Они приходят в школу только для того, чтобы получить мизерную зарплату – КАК МИНИСТЕРСТВО РАЗБЕРЕТСЯ С МОДНОЙ ПРОФЕССИЕЙ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Чтобы иметь хоть какое-то представление о том, кто такой психолог, достаточно обратиться к нашей всезнайке Википедии. А она, в свою очередь, гласит: «Психолог - специалист, педагог, занимающийся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности с целью оказания психологической помощи...». Определение немного трудное для восприятия и понимания, но ключевым является слово «педагог», к которому мы вернемся позже.
Дело в том, что в последнее время специальность психолога стала обсуждаться чуть ли не каждый день. При этом население разделилось как бы на два лагеря: одни уверены, что психолог – это модная тенденция, другие в поисках профессионалов, тратят огромные деньги, надеясь, что, наконец, найдут «себя в себе».
Что касается модной тенденции, то она витает практически везде. Ребенок, отвечая на вопрос взрослых: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» - «Психологом», не задумывается над истинным предназначением этой профессии, и насколько она ответственная.
Другой пример. Около двух месяцев назад редакция Vesti.az побывала в городе Закатала, где на каждом шагу нас приветствовали одноэтажные строения с вывеской «Психолог». Еще там мы задались вопросом, для чего маленькому городку так много «пунктов» по оказанию психологической помощи. Естественно, это был всего лишь риторический вопрос, ответ на который априори не должен следовать. На самом же деле, здесь имел место больше «модный» подход, нежели профессиональный.
Психологи нужны не только взрослым, но и детям, особенно в пубертатный период (половая зрелость) их развития. А он приходится на школьные годы. Поэтому в данном вопросе важная роль отведена школьным психологам. Учитывая то, что в республике около 4500 школ, из которых 1289 - малой комплектации (учится до 100 учеников), представьте себе, сколько нужно профессиональных психологов?! Если заглянуть в любое общеобразовательное учреждение и задать вопрос руководству, есть ли у них психолог, ответ будет один – «Штат предусмотрен». Однако есть и такие, где «Штат предусмотрен, но человека нет».
Между тем, Министерство образования ведет работы по увеличению количества штатов в школах для привлечения дополнительных психологов. В связи с этим, с 24 по 28 декабря прошло диагностическое оценивание психологов, которое должно было помочь выявить их профессиональный уровень, а также знания по специальности. Если верить данным ведомства, сегодня в общеобразовательной системе задействовано около 3000 психологов, из которых более 300 человек работают в бакинских школах, около 2500 – в региональных. Несмотря на это, ощущается нехватка еще 800 кадров. Как только завершится диагностическое оценивание, министерство планирует сесть за стол переговоров и обсудить повышение психологам заработной платы.
Нас также интересовали вопросы низкой заработной платы школьных психологов, как часто молодой специалист выбирает работу в общеобразовательных учреждениях, как министерство планирует решать проблему нехватки психологов в школах. К сожалению, мы так и не смогли получить ответы от ведомства, несмотря на то, что с момента обращения прошло около месяца.
Интересно, почему в советское время так остро не стоял вопрос школьных психологов. Неужели дети не нуждались в помощи профессионалов? Конечно, нуждались. Да, сейчас другое поколение, но ребенок, особенно в подростковом возрасте, всегда нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и указали правильный путь. Эту роль испокон веков выполняли учителя средних школ. Обучаясь в вузах, они осваивали не только специальность и методику ее преподавания, но и психологию. Полученные в стенах университета знания, давали педагогу силу держать под контролем учебный процесс. Стараясь решить внутришкольные проблемы, не привлекая родителей, педагог становился «героем нашего времени». Сейчас учителя считают, что их работа заключается лишь в донесении до учащихся тех или иных знаний (хотя и этот момент спорный), а воспитанием и психологическим составляющим ребенка должны заниматься родители.
