«Лукашенко и Назарбаева раздражает навязчивое желание армян втянуть ОДКБ в Карабах»
На вопросы корреспондента Vesti.az ответил главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын.
- Оправдало ли себя создание ОДКБ, военно-политического блока, который многие эксперты так часто сравнивают с НАТО? Ведь наверняка у этой организации были далеко идущие цели?
- Я хотел бы напомнить, как в свое время первый Генеральный секретарь НАТО лорд Исмей блестяще объяснял рождение Североатлантического Альянса. По его формуле, НАТО создали, «чтобы держать Америку в Европе, Россию вне Европы, а Германию под Европой». Глобальные задачи для глобальной военно-политической организации, не так ли?
А теперь вспомним, как создавалась Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В 1992 году в узбекской столице был подписан т.н. «Ташкентский договор» о коллективной обороне ДКБ, в состав которого входило 9 стран, включая Азербайджан (с 1993 года). Этот договор должен был цементировать СНГ в важнейшем для Содружества оборонном контексте. Но то была эпоха правления Ельцина и его команды, о которой сейчас многие вспоминают крылатой некрасовской фразой: «Бывали хуже времена, но не было подлей». Только представьте, в формате СНГ было подписано более 250 документов, в том числе, и военного характера, но ни один из них не был воплощен в жизнь. Конечно, и «Ташкентский договор» стал абсолютной формальностью, что и послужило причиной выхода из него Азербайджана в 1999 году.
Однако Владимир Путин, действительно, реанимировал этот военно-политический блок, хотя называть ОДКБ «путинским НАТО» - значит, не идти дальше замшелых пропагандистских штампов. НАТО, как однажды объявил в своем видеоблоге бывший Генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен, «готово брать на себя ответственность за все, что происходит в мире». ОДКБ же сама позиционирует себя «международной региональной организацией», прекрасно давая понять, что под «регионом» она понимает бывшую советскую Центральную Азию, над которой постоянно нависает афганская угроза.
Давайте, в телеграфном стиле проанализируем сценарии последних учений ОДКБ. Проходившие в октябре прошлого года на полигоне «Эдельвейс» учения «Рубеж-2016» в Кыргызстане ставили свой целью отработку специальных мероприятий по нейтрализации незаконных вооруженных формирований, в том числе на режимном объекте.
На учениях «Нерушимое братство-2016» на белорусском полигоне «Обуз-Лесновский» разыгрывалось даже освобождение заложников и «ликвидация лидера боевиков».
А на антитеррористических учениях «Кобальт-2016» на полигоне «Баграмян» в Армении силы спецназначения готовили тайные операции по «уничтожению» террористических групп и наркогруппировок. Вывод лежит на поверхности: В ОДКБ отрабатывались, главным образом, приемы борьбы с международным терроризмом талибановского или игиловского бренда. А это с армянскими интересами никак не сопрягается.
ОДКБ заточено под центрально-азиатский театр военных действий, о чем свидетельствует тот факт, что в рамках организации заключены специальные соглашения с Таджикистаном и Кыргызстаном. И здесь Москва не собирается экономить.
Таджикистан получит в рамках помощи по линии ОДКБ широкий спектр вооружений на гигантскую сумму в 70 миллиардов рублей, начиная от средств связи, стрелкового оружия и боеприпасов, и заканчивая авиацией, артиллерией и зенитно-ракетными установками. В основном, оружие будет поставляться из частей Минобороны России. Понятно, что эта техника и вооружения не новые, но вполне в «рабочем состоянии».
Поэтому резюмирую: если реальной целью самого существования ОДКБ ставилась способность организации купировать террористическую угрозу в Центральной Азии, то можно уверенно сказать, что ОДКБ прекрасно готово к выполнению этой задачи. Но это не имеет никакого отношения к желанию Армении втянуть организацию в карабахский конфликт.
- Тогда, что же конкретного ждет от ОДКБ армянская сторона?
- А если поставить вопрос иначе: что теряет Ереван от членства в ОДКБ? Ровным счетом ничего. Армения – единственное государство, целиком находящееся под российским зонтиком, к которому Запад не имеет никаких претензий. Одни симпатии и преференции. Подумать только, дискриминационную поправку Джексона-Вэника, принятую американским Конгрессом против СССР, для Армении отменяют раньше, чем для самой России, правопреемницы Союза. Но это поразительное умение армян сидеть сразу на нескольких стульях – тема отдельного разговора.
Интерес у армян к ОДКБ, конечно, есть и не малый. Во-первых, ОДКБ гарантирует суверенитет и безопасность самой Армении в ее исторических границах, признанных международными договорами. Не случайно же покой армян охраняют четыре пограничных отряда ФСБ РФ, а в Гюмри развернута 102-ая российская военная база. Вновь замечу, что к Карабаху, входящему в состав Азербайджана, эти гарантии никакого отношения не имеют.
Во-вторых, членство в ОДКБ дает Еревану целый комплекс преимуществ – от подготовки своих офицеров в странах организации на льготной основе, до закупки вооружений по внутрироссийским ценам. Вот, на этом последнем пункте остановимся подробнее.
Россия в поисках выхода из перманентного кризиса сделала ставку на развитие своего военно-промышленного комплекса. На последнем заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (а их около сотни), президент Путин привел действительно показательные цифры. В 2015 году Россия продала оружия на $14,5 миллиардов (в 2016 будет заработано еще больше), при этом общий портфель заказов на ближайшие годы уходит за $50 млрд. Однако приоритетом по-прежнему является выполнение госзаказа для собственных вооруженных сил.
