Он не убийца – он болен!.. Ахмедов признан невменяемым - МНЕНИЕ
Накануне, 8 апреля Генеральной прокуратурой Азербайджана были обнародованы результаты психиатрической экспертизы в отношении Ахмеда Ахмедова, обвиняемого в убийстве пятерых членов своей семьи в Баку.
Как сообщали Vesti.az, согласно заключению врачей, Ахмед Ахмедов совершил преступление, находясь в невменяемом состоянии, потому что страдает психическим заболеванием. Данное заключение было представлено в следственный орган.
На основании вышеизложенного, было дано разрешение на отправку Ахмеда Ахмедова из изолятора, где он содержался, в специализированную больницу для повторного проведения экспертизы.
«Говорят, что я совершил преступление в припадке умопомешательства. Выдумают же! Посмотрели бы только на меня в то время, полюбовались бы, с каким благоразумием я действовал! Сколько было у меня осторожности, предусмотрительности и ловкости!!!»… (Эдгар По).
Невменяемость Ахмедова – это то, чего общественность опасалась больше всего. Судя по тому, как 25-летний Ахмед убивал своих родных и после подробно все описывал следователям, ею там и не пахло…
Напомним, что 13 февраля текущего года, в канун Дня Влюбленных, Ахмедов, приехав домой, ножом прирезал собственного отца – Мехмана Ахмедова 1977 г.р., после чего отделил его голову от тела. «Я понял, что ножом разделывать трудно и пошел в магазин за топором», - расскажет Ахмедов следователям после задержания.
В ближайшем хозяйственном магазине, топор ему не продали – видимо, заподозрили неладное, увидев человека со следами крови. Владельцев второго маркета вид Ахмедова не смутил, и он вернулся с покупкой домой, предварительно позвонив матери, которую попросил прийти пораньше.
Ничего не подозревающая Бикя Ахмедова 1972 г.р., директор среднеобразовательной школы № 59 Хатаинского района столицы, забрала с занятий 8-летнего младшего сына Мухаммеда и приехала домой. Тем самым купленным топором Ахмед зарубил мать с малолетним братиком, после сел в машину, подаренную ему родителями, и отправился к сестре, проживавшей с семьей в частном доме Сураханского района. Тут надо отметить, что психически больной и, как выяснилось, неоднократно привлекаемый Ахмед Ахмедов таксовал на машине. Причем вполне официально, будучи подключенным к одному из популярных операторов перевозок.
Семья Ахмеда знала о его болезни, и мать неоднократно предупреждала дочь, 27-летнюю Эльмиру Ахмедову, не открывать ему дверь, если тот приедет. Но Эльмира ослушалась. Ахмед зарубил сестру и 4-летнюю племянницу, и, как ни в чем не бывало, уехал.
В ходе следствия выяснилось, что Ахмед Ахмедов был обижен на родителей, считая себя «недолюбленным ребенком». Хотя покойные мама с папой купили ему отдельную квартиру, ежедневно выдавали на «мелкие расходы» минимум 30 манатов и исполняли любые прихоти. Правда, по уверениям соседей и близких семье, - делали это Ахмедовы больше потому, что боялись своего не совсем адекватного сына.
На первичных допросах молодой человек вел себя крайне агрессивно, без колебаний сознался в совершенном преступлении, достаточно четко описал последовательность совершенных убийств и, более того, заявил, что спланировал их заранее.
На вопрос же следователей, почему он совершил данное преступление, мужчина ответил: «Я убил их, потому что так было надо».
По сообщениям ряда местных информагентств, родственники не принимают участия в дальнейшей судьбе Ахмедова, не интересуются его состоянием и условиями содержания, а защищает убийцу государственный адвокат. Но уже тогда всех насторожили слова дяди убийцы, который в своих интервью говорил, что Ахмед серьезно болен и нуждается в психиатрической помощи.
«Я таков, каким вы меня сделали, и если вы называете меня бешеной собакой, дьяволом, убийцей, недоноском, то учтите, что я - зеркальное отражение вашего общества.» (Чарльз Мэнсон, американский маньяк-убийца, 1934–2017).