Из вышесказанного возникает вопрос, если педагог по собственному желанию частично отказался от своей миссии, убрав психологическое воспитание, нужно ли восполнить брешь внедрением в общеобразовательный процесс школьного психолога? На этот и другие вопросы попыталась ответить психолог Рена Алиева. По ее словам, некоторые школьные психологи не выполняют поставленные перед ними задачи, «интерпретируя» профессию на свой лад.
«Психолог может быть предметом манипуляций (самое страшное наказание назначено учащемуся за шалости или драку). В другой школе психолог приходит на работу, чтобы получить заработную плату. Есть также психологи, которые отвечают за подготовительную программу дошкольного обучения, оценивая уровень развития ребенка, его эмоциональный и интеллектуальный аспекты», - пояснила наша собеседница.
Говоря о работе с детьми школьного возраста, Р. Алиева сообщила, что любит строить системы и имеет большой опыт в этом деле.
«Мне было бы интересно работать в Министерстве образования, есть что предложить. Я считаю, что школа – это место, где маленьких и юных граждан готовят к взрослой жизни. Не секрет, что все мы родом из детства. Часто человек в возрасте старше 30 приходит в состоянии, когда ему необходимо проработать детские травмы. Думаю, лучшее, что могут сделать сегодня школьные психологи – помочь учащимся и преподавателям на основе выработанной системы», - резюмировала психолог.
Следующим наших экспертом в данном вопросе стал глава отдела информации и аналитического исследования Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюн Сафаров. Он утверждает, что население Азербайджана не может разграничить понятия «психологическая помощь» и «психиатрическая помощь», отожествляя их. Возможно, по этой причине у людей появляются комплексы, из-за которых они пренебрегают помощью психологов.
«Что касается ситуации со школьными психологами в стране, то в регионах она печальнее, чем, к примеру, в Баку. Законодательство частично регулирует оказание юридической, социальной и психологической помощи, но необходимо детальное регулирование, чтобы в бюджет ежегодно были внесены специальные дополнения в создании психологических центров и психологической помощи. К примеру, в бюджете на 2020 год предусмотрена статья об оказании бесплатной юридической помощи. Было бы хорошо включить и бесплатную психологическую помощь. Кроме того, в законодательство необходимо внести некоторые изменения. Одним из них является принятие каких-либо решений, будь то судебное постановление или уголовное дело на следственном этапе, с учетом мнения и заключения психолога. Такая практика применяется в США, Франции, Германии», - пояснил глава отдела.
Э. Сафаров считает, что на 1000 учеников необходимо минимум 2-3 психолога. При этом необходимо пересмотреть заработную плату, чтобы они полноценно работали и не уходили из школ.
«В Скандинавских странах, Канаде, Австралии, Новой Зеландии развита профессия школьного психолога. Люди работают медиаторами, являются друзьями школьников, помогают им, выполняют работу превентивного характера, направленную против буллинга, физического и психологического насилия в учебных заведениях. При нелицеприятном поведении психологи напрямую работают с детьми и родителями. В Азербайджане, к сожалению, ситуация немного иная. А все потому, что у нас нет профессиональных психологов в таком количестве, чтобы психологическая помощь оказывалась в рамках поддержки семьи и школы. На сегодняшний день это является основной проблемой, которую мы видим в системе защиты прав детей в образовании. К сожалению, не все психологи являются профессионально подготовленными кадрами. Необходимо заняться их сертификацией», - резюмировал наш собеседник.
Нармина Джавид
Сотрудники МЧС спасли 9-летнего ребенка, оставшегося за закрытой дверью-ВИДЕО
Восстановленный Карабах: 86% трудоспособного населения обеспечены работой
ГЭЦ объявил даты выпускных и вступительных экзаменов
Бюджетники в Азербайджане получат доплаты за ученую степень
В субботу в Баку временами пасмурно и юго-западный ветер
Две новые станции метро будут построены в Баку к 2030 году