По линии ОДКБ военно-техническое сотрудничество России с союзниками выглядит более, чем скромно. По признанию бывшего Генсека ОДКБ Николая Бордюжи, за несколько лет оно составило немногим более полумиллиарда долларов. По его словам, самые большие закупки осуществляют Казахстан, Белоруссия и только потом Армения. Обратите внимание, речь идет не о подарках, а именно о закупках, в которых доля Армении чрезвычайно мала.
И здесь необходимо сделать отнюдь не лирическое отступление. Меня удивляют «откровения» некоторых наших коллег, которые утверждают, что «новое вооружение карабахским сепаратистам поступает по линии ОДКБ». Они, что, действительно верят в существовании некой «Армии Обороны» самопровозглашенной «НКР»? Нет ее, а есть только вооруженные силы Армении, часть из которых расположена в Нагорном Карабахе на азербайджанской территории. Поэтому тамошний режим мы и называем оккупационным.
Это не только мое мнение. Насколько, уж, симпатизирует армянам главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Баранов, и то признает: « …совершенно очевидно, что «отдельные» вооружённые силы непризнанной республики — скорее фикция. В мирное время население НКР способно выставить не более 4 тыс. военнослужащих. Очевидно, что большую часть личного состава ВС НКР даже в мирное время составляют военнослужащие из Армении. Таким образом, армия НКР — это скорее войска полосы обеспечения и большой склад вооружения армии Армении».
Но вернемся к поставкам вооружений. После российско-грузинской войны 2008 года, когда ни одна страна ОДКБ не поддержала Москву (правда, и не осудила), Россия с известной долей недоверия относится к своим союзникам. Теперь российское вооружение не поставляется им в долг, под «честное слово». Только за «живые деньги» - плати и бери. Причем, не то, что хочешь, а то, что предложит «Рособоронэкспорт», единственная компания, которая имеет право торговать оружием. Поэтому Армении и предоставили кредит в 200 миллионов долларов на покупку вооружений, а не готовую военную продукцию. Так Москва оставляет за собой, хотя бы, гипотетическую возможность взыскать свои деньги с нерадивых должников.
Кстати, не надо представлять себе, что закупка вооружений по внутрироссийским ценам – это какая-то оружейная панацея. Напротив, вполне дорогое удовольствие. Такой крупный специалист-практик, как генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Щёлоков приводит любопытные цифры по стоимости танков. Российский Т-72М стоит сейчас на мировом рынке 1,4 млн.$US, Т-80УД «Береза» - 2 млн.$US, а американский М1А2 «Abrams» - от 3,2 до 6,9 млн.$US, немецкий – «Leopard» до 3 млн.$US и, наконец, французский «Leklerk» до 10 миллионов долларов. Россия сознательно почти демпингует на оружейном рынке, с тем, чтобы завоевать его значительный сегмент. Поэтому внутрироссийские цены на вооружение отличаются от мировых не «в разы», а всего лишь на 15-20 процентов. А эти деньги еще надо иметь. У Армении, к примеру, их явно не хватает.
- Рады ли Казахстан и Беларусь присутствию Армении в ОДКБ?
- Уверен, что нет. Дело не только в том, что Астана и Минск имеют прекрасные отношения с Баку. Я думаю, что президентов Лукашенко и Назарбаева раздражает навязчивое желание армян втянуть ОДКБ в карабахский конфликт. Как, впрочем, и иждивенческая позиция армян, буквально, по всем вопросам военного строительства в формате ОДКБ.
Особенно это стало ясно после печально известной речи Сержа Саргсяна на саммите ОДКБ в Москве, где армянский президент, буквально, заходился в истерике: «Каждый раз, когда вооруженные силы Азербайджана применяют стрелковое оружие всех калибров, минометы и артиллерийские установки против Республики Армения, они стреляют по Астане, Душанбе и Бишкеке, по Москве и Минску».
На мой взгляд, не только лидеры Беларуси и Казахстана, но и другие участники саммита прекрасно поняли, что их просто вульгарно провоцируют. Поэтому тогда и не был избран генсеком ОДКБ представитель Армении, вместо уходящего на покой Николая Бордюжи. Думаю, что, несмотря на самые изощренные армянские демарши, ни Александр Лукашенко, ни Нурсултан Назарбаев не изменят своей позиции по личности нового руководителя ОДКБ.
- Хочу узнать Ваше мнение по поводу инцидента на армяно-азербайджанской границе. Это было сделано для привлечения внимания ОДКБ?
- Такие инциденты будут продолжаться до тех пор, пока территория Нагорного Карабаха находится под армянской оккупацией. К сожалению, это данность, которую невозможно избежать.
Ну, а что касается привлечения внимания ОДКБ, то я не вижу в этом никакого смысла. Ни Генсек ОДКБ, ни Генсек НАТО не могут никому объявить войну или силой принудить кого-то к миру. Это не в их компетенции. Они не лидеры государств, а менеджеры организаций, этими государствами созданными.
И потом, я не сомневаюсь, что в Ереване прекрасно понимают всю абсурдность втягивания ОДКБ в карабахский конфликт. Для них вся эта свистопляска с «союзническим долгом» и прочее – только элемент большой пиар-кампании с целью давления на российскую общественность, а, может быть, даже и на российское руководство, которое с этой самой общественностью вынуждено считаться. Но не думаю, что у подобных пропагандистских наскоков есть какая-то политическая перспектива. В конце концов, судьбу карабахского конфликта будут решать его участники, а не внешние, пусть и очень авторитетные политические игроки.
Исмаил Алиев
Вторая инаугурация Трампа пройдет без участия премьера Израиля
Спикер Милли Меджлиса выразила соболезнования в связи с трагедией в Грузии
Глава Совета ЕС позвонил Ильхаму Алиеву
Айхан Гаджизаде ответил премьер-министру Армении
Азербайджан и Россия меняют правила для мигрантов: что нужно знать - ОБЗОР
Алиев направил письмо Кобахидзе