Тофиг Зульфугаров: Конфликтное поле между Баку и Ереваном перемещается на границу - ИНТЕРВЬЮ

Тофиг Зульфугаров

Тофиг Зульфугаров

8 февраля 2024
# 16:20

В Азербайджане состоялись внеочередные выборы президента Азербайджана. После столь важного и судьбоносного события руководство страны, как правило, подводит символические итоги прошлого, дабы страна вступила в новый исторический этап своего развития.

О том, что нас ждет в будущем, в большой политике, за пределами и внутри региона Южного Кавказа, Vesti.az побеседовал с экс-министром иностранных дел Азербайджана Тофигом Зульфугаровым.    

******

- Какие процессы в настоящее время развиваются вокруг переговорного процесса? В условиях отсутствия - по сути -посредников, как вы видите возможность достичь мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией?

- Для того, чтобы дать оценку мы должны понимать, что есть группа внешних игроков, и иногда эта группа по составу и количеству совпадает с бывшей Минской группой. Конфликтное поле в самом Карабахе урегулировано, в этой связи надо отметить, что и сами президентские выборы в правовом плане имеют свою особенность, и об этом много говорят: это первые выборы на территории всего Азербайджана.

По сути, закрывается страница, которую мы условно называли «сепаратизм в Азербайджане», хотя это не сепаратизм, а ирредентизм. Агрессия Армении против Азербайджана устранена. Конфликтное поле перемещается в сторону границ.

В связи с этим, понятно, что внешние игроки хотят зафиксировать свое участие в этом процессе, что обеспечит возможность воздействия. Сегодня мы видим, как многие стремятся «оседлать» тему переговоров по определению границ.

Возникают разговоры на тему карт, непонятно почему, ведь уже около 20 лет никто не пользуется картами. Все оперируют  электронными средствами, по типу Google Earth или Google Map. Поэтому подбрасывается тема карт генштаба СССР, о них говорили Лавров, Макрон с Шульцем в Гранаде, и многие другие.

Россия хочет использовать тот факт, и они хотят это продемонстрировать, что карты Генштаба есть только у нее. Но эти карты имеют масштаб, который применялся несколько десятилетий назад, по этой причине в этом нет ничего эксклюзивного. В подразделениях советской армии эти карты присутствовали, и да, они были секретными, но дело в том, повторюсь, что сейчас применяются другие карты.

Крое того, Россия желает подчеркнуть необходимость ее участия, делая из этого картографический атомизм, таким образом подчеркивая эксклюзивность. И мы видим, как Макрон посылает  сообщения по типу: «Я тоже готов работать в рамках этих карт».

Правда, немного. И вообще это звучит нелогично. Говоря о картах Генштаба 50-летней давности, мы помним, что Франция поставляла нам спутники, одной из функций которых являлась система позиционирования на местности. Ясно, что Франция изъявляет желание работать вместе с Россией.

- Насколько вы оцениваете возможность получения результата от этих переговоров?

- Ну тут мы должны коснуться самого переговорного процесса. Азербайджан, как вы знаете, выдвинул 5 известных принципов, которые стали началом для переговоров. Они являются повторением принципов основ международного права в отношении государств. На этой базе обсуждался текст из 4-5 страниц.

Армения хотела, чтобы текст этого документа представлял собой следующее: рамочное соглашение, в котором будут перечислены принципы и подходы к ним, и они найдут применение в дальнейших переговорах. То есть в данном случае рамочное соглашение определяет принципы, с которыми соглашаются стороны. Армянская сторона пыталась раньше внести сюда позицию, связанную со статусом "нагорного" Карабаха, а Азербайджан в свою очередь ее отвергал.

Сейчас они пытаются внести свое видение того, как им предлставляется определение границ между государствами. Азербайджан заявил о том, что границы будут определятся в будущих переговорах, а пока что будут применяться основы принципа уважения и суверенитета территориальной целостности двух стран с рассчетом на будущее.

Армения также пытается внести какие-то цифры, но это технически невозможно, просто нелогично.  Нужно учитывать и территорию Азербайджана, которая изменятся по причине понижения уровня Каспийского моря. В этом и есть вся загвоздка. После выборов этот текст может быть согласован и принят, а потом начнется самое сложное – это конкретное определение границ.

- В своем последнем интервью местным СМИ Ильхам Алиев заявил, что будет осуществляться поиск новой идеологии. Так вот, отныне Карабах – это Азербайджан, какой идеологии отныне будет придерживаться наше государство?

- Дело в том, что наш конфликт не является исключением, это широко применяемая в мире тактика конфликтного управления. Во многих частях мира существуют конфликты, они используются внешними силами для управления над регионами. Начиная с больших стран, таких как Китай, заканчивая малыми. Как я уже сказал, конфликтное поле перемещается из Карабаха на границу.

Трудно предполагать, что внешние игроки откажутся от своего стремления играть на этом поле в дальнейшем. И то, что было сказано выше, только подтверждает следующее: все хотят получить возможность зафиксировать свое участие в будущих процессах. Из позитивного - это будет не внутри нашей территории, а на границе. Плохо одно. Вероятно, будут происходить попытки влиять на нас извне.

К этому периоду нам нужно быть готовыми – это реальность. Пока оснований для того, чтобы предполагать быстрое решение и урегулирование, не приходится. После этого могут быть подброшены другие темы, начиная от реанимации вопроса возвращения армянских жителей в Карабах с каким-либо статусом, либо вопросы компенсации и так далее.

Тем, которые можно раскручивать в этом случае, очень много. Армянская сторона пытается играть с помощью внешних игроков. Отсюда и очевидная нелогичность действий Франции, противоречивые заявления, звучащие из Москвы и Вашингтона, а также Тегерана. Очевидно, что желающих поиграть в эту игру очень много. Да, мы решили часть проблем, но нам придется иметь дело со всеми этими играми, и это часть нашей будущей политики.

 

# 7680
avatar

Алекпер Алекперов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#