Семья Карачаевых: Землетрясение в Спитаке спасло азербайджанцев в Армении от полного истребления

Супруги Карачаевы

Супруги Карачаевы

8 февраля 2023
# 20:00

Долгие годы армянская пропаганда уверяла весь мир в том, что азербайджанцы, испокон веков жившие в Армении вплоть до 1988-89 годов, покинули страну добровольно, без особых сложностей, с достойными и приличными проводами. Однако на самом деле все было совсем наоборот. С конца 1987 года азербайджанцев в Армении «кошмарили» в прямом смысле этого слова, их вынуждали покидать свои дома, строптивых убивали, иногда поодиночке, временами - группами. Для выселения в разных районах Армении создавались бандформирования, которые периодически нападали на села, населенные пункты, где компактно проживали азербайджанцы.  

По иронии судьбы спасение для многих азербайджанцев пришло оттуда, откуда они и ждать не могли. В декабре 1988 года в Армении произошло разрушительное землетрясение, было много погибших, город Спитак был практически стерт с лица земли.

Армянам в те дни было не до азербайджанцев, которые с помощью советских военнослужащих смогли покинуть территории, где они проживали веками. В то время покидающие Армению азербайджанцы думали, что уезжают на время. С тех пор прошло 35 лет. 

После победы во II Карабахской войне Азербайджан предложил Армении заключить мир. В Азербайджане была создана общественная организация «Западный Азербайджан», члены которой требуют возвращения на свои исторические земли. 
В этой связи Vesti.az предлагает серию интервью с простыми гражданами, которые в конце 80-ых годов ХХ века были вынуждены покинуть свои дома. Ознакомившись с их историями, читатель сам сможет убедиться, через какие круги ада пришлось пройти этим людям, вина которых заключалась лишь в том, что они были азербайджанцами. И это в стране, в которой десятилетиями внушались принципы интернационализма! Однако корни этой ненависти произрастают из очень далекого прошлого. 

Наши герои, супруги Карачаевы, жили в городе Кировакан, в Армении.

Карачаев Эллаз Тимур оглу родился в 1951 году в селе Куйбышево Степанаванского района Армении. После армии работал геологом-разведчиком.  

Карачаева Халида Мурсал гызы родилась в 1957 году в селе Сарал в Лорийской области (после изгнания азербайджанцев из Армении село переименовано в Нор-Хачакап – Vesti.az).

 

«Ничего из дома взять не успели» 

Халида Карачаева: 

- Жили мы в городе Кировакан с четырьмя детьми. На момент изгнания старшей дочери было 12 лет, младшему сыну - один год. 

- Вы помните, как все это начиналось? 

- Весь 1988 год мы жили в тревоге. В Армении периодически проходили митинги, шествия с требованием изгнать азербайджанцев из республики, нас неоднократно предупреждали о том, что скоро нападут на села, где живут азербайджанцы, и всех перережут. В Кировакан прибывали банды из других районов Армении и выгоняли азербайджанцев. Летом ситуация несколько стабилизировалась. Однако осенью вновь наше положение ухудшилось, и опять начали звучать угрозы в адрес азербайджанцев. 

Мы покинули свой дом 25 ноября 1988 года, в день моего рождения, который я собиралась отметить в кругу семьи. В тот день в Кировакане вновь начались митинги и шествия с требованием изгнать азербайджанцев. Об этом сообщила возвратившаяся из школы старшая дочка. 

Я занималась праздничным столом, и вдруг нам сообщили, что мы срочно должны бежать, так как вечером планируется нападение на азербайджанцев. Мы ничего не успели взять с собой, кроме документов. Схватили детей за руки и убежали в лес.   

Оттуда мы отправились в село Арчут Гугаркского района (ныне в составе Лорийского района – Vesti.az), где жил мой дядя.

