«Умоляю, не трогай, ничего здешним не говори, дай мне уйти обратно» - НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ПОБЕДЫ -ФОТО

«Умоляю, не трогай, ничего здешним не говори, дай мне уйти обратно» - НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ПОБЕДЫ -ФОТО
19 января 2021
# 16:08

«Издали виднелся приближающийся Ambulans”. Заехав во двор центра, карета  скорой помощи могла повернуть только в сторону морга, или приемного отделения. Когда автомобиль поворачивал в сторону приемного отделения, нашей радости не было предела. Хвала Аллаху, не шехид».

Об этом рассказал Lent.az Ниджат. Один из тех, кто внес свою лепту в победу в ходе 44 – дневной Отечественной войны, находясь  в Лечебно- диагностическом центре в Физулинском районе.

И без всякого преувеличения его можно назвать героем.

Ровно 44 дня в эту больницу  поступали раненые, туда привозили и шехидов.

В течение 44 дней врачи и медицинский персонал этого центра  вели борьбу за жизни раненых солдат. 44 дня в эту больницу привозили раненых, принимавших участие в боях по всей линии фронта.

44 дня 113 карет скорой помощи беспрерывно работали, не оставляя  без помощи ни  одного раненого на поле боя.

Все эти 44 дня жители села Беюк Бахманлы жили и буквально  дышали этим центром. Они  оказывали помощь центру, выполняя работу врачей, медицинских сестер, водителей, поваров, санитарок. Ровно 44 дня.

Позднее мы вернемся к рассказу о драматических событиях, пережитых в этом Центре. А пока мы продолжим беседу с Ниджатом.

В селе у него была небольшая собственная аптека под названием «Амин». А 27 сентября началась война…

-Утром мне позвонили и сказали, что необходимы некоторые лекарства и шприцы. Я собрал все, что было в аптеке, погрузил в машину и отвез. Скоро стало ясно, что нужны еще лекарства.

В тот момент возникла паника. Все стали звонить друг другу. Нельзя было медлить. Я поехал в Бейлаган и собрал в известных мне аптеках все необходимое. Медикаменты владельцы аптек дали мне безвозмездно, я им благодарен за это. Затем я обратился к знакомым хозяевам аптек из соседних районов, все помогли, чем могли. Через пару дней число раненых стало расти. Я уже не мог никуда уехать и остался здесь до конца войны….

Первые дни войны были реально тяжелыми. Волонтер центра Вугар Аббаслы рассказал, что в первые дни войны не хватало коек, матрац и одеял. Жители села приносили постельные принадлежности из домов. Но в короткие сроки эта проблема была решена со стороны TƏBİB.

- Люди не уходили из центра. Каждый предлагал свою помощь, по мере возможности приносил необходимые вещи. А если помощь не принимали, люди обижались. Даже дети обращались  с просьбой позволить им хоть чем- то помочь, - пожалуйста, позвольте нам убрать солдатам постель, постирать их вещи, мы ничего другого не умеем.

Мы отвечали, что для этого есть медицинский персонал. Но они все равно не отставали. Представьте, что койки для раненых солдат были размещены во всех отделениях, даже в родильном зале и коридорах. Не хватало штативов для систем. Люди, стоя часами, держали системы, заменяя штатив, а баллоны для систем свешивали через руки…

На этом месте Вугар замолчал, Ниджат тоже. И мы….. Возможно, вам покажется странным, но по мере  рассказа наших собеседников, перед глазами возникала картина наподобие киноленты. Да, как в фильме. Как же велик азербайджанский народ! Как велик азербайджанский солдат!

- Водители «Ambulans»,  можно сказать, совсем не спали. Бывало, что я трижды в день посылал в Баку водителя. В четвертый раз шофер говорил, - уже сил нет, дорогу не различаю. Около десяти жителей села просили сесть за руль  автомобиля. Приезжали на своих машинах, предлагали использовать их автомобили в  качестве карет скорой помощи. Одна из машин скорой помощи подверглась обстрелу, у нас был шехид.

И знаете, что самое интересное? Управлять, координировать работу “Ambulans” – кто и  где находится, на каком фронте, в каком селе, где идут боевые действия  - не просто. Война за эти 44 дня научила  людей всему.

Владелец прачечной по имени Сейфеддин с ювелирной точностью управлял автомобилями “Ambulans” ,  с помощью которых была спасена не одна жизнь. Такие люди, как Ниджат, не имеющие специального навыка, проявляли такую самоотверженность,  будто являлись профессионалами в данном деле.

