Поствоенный синдром: Приказано жить – ИЗ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА

Поствоенный синдром: Приказано жить – ИЗ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА
18 июня 2022
# 16:59

Сколько людей, столько и судеб, столько и проблем. Большинство даже не замечает, что часть переживаемых проблем связано с психологическим настроем. Психолог Гюляр Ахмедова в своей рубрике рассказывает о конкретных случаях:

День десятый… 

В этот день очень многим в моей стране было плохо.  Молодой человек прошедший войну ушёл из жизни по собственному желанию. Суицид... В войне не погиб, пуля его не взяла. Но жить дальше тоже не было суждено.  О чём думал человек в расцвете сил, когда натягивал веревку? Как солдат- победитель проигрывает перед буднями? Что испытает человек в последнюю минуту?

Все дело в том, что возникает ситуация, при которой люди сначала испытывают эйфорию, а затем их накрывает чувство вины. 

Они думают: «Я его убил и чувствовал себя нормально после этого». На биологическом уровне, средний мозг – «мозг животного» – не чувствует раскаяния по поводу убийства. Но затем другой мозг – «мозг человека», – который доминирует, говорит мне: «Я должен испытывать вину за содеянное». 

И после этого начинается бесконечный процесс в попытках примириться со случившимся. Но в наших силах прекратить это хождение по кругу, объясняя, что отсутствие чувства вины после боя — это естественно.

Для своих читателей хочу пояснить, что, средний мозг – часть центральной нервной системы, отвечающая за синхронизацию информации поступающей от органов чувств с двигательной активностью и контролирующая концентрацию нашего внимания.

Дорогие друзья, кто смотрел фильмы о войне, знакомы с явлением «возвращения в прошлое». Обычно это выглядит так: солдат, недавно вернувшийся с войны, идёт по улице, слышит или видит что-то, что напоминает ему о сражении, и в этот момент картинка переносит нас в прошлое — на поле боя. Так выглядит придуманная Голливудом интерпретация существующего психологического явления, называемого «воспоминание пережитого».

«Будучи ребёнком, сколько раз Вы касались горячей сковородки? Один раз. Коснувшись ее, вы вскрикнули, и после этого установилась сильная неврологическая связь. Средний мозг сказал: «Никогда более не касайся этой сковородки» и Вы запомнили это на всю жизнь. Но вероятность погибнуть в бою воздействует на психику значительно сильнее, чем воспоминание об ожоге от сковородки. 

И так же, как и в случае с горячей сковородкой, она запоминается глубоко и прочно и если Вы не предупреждены о существовании такой связи, Вы не понимаете, что с Вами происходит: Вы слышите громкий взрыв, сердце начинает бешено биться, вы отчаянно хватаете ртом воздух… 

Военные психологи предупреждают бойцов о возможности повторно ощутить те же эмоции и чувства, которые они испытывали во время войны. Это может привести к посттравматическому стрессовому расстройству, если не принять соответствующие меры.

Многие участники боевых действий предпочитают не говорить о войне, либо говорить о ней неопределённо и пренебрежительно. 

Это естественно. Мозг не любит заново переживать травматические события. Но попытки упрятать тяжёлые воспоминания поглубже только усиливают их.

Военные могут сойти с ума в попытках забыть. В конечном итоге, это закончится психическим расстройством. Необходимо примириться с собственной памятью. Необходимо разделить пережитые события и эмоции, которые их сопровождали. 

Одним из приемов, применяемых в терапии, является прием отвлечения, суть которого состоит в том, что рассказ о пережитых событиях сопровождается выпиванием жидкости. Прием жидкости – мощный биологическое процесс, который активизирует работу среднего мозга, и дает ощущения безопасности. 

Повторение этого процесса несколько раз поможет разорвать связь между воспоминаниями о событиях и их эмоциональной составляющей. Т.е. поговорить об этом за пивом со своими друзьями действительно чертовски правильно, но важно знать меру, иначе результат злоупотребления алкоголем может быть обратным.

Сразу после начала боевых действий, многие, если не большинство, солдат начинают глубже осознавать спокойствие и комфорт мирной жизни. Желание возвратится к ней становится непереносимым. Но так бывает не всегда. Некоторые солдаты, особенно пережившие тяжелые бои, начинают тосковать по ним. Но, в этом нет ничего противоестественного.

Они подобны бойцовским псам, которые постоянно ищут драки. Я знал парня, который несколько раз возвращался на ротацию в передовую. Он утверждал, что это самый восхитительный опыт в его жизни. Многих парней призывают в армию, но за редким исключением, никого не заставляют идти туда повторно. Они возвращались потому что хотели. Это было апогеем их жизненного опыта. И в этом нет ничего плохого или неправильного. Такие люди нужны человечеству, а им нужно гордиться собой и тем, что они делали.

В марте сего года, «The Independent» писала, что за последние два месяца 14 британцев, воевавших в Афганистане, совершили самоубийства.

По словам депутата парламента Великобритании Джона Мерсера, речь идет о смертях бывших солдат «конкретного подразделения, служивших в Афганистане в самое кровавое время». Издание отмечает, что совершившие самоубийства были участниками «Операций Геррики» — это кодовое название для всех британских операций в Афганистане, проводившихся с 2002 года до конца боевых действий в 2014-м.

К концу 2014 года в ходе этих операций погибли 453 британских солдата. По данным на февраль 2018-го, совершили самоубийства 29 участников «Операций Геррики». Как пишет издание, зафиксированная недавно волна самоубийств ускорит планы правительства по созданию новых служб охраны психического здоровья для ветеранов войны.

Итак, нашему правительству тоже срочно нужно усилить меры. Четко отслеживать психологическую помощь военным.Торопитесь, господа! Психологи могут спасти жизни и судьбы родителей и детей наших военных. 

# 9231
avatar

Гюляр Ахмедова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#