Для Баку в сближении российской и армянской армий могут быть плюсы
Правительственная «Российская газета» отмечала летом 2016 года, что в Объединенную группировку войск с Арменией могут войти российские подразделения, дислоцированные на 102-й российской базе в Гюмри. Этот объект, как известно, расположен ближе к границам Турции и Грузии.
О возможности создания ОГВ сообщалось давно, но переговоры по данной теме активизировались именно летом 2016 года. В июле для этих целей в Ереван прибыла делегация Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России, та же тема обсуждалась в августе в ходе визита Сергея Шойгу в Ереван. Почему этот процесс активизировался именно в последние месяцы? Здесь может быть несколько причин.
Во-первых, сообщения, что «переговоры близки к завершению», как правило, попадают в прессу уже на последних стадиях накануне реализации решения, когда согласование «острых углов» позади. Вполне вероятно, переговоры активно велись в период обострения отношений между Россией и Турцией, когда Москве было важно укрепить свои позиции на Южном Кавказе.
Однако практические шаги Кремля показывали, что он не настроен на долгую конфронтацию с Анкарой. Заявление же о создании ОГВ с Арменией до июня 2016 года могло быть куда прохладнее воспринято турецкой стороной. А вот период примирения между Россией и Турцией оказался более подходящим, чтобы заявить о создании российско-армянской группировки войск открыто.
Отметим, что на июль 2016 года пришлось достаточно резонансное событие в сфере военного сотрудничества между Турцией и Азербайджаном - Указ Ильхама Алиева об утверждении протокола по передаче в пользование личному составу Вооруженных Сил Турции ряда объектов на азербайджанской территории. Здесь та же логика – в период российско-турецкого охлаждения разного рода спекулятивных трактовок такого шага было бы куда больше.
Во-вторых, можно отметить, что июльский визит представителей российского Генштаба в Ереван для переговоров по ОГВ проходил на фоне событий вокруг захвата отдела полиции группировкой «Сасна црер» и после апрельских событий в Карабахе. В период, когда в Армении многие критиковали Москву за излишнюю пассивность в защите интересов Еревана.
Конечно, идея создания ОГВ не всеми в армянских СМИ воспринимается позитивно. Но, с другой стороны, Россия показала армянской общественности, что готова решать проблемы безопасности Еревана.
В-третьих, в Армении весной 2017 года пройдут парламентские выборы. Идею ОГВ, как было сказано выше, в ряде армянских СМИ критикуют. И все же, в сочетании с «Искандерами» на параде в Ереване это может быть сигналом для общественности страны – в Армении Россия намерена работать именно с Сержем Саргсяном.
В целом, решение о создании ОГВ – еще один шаг по укреплению интеграции Москвы и Еревана в сфере обороны. Для Баку в такой ситуации тоже могут быть плюсы. Если тенденция продолжится, будет возрастать влияние России на силовой блок Армении. А Москва в дестабилизации на Южном Кавказе не заинтересована.
Специально для Vesti.Az
Михаил Нейжмаков
Ильхам Алиев наградил группу лиц за заслуги в развитии Сумгайыта – РАСПОРЯЖЕНИЕ
Банки Турции и ОАЭ отказались обслуживать российские карты UnionPay
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Садыр Жапаров ввел полный запрет на электронные сигареты
В Азербайджане утвержден Порядок разработки стратегических планов по секторам
Задержанный в Стамбуле азербайджанец с 70 кг золота не оказался дипломатом