ЮНЕСКО и Карабах: к чему привели предвзятые стандарты международной «защиты» - МНЕНИЕ
Недавнее интервью Кристы Пиккат, директора сектора культуры ЮНЕСКО, агентству Арменпресс вызывает серьезные вопросы о принципах и предвзятости этой международной организации. В интервью Пиккат заявила, что Карабах якобы «давно находится в центре внимания ЮНЕСКО», и выразила беспокойство возможным уничтожением армянских «культурных объектов» после восстановления контроля Азербайджана над регионом. Подобные заявления не могут не удивлять — ведь на протяжении более 30 лет ЮНЕСКО не обращало внимания на систематическое уничтожение азербайджанского наследия на этих территориях, когда мечети осквернялись, кладбища разграблялись, а сотни тысяч азербайджанцев были вынуждены стать беженцами.
К слову, несмотря на то что Азербайджан стал членом ЮНЕСКО еще в 1993 году, первый объект страны был включен в список Всемирного наследия лишь в 2000 году
Итак, ссылаясь на «исторические и культурные» объекты армянской стороны, Пиккат обходит стороной все факты уничтожения азербайджанских памятников, которые в годы оккупации были превращены в руины. Мечети Карабаха использовались как стойла для скота, кладбища подвергались вандализму, а исторические гробницы разграблялись и искажались. Сколько из этих фактов зафиксировано миссиями ЮНЕСКО? Ответ очевиден — ни один. Похоже, внимание ЮНЕСКО к региону «ожило» только тогда, когда возникли заявления о «культурном наследии» армянской стороны, а бесчисленные азербайджанские памятники продолжили оставаться вне поля зрения организации.
Однако противоречия в заявлениях Пиккат на этом не заканчиваются. Она заявила, что ЮНЕСКО хочет поддержать сохранение «нематериального культурного наследия» беженцев, говоря об армянском населении Карабаха. Но если под этим нематериальным наследием подразумеваются вывезенные унитазы, разрушенные дома и выжженные сады, которые армянские переселенцы оставили после себя, то вывод напрашивается сам собой. Хотелось бы напомнить о золоте, награбленном из заброшенных могил, о древних карабахских коврах, нагло присвоенных оккупантами, и о музейных экспонатах, представлявших историческую ценность для Азербайджана. Все это было варварски вывезено и использовано в личных целях — и это ли на самом деле представляет нематериальное наследие, достойное защиты?
За годы оккупации армянские «ценители культуры» вывозили бюсты азербайджанских деятелей искусства, памятники и артефакты, продавали их как металлолом, а у оставшихся искажали значение в попытках привязать к своей культуре. Примером этого может служить перекройка православной церкви XIX века в Шуше, переделанной в грегорианский храм. Подобные акты подрывают культурное наследие и демонстрируют, насколько далеко армянская сторона была готова зайти в искажении истории.
Кроме того, о каком сохранении «армянского наследия» можно говорить, если дома и сады предавались огню при бегстве армянского населения? Действия, запечатленные на фото, показывают, что вывозимые предметы — это и есть те самые «культурные ценности», а «нематериальное наследие» армянской общины — лишь слова. Фотодокументы, на которых видны разрушенные мечети, изуродованные памятники и разбитые кладбища, свидетельствуют о реальных последствиях оккупации, и госпоже Пиккат, прежде чем выражать обеспокоенность об армянских «ценностях», стоило бы ознакомиться с этими фактами.
Пиккат заявляет о стремлении ЮНЕСКО поддерживать диалог с Азербайджаном, но тогда возникает резонный вопрос: а где были подобные разговоры в годы уничтожения азербайджанских святынь? Молчание ЮНЕСКО стало наглядным примером того, как международные организации могут закрывать глаза на важные факты и трагедии, когда того требуют политические интересы.
ЮНЕСКО, как организация, ответственно заявляющая о своей приверженности защите мирового наследия, не может позволить себе терять лицо из-за поддержки группировки армянских сепаратистов, вывезших свое «культурное наследие» в виде сантехники и бытового хлама. Такой подход лишь подчеркивает, что в Карабахе у них не было ничего, кроме разрушенных чужих мечетей, варварски опустошенных домов и выжженных деревень. Азербайджанское наследие — это подлинные памятники, достойные защиты, которые были разрушены или искажены до неузнаваемости.
Вот здесь необходимо обратиться к историческим фактам, касающимся отношений между Азербайджаном и ЮНЕСКО. И дело не только во «внимании» к культурному наследию.
В 2022 году в своем письме генеральному директору ЮНЕСКО Одри Азуле первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева сообщила о своем решении прекратить деятельность в качестве посла доброй воли, подчеркнув, что нынешний подход ЮНЕСКО противоречит принципам защиты культурного наследия Азербайджана. Мехрибан Алиева, занимавшая эту должность с 2004 года, отметила, что ее усилия в организации были направлены на развитие образования и защиты культурных ценностей, и Азербайджан неоднократно призывал ЮНЕСКО выполнить миссию мониторинга еще с начала 2000-х. Однако организация так и не выполнила мониторинг на оккупированных армянскими силами территориях, несмотря на Рамочное соглашение, подписанное Азербайджаном и ЮНЕСКО в 2013 году, и созданный Трастовый фонд для проектов, поддерживающих защиту культурного наследия.
А в 2023 году Азербайджан согласовал с ЮНЕСКО маршрут миссии по восстановленным территориям, который включал документирование разрушений, нанесенных армянскими силами. Однако организация отказалась от посещения ключевых объектов в Агдаме и заявила, что намерена сразу отправиться в Ханкенди. На предложение Азербайджана ознакомиться с масштабами разрушений и зафиксировать реальные последствия армянской оккупации ЮНЕСКО ответила, что собирается посетить лишь два объекта, после чего сосредоточиться на состоянии «армянских объектов» в Ханкенди. Это требование ЮНЕСКО было расценено как отклонение от объективного подхода, и Азербайджан был вынужден отказаться от приема миссии на таких условиях.
Эти факты давно очевидны: армянские сепаратисты пытались стереть азербайджанское культурное наследие с лица земли, а ЮНЕСКО смотрела на перекроенные, переделанные или варварски разрушенные объекты сквозь пальцы. Организации следует задуматься о подлинной миссии защиты культурных памятников, не игнорируя факты и не ущемляя права других ради политической выгоды одной стороны.
Нигяр Алиева
Ликвидировано Государственное энергетическое агентство Нахчывана - УКАЗ
Милли Меджлис: заявления Пашиняна недопустимы и искажают суть вопроса
Ильхам Алиев наградил группу лиц за заслуги в развитии Сумгайыта – РАСПОРЯЖЕНИЕ
Банки Турции и ОАЭ отказались обслуживать российские карты UnionPay
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Садыр Жапаров ввел полный запрет на электронные сигареты