«В Азербайджане шакалов столько, сколько должно быть» - ПОЧЕМУ НЕ ВСЕМ РАЗРЕШЕНО УБИВАТЬ ХИЩНИКОВ
В социальных сетях обсуждают недавний инцидент, произошедший в Азербайджане. 67-летняя жительница Сальянского района Гюльзар Мамедова голыми руками задушила шакала. По словам женщины, она застала хищника в курятнике. Чтобы прогнать животное, Г. Мамедова сначала гоняла его палкой, била лопатой, а потом кинулась на него и задушила. Но перед тем как испустить дух, шакал поцарапал женщине руку. Благо с ней все впорядке, а вот хищнику не повезло.
О другом случае, произошедшем в Гёйчае, Vesti.az рассказал наш коллега, решивший на выходные отдохнуть с семьей.
«Отдыхать в районе – одно удовольствие: чего только стоит свежий воздух и тишина. Вот сидим, разговариваем и вдруг слышим вой. Я насторожился, не мог понять, неужели волки. Хозяин дома успокоил, сказав, что это шакалы и не стоит беспокоиться. Зашел в дом, вынес ружье и один раз выстрелил в небо. Как по мановению волшебной палочки, вой прекратился, и мы услышали, как кто-то бежит прочь. По словам хозяина, шакалы – частые гости, но ужасно пугливые. Немного придя в себя, не каждый день встречаешься с диким животным, мы продолжили наслаждаться отдыхом», - закончил свое повествование очевидец.
А вы то думали, дикие животные там, домашние – здесь? И все идет так, как должно? Ан, нет, бывают и исключения, которые плавно перетекают в закономерность. Почему же так происходит? Что пошло не так? Кто, чего не доглядел? На эти и другие вопросы Vesti.az попытался ответить сотрудник Института зоологии Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Эльшад Аскеров. Он утверждает, что шакалов на территории страны никогда не было мало. Советское правительство, считая их и других хищников вредителями сельского хозяйства и животноводства, разрешало отстреливать и уничтожать всеми доступными средствами. Именно это способствовало сокращению популяции вида. После смены власти никто уже этим не стал заниматься.
«Неправильно говорить, что шакалов развелось, хоть пруд пруди. Их столько, сколько должно быть. В природе есть некая ниша, которая должна быть заполнена. К примеру, у волков существует строгая иерархия: в стае только альфа самка может приносить потомство, остальные особи лишь кормят и оберегают ее детенышей. Когда охотник случайно или преднамеренно убивает альфу самку, другие получают право размножаться. Именно это и приводит к увеличению их численности. У шакалов также есть семейные социальные отношения. Однако если их не отстреливать, они заполонят страну. А все потому, что наша природа, температура воздуха, наличие кустарников, садов и огородов более благоприятны для их существования. Шакалы непривередливые животные. Они питаются мясом (грызуны, птицы, рыбы, черепахи), не гнушаются падали, любят виноград, арбуз, фундук (Закатала, Огуз, Габала). Поэтому во время изобилия фруктов и ягод, эти хищники становятся завсегдатаями гостями», - сказал наш собеседник.
Комментируя вопрос касательно того, что хищники должны сторониться людей, жить от них обособленно, но на шакалов это как-то не распространяется, Э. Аскеров пояснил, если раньше природной среды было достаточно для диких животных, то сейчас человек занял эти территории, используя их в своих целях.
«Видя, что им негде жить, животные начали привыкать к населенным пунктам, жить рядом с человеком. Поэтому часты случаи, когда шакалов видят недалеко от домов. Для взрослого человека хищник не опасен, если, конечно, он не болен бешенством. А вот на детей может и напасть, если увидит его одного без взрослых», - резюмировал сотрудник НАНА.
Между тем, директор Департамента по сохранению биологического разнообразия и развитию особо охраняемых природных территорий Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР) Хикмет Ализаде утверждает, что по законодательству охота на шакалов разрешена весь год, в отличие от других животных, потому что они считаются хищниками-вредителями.
«Любой гражданин может обратиться в региональное управление экологии и получить лицензию на отстрел шакала, заплатив 3 маната. При этом сотрудники управления точно будут знать маршрут охотника. В министерство часто обращаются жители регионов, сетуя на то, что численность шакалов возросла, но сотрудники региональных отделов не разрешают их отстрел. И правильно делают. Представьте себе такую картину: сельский житель, взяв ружье, пошел на охоту. Охотясь на кабана или оленя, в то время, когда этого делать нельзя, он будет ссылаться на то, что пришел за шакалом», - пояснил наш собеседник.
Х. Ализаде предупреждает, если шакал или другой хищник напали на человека, он, в целях самообороны, может убить или другим способом обезвредить животное, не имея при себе лицензии. При этом его не будут облагать штрафными санкциями. По его словам, получая информацию о нападении животного, местные органы экологии высылают постоянную комиссию, которая определенное время дежурит на указанной территории. В случае необходимости, члены комиссии также могут обезвредить опасного хищника.
«Что касается численности шакалов, то с уверенностью могу сказать, что она не возрастает. Я неоднократно предупреждал жителей сельской местности, чтобы они понимали, что соседствуют с медведями, волками, шакалами и другими животными. Им нужно быть предельно осторожными, особенно, если их дом расположен рядом с лесом», - резюмировал директор департамента МЭПР.
Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Отними у дикого животного привычный уголок, где он родился, охотится и размножается, и он станет твоим соседом на долгие годы. Сейчас это шакал или волк, завтра это может быть медведь. Ведь, согласитесь, не целесообразно и глупо уничтожать животных только из-за того, что они мешают развитию сельского хозяйства и животноводства. Может мы как-то «договоримся» и будем жить в гармонии?
Нармина Джавид
МЧС спасли 9-летнего ребенка, оставшегося за закрытой дверью-ВИДЕО
Восстановленный Карабах: 86% трудоспособного населения обеспечены работой
ГЭЦ объявил даты выпускных и вступительных экзаменов
Бюджетники в Азербайджане получат доплаты за ученую степень
В субботу в Баку временами пасмурно и юго-западный ветер
Две новые станции метро будут построены в Баку к 2030 году