Релоканты из России: Мы вернулись в Москву, и поняли, что хотим переехать жить в Азербайджан - ИНТЕРВЬЮ

Релоканты из России: Мы вернулись в Москву, и поняли, что хотим переехать жить в Азербайджан - ИНТЕРВЬЮ
12 января 2024
# 20:00

Введение репрессивных законов и нарушение прав человека, войны и региональные конфликты, нестабильная экономика и изменение климата… Причин, которые заставляют людей покидать родные места огромное множество. Однако у более 110 миллионов (данные ООН – ред.) человек, объединенных единым термином «мигрант», есть одна общая черта: они вынуждены уезжать, а иногда попросту бежать в поисках безопасной жизни для себя и своих семей.

То ли в силу геополитического расположения, то ли в виду ментального гостеприимства, а может и карма у нашей страны такая - двери Азербайджана (даже при закрытых сухопутных границах-авт.)  всегда были и остаются открытыми для вынужденных или добровольных переселенцев, беженцев и мигрантов. Словом, для всех, кто искал и находил временное или постоянное убежище в Азербайджане.

Военный конфликт между Россией и Украиной поднял очередную миграционную волну.

В 2023-м году каждый 3-й, въезжающий в страну, имел при себе российский паспорт. Точной статистики мигрантов из РФ у нас нет, потому что: во-первых, на границе фиксируется только «въезд»-«выезд»; во-вторых, далеко не все приезжающие в Баку россияне подают документы на ВНЖ. Многие предпочитают, переждав положенный законом 90-дневный срок пребывания, выезжать и возвращаться снова. И в-третьих, для кого-то мы всего лишь «перевалочный пункт», транзитная зона, чтобы отдышаться и уже после искать постоянное убежище в третьих странах. Да и если быть уж совсем откровенными, мигрантами большинство россиян, покинувших Родину после начала войны в Украине, себя не считают. Предпочитают, чтобы их называли «релокантами»…

 «Когда я вернусь… А когда я вернусь?»

Елена и Артем Магидович покинули Россию осенью 2022 года. Переехали в Баку с двумя сыновьями 6 и 8 лет, и собакой. Им не грозил «призыв» на СВО, они не признаны «иноагентами» в своей стране, и над их домом не летали беспилотники. «В краю чужом» семья из Москвы искала прежде всего покой и безопасность.

- Почему именно Азербайджан?

Елена:

- Мы вообще изначально ничего не знали о вашей стране. Надо сказать, что в России Азербайджан ни как место для отдыха, ни для бизнеса, ни для проживания не позиционируется. В моем представлении до приезда сюда Азербайджан – это такой огромный «Садовод» (крупный вещевой рынок на Юго-Востоке Москвы по типу нашего «Седерек» - авт.)

Случилось так, что значительно раньше моя старшая сестра приехала в Баку по своим рабочим делам, и летом 2022 года мы всей семьей решили ее навестить. Баку влюбил в себя сразу – я, к примеру, не перестаю удивляться вашей прекрасной архитектурой, культурой, музыкой. Поразило число грамотных, интеллигентных людей, их дружелюбие и открытость. И, конечно же, большую роль в принятии решения сыграли море и прекрасный климат.

Уже тогда мы с Артемом задумывались о переезде. А так как у нас двое мальчишек, которым нужно учиться, общаться со сверстниками, жить в здоровой среде, то «тупо свалить на Мальдивы или Бали» мы, сами понимаете, себе позволить не можем. Но… куда? Если брать те же Грузию или Узбекистан, куда сегодня переезжают многие россияне, там все же нет того уровня жизни и образования, как здесь. В Турции прекрасно отдыхать, но с каждым днем все сложнее легализоваться. Для Европы, как мне кажется, у нас не совсем подходящее гражданство.

- А для Азербайджана?

- Знаете, Баку научил нас заново с гордостью говорить, что мы «москвичи». Здесь к нам такое понимающее и уважительное отношение - все намного приятнее, чем даже ожидалось. Из-за происходящего между Россией и Украиной мало где можно в мире встретить адекватное отношение к русским.

- Вам не кажется, что это больше «накрутка» российских СМИ на тему ненависти всех к, так называемому «русскому миру», чем оно есть на самом деле?

