственницей. С некоторыми ребятами, которые участвовали в «Yeni ulduz», продолжаю с удовольствием общаться, иногда встречаемся все вместе.

- Вы являетесь одной из немногих представительниц Азербайджана, которой было предложено сотрудничество со звукозаписывающей студией Universal Music. Кроме того, вы достигли довольно значительного успеха в Германии: ваши совместные песня и клип с Dj Ogb стали очень популярными, вы были удостоены премии EMMAwards, у вас был большой тур по городам Германии и Австрии. Почему вы не продолжили карьеру в Европе?

- С известным исполнителем U-Jean и диджеем Dj Ogb у нас вышла совместная песня «Flying», и мы ее с большим успехом исполнили в эфире телеканала ZDF на передаче посвященной олимпийским играм в Лондоне. Почему я не продолжила музыкальную карьеру в Европе? Видимо потому, что мне было тогда 30+, и я думала о личной жизни, о создании семьи, рождении детей. Дело в том, что слава меня не может переубедить и обмануть. Я понимала, что мне нужно будет выбирать между карьерой и семейным счастьем, и выбор пал на семью. Но, к сожалению, мамой стать я не смогла. А так, конечно, благодаря своей песне «Bei mir bist du scheen» я могла обрести всемирную известность, и песня могла стать мировым суперхитом, хотя она и так полюбилась во многих странах мира.

- А почему она не стала суперхитом?

- Потому, что европейский Universal Music забрал песню себе, и никому ее больше не отдал. Они захотели, чтобы эта песня крутилась только в Европе. Sony Music попросили песню, чтобы сделать релиз в США. Увы, им отказали. Турецкие студии обращались ко мне, предлагали записать альбом, тоже безуспешно. Ни мне, ни вам, своего рода монополия. У нас же не так, и поэтому нужно ценить это. Мы принимаем с радостью всех зарубежных певцов, которые зарабатывают тут огромные деньги, участвуют в свадебных выступлениях. Мы с удовольствием идем на их концерты, сравниваем, затем оскорбляем своих исполнителей. Почему? Это неправильно.  К примеру, из Турции привозят исполнителей с гонораром в 60-80 тысяч манатов на коммерческие мероприятия. Нужно предложить хотя бы половину из этих денег нашим местным артистам, и взамен попросить, сказав, мы хотим вот такое великолепное шоу и исполнение на 40 минут. Нас когда-то спросили и не получили отдачу?

- Давайте поговорим о вашей личной жизни. Планируете ли вы вновь выйти замуж, создать семью?

— Это зависит не от меня, а от Всевышнего, судьбы, которая у каждого человека своя.  Если вдруг так получится, и я встречу своего человека, конечно, почему бы и нет, я вновь создам семью.

- Вы участвовали в национальном отборе на Евровидение в 2011 году, но уступили дуэту Ell & Nikki. Задумывались ли впоследствии о том, чтобы вновь попытаться и представить Азербайджан на конкурсе? И что вы думаете о самом Евровидении, как он, по-вашему, изменился за эти годы?

- Нет, не думала, и, если честно, я не хотела принимать участие в конкурсе. Когда в советское время транслировали Евровидение, я им восхищалась и мечтала попасть туда. Но тогда я не думала, что стану певицей. То время, когда Азербайджан представлял дуэт Самира с Эльнуром, конкурс был каким-то иным. Затем характер конкурса изменился. В 2011 году я не хотела принимать участие, если бы не совет от немецкого продюсера о том, что участие в Евровидении будет неплохо для моего портфолио.

- Скажите, что вы считаете самым большим успехом и самым большим провалом в вашей карьере до сегодняшнего дня?

- Успехов в моей карьере было несколько. Первый - это мое участие в конкурсе «Yeni ulduz», ведь до него я пробовала петь соло, но после поняла, что для сольной карьеры необходимы большие деньги. Помню, когда я пришла в «Yeni ulduz», то очень стеснялась, ведь была старше почти всех участников. Но я пришла и победила. Однако возникла проблема со съемками клипов, на которые тоже необходимы солидные финансы. Возникали вопросы, приходилось отшучиваться: «Жду, когда выйдет мой клип, трансляция которого будет проходить на MTV». И что вы думаете, через четыре года это случилось: на Universal Music вышел мой первый клип «Bei mir bist du scheen»! Очень правильно говорят, когда сильно чего-то желаешь, это обязательно сбудется. Нужно верить и уверенно идти к цели!

- Спасибо за беседу!

# 47352
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#