Избиение психбольного в больнице в Маштаги как символ глубины проблем в Минздраве -ВИДЕО
На фоне неожиданно нависших над Баку дождевых туч в середине августа из глубин Республиканской психиатрической больницы №1 в Маштага донеслись тревожные известия. Жестокое избиение пациента, произошедшее в этом учреждении, стало символом не только трагедии конкретной семьи, но и глубоких системных проблем, затронувших сферу психиатрического ухода.
Это происшествие обнажило не только непрофессионализм и безразличие медицинского и охранного персонала, но и явно продемонстрировало провалы в системе здравоохранения страны в целом.
Судите сами: Элькин Керимли, сын пострадавшего, стал тем, кто поднял завесу над этим мрачным спектаклем. Его видео — это не просто кадры, это крик о помощи.
«Как такое возможно, что в ночную смену никто не заметил и не услышал избиения? Много полицейских и медперсонала, и все как мраморные статуи!» — восклицает Керимли.
По словам Элькина, его отец был доставлен в больницу на машине скорой помощи два дня назад, и вместо срочного медицинского вмешательства столкнулся с равнодушием.
«Врач сказал, что пациент умирает, и предложил отправить его домой. Что за безумие? Мы сидели и ждали, пока кто-то наконец-то придет! Как это может быть возможно?» — удивляется сын.
Хотя удивляться в целом нечему: больница не хочет портить статистику еще одним «жмуриком». Ведь в случае смерти пациента неизбежно последуют проверки и «выяснение обстоятельств», а это клинике совершенно ни к чему. Поэтому в отечественных медучреждениях распространилось негласное правило: если медицина бессильна, а родственникам нечем платить, то пациента лучше отправить домой.
Но мы сейчас не об общем, а о частностях. Вернее, о частном случае, который, как долгоиграющий чирей, наконец прорвался и выявил наружу множество проблем. В частности, и тех, кто непосредственно связаны с освещением социальных проблем в стране.
Понятно, что у любого человека, посмотревшего видео, выложенное в соцсети с избитым до полусмерти Керимли, возникает множество вопросов. Начиная от банальных — за что можно было так изуродовать человека в медучреждении, в арсенале которого для успокоения самых «буйных» предусмотрены седативные медикаменты? И заканчивая вопросом: кто так поиздевался над человеком и что показывают камеры, которые, как известно, в больницах и клиниках страны не установлены разве что в туалетах?
Ну и множество других «попутных» вопросов. Пресс-служба ответила на удивление оперативно и буквально следующее: «По указанному событию правоохранительные органы были уведомлены, и начаты расследования. После завершения расследований будет дана юридическая оценка вопросу».
Простите, но в данном случае мы не расследуем поджог больницы диверсантами, кражу из нее психотропных веществ в огромном количестве с целью переправки их за рубеж и не пытаемся выпытать секретные данные. Все адресованные нами вопросы касаются не компетенции МВД, а медицинского учреждения, в котором: до полусмерти избивают пожилого человека; не оказывается своевременная врачебная помощь; не отлажена система работы охраны и медперсонала в ночные смены.
Мы понимаем, что у медицинского ведомства своя работа, но освещение проблем, в том числе и социальных, входит в задачу любого СМИ, естественно, с надеждой на то, что на нее обратят внимание и примут определенные меры. Согласно Статье 8 Закона Азербайджанской Республики «О средствах массовой информации»: «Средства массовой информации имеют право получать оперативные и достоверные сведения об экономическом, политическом, общественном и социальном положении в обществе, деятельности государственных органов, муниципалитетов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений, политических партий, должностных лиц. Это право не может быть ограничено, кроме случаев, указанных в законодательстве Азербайджанской Республики».
И все было бы прекрасно, если бы в той законодательной статье не было пункта: «Запрос для получения информации возможен как в письменной, так и в устной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и общественных объединений, их заместители, работники пресс-службы либо другие уполномоченные лица».
Если раньше, чтобы получить комментарии в Минздраве либо записаться на интервью к чиновнику, достаточно было дозвониться до пресс-службы, то сегодня Министерство здравоохранения, похоже, взяло курс на формальные комментарии, оставляя без ответа множество вопросов и штампуя под копирку ответы всем СМИ.
Не совсем понимая, с какой целью нас перенаправили в пресс-службу МВД, мы все же переадресовали свои вопросы сотрудникам внутренних дел. На это глава пресс-службы МВД Эльбрус Ибрагимов ответил вполне ожидаемо: «В полицию поступила информация о том, что пострадавший получил травмы в специализированном медицинском учреждении, где он проходил лечение. В связи с этим проводится расследование».
История с избиением пациента в психиатрической больнице №1 в Маштага — это не просто инцидент, это символ глубинных проблем в системе здравоохранения Азербайджана. Формальные отписки и отсутствие реальных действий порождают только большее недовольство и сомнения. Общественность требует не просто отчетов, но и настоящих перемен, чтобы такие трагедии не повторялись вновь.
Ну а возвращаясь к вопросам психиатрии, напомним, что согласно опубликованному в прошлом году Всемирной организацией здравоохранения отчету, в мире насчитывается около 1,1 миллиарда человек с психическими расстройствами, что составляет примерно 15% населения планеты. Однако доступ к качественному психиатрическому уходу остается ограниченным. Потому как проблема усугубляется недостатком ресурсов и недостаточной подготовкой медицинских работников.
Алена Мясникова
На одной из улиц Баку меняют расположение пешеходных переходов-ВИДЕО
Кабмин Азербайджана утвердил праздничные дни в 2025 году
Дорожная полиция Баку предупреждает о временных изменениях движения
В системе МВД Азербайджана произведено новое назначение
Дорожная полиция обратилась к водителям
В Азербайджане введут систему «e-rüsum» для уплаты госпошлин