- Возможно. Но мы против не только этой, но и любой другой войны. И мы не сделали никому ничего плохого. Поэтому не хотелось бы сталкиваться с негативными выпадами просто в силу того, что тебе случилось родиться «не в той» стране. Мы уехали от той напряженной обстановки, которая царит в сегодняшней России. А это и бесконечное «закручивание гаек», и политизация системы начального школьного образования в России, и многое другое. Я же хочу, чтобы мои малыши развивались согласно возрасту…

- Вы открыли в Баку ресторан.  Было ли это сложно, пришлось ли столкнуться с проблемами с документами, с устройством детей в школу?

- После отдыха мы вернулись в Москву, уже понимая, что хотим переехать в Азербайджан. Хотя бы на какое-то время. И тут же начали изучать все вопросы, связанные с получением ВНЖ, трудоустройством, возможностями развития малого бизнеса, системой образования и т.д. Это не было спонтанным решением. Мы не бежали, теряя тапки. Мы уже понимали, куда мы едем и какой пакет документов нужно приготовить, чтобы спокойно здесь находиться.

 Артем:

- Я приехал первым, в сентябре. Сестра Лены находилась здесь, и я мог спокойно подобрать квартиру для семьи, осмотреться. В первое время просто тупо много гулял по городу. Он действительно очень красивый. Знакомился с людьми, изучал местный рынок…

В Москве, чтобы вовремя быть на работе, мне приходилось вставать в 5 утра и почти два с половиной часов добираться до офиса. Перед отъездом я уволился и приехал сюда в статусе безработного. Лена же еще какое-то время работала на «удаленке». Она с детьми и собакой приехала в Баку в ноябре.

Елена:

- Представляете, я работала в Москве пиар-менеджером сети азербайджанских ресторанов, не имея никакого представления о вашей стране! И уже приехав в Баку, пару месяцев продолжала с ними сотрудничать, пока не вышло соответствующее распоряжение, и мой работодатель поставил меня перед выбором: либо возвращаться, либо увольняться. Естественно, я выбрала второй вариант.  И мы договорились с Артемом, что два месяца будем просто отдыхать, ничего не планируя. Будем просто обживаться. Еще на прошлый Новый год мы не понимали, чем сможем здесь заниматься, на что жить и удастся ли нам остаться в Баку.

- То есть, два месяца вы не искали работу и просто тратили привезенные из Москвы деньги?

- Я смотрела вакансии по специальности – профессиональный пиарщик. Закончила журфак МГУ, стажировалась в Фонде имени Артема Боровика, но мне никогда не была интересна журналистика как таковая. Кроме того, максимально, что мне предлагалось в Баку – это з/п в размере 800 манатов в месяц. Вы же понимаете, что, если у тебя семья, дети, съемная квартира, и ты в чужой стране — это очень небольшие деньги. По крайней мере они не покрывают расходов. Вот Артем у нас пытался работать поставщиком рыбы…

Артем:

 - Во время своих долгих прогулок выяснилось, что бакинцы очень любят рыбу, а рынок либо недостаточно заполнен, либо дорогой. Нарвался на магазин, где продавалась замороженная норвежская рыба. Принес домой, замариновал, получилось очень вкусно. Договорился с магазином о продаже мне морепродукта по оптовой цене. Так что только в прошлый Новый год мне удалось продать около 30 килограммов готового продукта.

Я вообще очень люблю готовить. У нас был частный дом в Подмосковье, куда мы перебрались, когда родились дети. И у нас часто собирались компании, основные блюда всегда были на мне.

Елена:

- Друзья все время советовали Артему открыть свое заведение, но я «гасила» эту мечту мужа. Во-первых, потому что была уверена, что мой супруг крайне сильный управленец и срываться сейчас в неизвестный бизнес непредусмотрительно. Во-вторых, до недавнего времени мне эта сфера самой не была сильно интересна. Но через два месяца в Баку мы решили, что будем открывать свое заведение. И, прежде всего, для бакинцев.

Артем:

- Пообщавшись с вашими соотечественниками мы поняли, что в ресторанном сегменте в основном представлена местная и турецкая кухня. Также есть большой спрос на коктейльные напитки. А мы много ездили, и вообще «гастрономически избалованы».  Поэтому требования к меню у нашего заведения весьма высокие.