В принципе, этой трагедии могло бы не произойти. Директор правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов ранее говорил в своих интервью Vesti.az, что встречал подобных Ахмедову осужденных среди «пожизненников».
Однако, по мнению Зейналова, основной причиной трагедии стало покрывательство родными Ахмеда Ахмедова. Так, еще в подростковом возрасте было «замято» дело с ранением соседа во время ссоры – Ахмедов пробил ему руку ножом.
«Понятно, мать с отцом смогли договориться с соседями. Но почему подросток тогда не был поставлен на учет и не находился под наблюдением?!»,- задается вопросом правозащитник.
По мере того, как расследуется дело, находятся новые факты. Так, буквально за день до убийства Ахмед Ахмедов был задержан районным отделением полиции за мелкое хулиганство и… благополучно отпущен. Остается только предполагать, что в дело снова мешались родственники будущего убийцы.
Погибшая Бикя Ахмедова, будучи директором школы, также поощряла неадекватное поведение сына. В последнее время даже не настаивала на том, чтобы он принимал препараты. А уж о том, чтобы поместить Ахмеда в клинику - не могло быть и речи. Женщина была категорически против, чтобы ее сына упекли в «сумасшедший дом».
Единственный, кто пытался настаивать на лечении, был погибший от руки сына отец. Но, как выяснилось, силы были не равны.
В принципе, купленные Ахмеду квартира, машина, выдаваемые деньги, - сегодня их можно расценивать не как элементы «баловства» родителями «любимого сыночка». Скорее родственники, которые, по показаниям соседей, сами побаивались Ахмеда, таким образом от него откупались.
В современном обществе наблюдается тенденция увеличения психических заболеваний. Агрессия и безразличие приобрели характер нормального эмоционального состояния. Однако принудительное лечение в нашей стране возможно только в том случае, если человек совершит преступление в невменяемом состоянии. Во всех остальных - нужно согласие родных больного или его самого.
Напомним, что эти правила в Азербайджане начали разрабатываться в 2008 году. В законодательный орган был представлен проект «О мерах по улучшению условий проживания психически больных людей», который гласил, что отныне в Азербайджане без разрешения и желания психически больного человека изолировать его от общества станет невозможно. Закон якобы гарантирует защиту прав психически больных людей.
«Прощать убийцу — значит убивать» (Эдгар По).
Возможно, Ахмед Ахмедов действительно совершал преступление в состоянии невменяемости и обострения заболевания. Вопрос в том, чем закончится данная история.
Может, как с бывшим арт-директором Buta Palace Рамизом Тахвели, признанным виновным в убийстве собственной жены, который умер в психиатрической больнице. Об этом стало известно только на прошлой неделе.
Но может случится и история, в которой медики, лет через 5-7, не без ходатайства того же «дяди», решат, что Ахмед здоров. Он выйдет на свободу под опеку родных, снова начнет таксовать, либо займется еще чем-то. В лучшем случае, «обидится» на родственников, в худшем – на пробегающих мимо детей…
Как бы грустно не звучало, но Ахмед Ахмедов – это порождение нашего сегодняшнего общества. Того самого, которое исковеркало понятие «наш менталитет», живущего с оглядкой на то, «что скажет сосед», бесконечные «понты» и «отмазки». Общества, в котором со смаком обсуждаются подробности совершенного убийства и которое ждет сейчас кровавой расправы над тем, кто его совершил.
Хотя, родись Ахмед Ахмедов в другой стране или в другой семье, получай он адекватное лечение с детства, проходи реабилитацию, возможно, он прожил бы долгую и счастливую жизнь, и принес бы немало пользы…
Алена Мясникова
Синоптики объявили «желтый» уровень ветра на пятницу
В Азербайджане количество трудовых пенсионеров увеличится на 8 тысяч человек
В Азербайджане ликвидированы Госцентр переводов и Центр языкового мониторинга - РАСПОРЯЖЕНИЕ
В пятницу в Баку пасмурно и северо-западный ветер
Министр: В Азербайджане пакет социальных реформ охватит до 3 млн человек
Министр представил план реформирования образования и науки в Азербайджане