Рассказывает Вугар:

- Вдруг  раненый мог закричать, «у меня закончился кислород». Кто – то подключал его к аппарату, соединял провода. Врачи, приезжающие из Баку, поражались. Как  людям это удается? У них есть медицинское образование? Мы отвечали, - нет. Их научила война. Война нас многому научила. 

Кстати,  о врачах. Около 600 врачей  и медицинских сестер круглыми сутками вели борьбу за жизни раненых в течение этих 44 дней. Особенно много раненых было в первые три дня войны. В короткие сроки из различных уголков Азербайджана добровольно прибыли сотни врачей.

- Одна из наших односельчан Эльнура ханум проживает в Турции. Она приехала со своим мужем. Ровно месяц она не покидала здание  больницы. Там был врач по имени Анар. Он был одним из врачей скорой помощи. Один из домов в Гадруте он превратил в приемный пункт. Там оказывалась первая помощь солдатам, получившим огнестрельное или осколочное ранение от снаряда. А медицинские сестры… Они уже давно не были в своих домах. Здесь они не только исполняли свои обязанности медицинских работников, но были солдатам сестрами и матерями.

Расскажу вам об одном факте, о котором у меня осталось очень трогательное воспоминание. Все медицинские сестры носили в карманах халата по три- четыре пачки сигарет и зажигалку. Внезапно кто-то мог позвать: «Зажги мне сигарету». Тогда медсестра зажигала сигарету и,  сделав пару затяжек, передавала раненым, их одежда была пропитана запахом  сигарет.

Вугар говорит, что комнат для отдыха и сна врачей  не было.

- Были врачи, которые оперировали  12 часов подряд. Заканчивали одну операцию и сразу приступали к другой. Жители Бахманлы предлагали врачам свои дома, готовы были  окружить их заботой. Стирали  одежду, готовили им еду. Все понимали, что судьба солдат и офицеров находится в руках этих людей. Основный контингент раненых поступал в приемное отделение, там была своего рода мини- реанимация.

Первая помощь и небольшие операции проводились именно там. В небольшой комнате  одновременно работали 15- 20 хирургов, а это значит, что параллельно проводилось 15 – 20 манипуляций; наложение небольших швов, извлечение пуль из тела.

 Директор Центра Шаиг Шукюров сообщил, что около 900 человек персонала центра героически трудились день и ночь в течение 44 дней . « За этот период наши врачи провели около 500 операций. Из них 60  - на мозге. Абсолютно все, начиная от медицинского персонала и заканчивая  снабжением медикаментами, было организовано на высшем уровне.  Сегодня у нас осталось лекарственных средств на  десятки  тысяч манатов, мы вернем их TƏBİB».

Многие раненые прошли через это центр. Именно Ниджат решал вопрос  дальнейшего распределения раненых по лечебным учреждениям.

- Раненых с ожогами отправляли в Саатлы, там они получали дальнейшее лечение, им оказывали медицинскую помощь. Затем их перевозили в  больницу N 5 в Баку. Солдат с ранениями глаз отправляли в другое учреждение.

 

Если возникали осложнения – сразу в Баку, в клинику имени Зарифы Алиевой. В Евлахскую зону были отправлены, в основном,  солдаты с переломами. Там работали профессиональные врачи, не было необходимости везти их в Баку. Я помню всех раненых.

 

Иногда мне, человеку без медицинского образования, приходилось читать эпикриз и принимать решение. Порой,  я терял счет дням.

 

Помню, однажды, зашел в столовую, и повар спросила у меня, почему меня давно не было? Я был удивлен, и  вспомнил, что уже два дня ничего  не ел. Были  солдаты, которых даже четверо- пятеро мужчин не могли поднять, чтобы   перенести на носилки. Но Бог как – будто давал нам силы.

 

К нам поступил один тяжело больной, спецназовец, он был ранен в ногу. Когда медсестра хотела развязать шнурки на его ботинках, он не пустил ее это сделать. Он  сказал, что азербайджанской женщине не подобает развязывать шнурки.

 

Медсестра расплакалась после  этих слов. Были раненые, которые умоляли вернуть их обратно на фронт. «Умоляю, не трогай, ничего здешним не говори, дай мне уйти обратно». 

 

Мы говорили, как мы можем тебя отпустить, твои  раны все еще кровоточат? « Сделай что-нибудь, чтобы мы смогли сбежать»…

 

Продолжение следует...

 

 

# 8680
avatar

Сабухи Мамедли

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#