Елена:

- Кроме того, мы хотим сделать наш ресторан местом, где будут собираться те, кто приезжает в Баку, на время или навсегда, чтобы люди знакомились, делились своими историями и опытом… Если заметили, мы все время с гостями.

- И все же меня больше интересует бюрократическая сторона дела. Насколько трудно было оформить ВНЖ?

- Вообще не трудно. Согласно вашему законодательству, было необходимо положить в банк определенную сумму – она у нас была, мы как раз копили на квартиру в Москве. На оформление бизнеса потребовалось немного времени, и беготни на сбор документов, но тоже ничего сверхъестественного…  Сына приняли в школу согласно регистрации по месту жительства, и хотя сейчас мы переехали, дирекция учебного заведения заверила, что младший будет принят в первый класс на основании учебы там старшего брата. Более того, мы сами не ожидали, но сын сдал экзамены и его приняли в экспериментальный класс с меньшим количеством детей и углубленной программой.

- Мы с вами говорим все больше о положительных сторонах переезда. Может вы еще не отошли от эйфории? Ну не может быть все так легко и просто.

Артем:

- Конечно, не все легко. Но если мы говорим о сложностях, то здесь, скорее, различие в ментальных особенностях, к которым мы с трудом привыкаем. Вы живете «на расслабоне», что свойственно многим южным курортным городам. Отсутствие даже не пунктуальности, а намека на оную, в первое время просто выводило. Человек может опоздать на встречу не то, что на 10-15 минут, а на полтора-два часа и не понимать твоего недовольства: ну я же пришел. В любой другой стране мир максимальный лимит опоздания на встречу – 15 минут. Больше никто никого не ждет.

Хуже, что чаще с тобой вообще никто ни о чем не договаривается. Поставщики, сотрудники банков, представители коммунальных служб – многие приходят вообще без предупреждения. То, что тебя может не оказаться на месте, никого не смущает – «позже зайдем». Это тоже как-то не очень понятно.

Время – очень ценный сегодня ресурс. Но не в Азербайджане. Смущает отсутствие нормального скоростного интернета и интернет-доставок продуктов из супермаркетов. Кстати, цены на те же продукты, не считая овощей и фруктов, у вас дороже, чем в Москве. Рынок обслуживания тоже оставляет желать лучшего: такое ощущение, что у людей нет заинтересованности тебе что-либо продать. Касается это практически всего: от продажи помидор до тех же услуг и ресторанного сервиса.

Например, мы убираем из счета цену за блюдо или напиток, которые – не важно, по объективным или субъективным причинам, не понравились гостю. На нас смотрят просто «квадратными глазами». Но подобная практика существует во всем мире.

Вот, пожалуй, главные три триггера, с которыми пока сложно мириться: нулевой сервис и отсутствие клиентоориентированности; полное отсутствие понимания и значения времени; недооценка репутационной значимости.

Но я думаю, что с развитием туризма, а также учитывая миграционные процессы, все это здесь будет развиваться в самое ближайшее время и ускоренными темпами.

А с другой стороны, нас настолько все устраивает сейчас, что вообще не тянет на негатив. Что-то мы списываем на ментальные особенности, что-то на человеческий фактор… И вообще, стараемся смотреть на все с юмором.     

«Сжигать корабли скоро будет не модно…»

Удивительная насмешка истории: большая волна новой эмиграции из России после начала военных действий с Украиной совпала со столетним юбилеем отплытия «Философского парохода» в 1922 — 1923 годах. На набережной Лейтенанта Шмидта петербургским философским обществом установлен памятный камень, на котором значится: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки». В списке инакомыслящих за 1922 год оказалось 195 человек.

В конце прошлого года журнал Forbes писал, что после 24 февраля 2022 года из России уехали от 600 тысяч до 1 миллиона человек. Если уж высылка из Союза Трубецкого, Кизеветтера, Франка, Лосского и других — не казалась тогда трагедией, что уж говорить о сегодняшнем дне, где из РФ отчалили условные айтишники и Гребенщиков…

«Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее», — писал оказавшийся на пароходе великий русский философ Николай Бердяев.

# 33615
avatar

Алена Мясникова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#