Двух дочерей, которые учились во вторую смену, ранее мы оставили жить в селе Куйбышево у моего свекра. Но 25 ноября он привез их в село Арчут, где мы оставались, и рассказал о тревожной ситуации. В селе Куйбышево тогда проживали русские, армяне и азербайджанцы. В ту ночь, когда мой свекор вернулся домой, там проходил митинг, после которого армяне отрезали голову мужчине-азербайджанцу, надели ведро на голову его матери Гилас Халиловой, которой было более 70 лет, убили ее, а также лишили жизни его дядю. Остальных проживающих в селе азербайджанцев собрали в одном месте, чтобы всех их сжечь. Спасли людей от неминуемой гибели военнослужащие советской армии. Директор местной школы, азербайджанец, смог позвонить в воинскую часть и сообщить о случившемся. Военнослужащие успели вовремя, они не дали случиться трагедии. 

Свекор был партийным человеком, работал на ответственной работе, и армяне, зная его дом, пришли, чтобы его убить. Родителей мужа спасли русские соседи, они их спрятали в подвале своего дома. Армяне вошли в дом, разграбили его, поломали все, что попалось под руки. После этого они отправились в дом двоюродного брата моего свекра, и  избили семью, одного убили.   

Надо сказать, азербайджанцы в своих селах организовали круглосуточное дежурство, так как со дня на день ожидали нападения. Я уже говорила о бандах, собирающихся со всех районов Армении, поэтому все понимали, что нападения избежать невозможно. Помимо азербайджанцев села охраняли и советские военные - на каждое село было выделено по 1-2 единицы бронетехники. Они стояли у входа в деревню, чтобы армянские банды не смогли прорваться.  

За день до землетрясения в Спитаке я с мужем в сопровождении военных поехала в Кировакан, к себе домой, чтобы забрать вещи, которые там остались. Зайдя в дом, мы увидели, что он полностью разграблен. Все, что не смогли унести, они поломали, привели в негодное состояние. В селе Сарал, где я родилась, тоже убили нескольких азербайджанцев. 

«Армяне обстреливали автобусы, которые вывозили азербайджанцев из Армении»

Армяне убивали даже тех азербайджанцев, которые покидали Армению. Дело в том, что с одной стороны армяне требовали от нас покинуть дома, а с другой - они закрывали дороги, по которым мы могли бы проехать. Делалось это для того, чтобы по пути истребить всех азербайджанцев. 

Руководство Азербайджанской ССР направило в Армению эшелон из автобусов, чтобы вывезти оттуда азербайджанцев. Так вот, армяне забрасывали эти автобусы бутылками с зажигательной смесью, а у кого были автоматы, те обстреливали транспорт. К примеру, во время обстрела автобусов погибла целая семья из нашего села – муж, жена и трое малолетних детей. 

Еще до этих событий армяне врывались в села, угрожали азербайджанцам расправой и требовали покинуть дома добровольно. А в селах, где проживали представители разных национальностей, приезжие бандиты заходили в сельсоветы за адресами азербайджанцев, после чего совершали налеты на их дома.  

В селе Вартана Гугаркского района, где произошла страшная бойня, я собственными глазами видела женщину с перерезанной шеей. Там же был вопиющий случай, когда нескольких детей засунули в трубу и заварили ее с обоих концов.   

Подключившийся к беседе Эллаз Карачаев рассказал, что за день до землетрясения, 6 декабря 1988 года, произошло жестокое избиение азербайджанцев, следовавших в автобусе в сторону Ленинакана. 

- Второй секретарь Ленинакана был азербайджанцем, его сын учился в институте. Он как раз и находился в том автобусе. На пересечении дорог Кировакан-Спитак армяне организовали пост, проверяли автобусы на наличие азербайджанцев. И с этим автобусом было так же: вывели всех азербайджанцев и начали жестоко избивать. Сын второго секретаря упал в канаву, где и затаился. Парень знал дорогу, и примерно в час-два ночи он  пришел в нашу деревню.   

«Землетрясение в Спитаке спасло жизни сотням азербайджанцев в Армении»

- Вы помните день разрушительного землетрясения в Армении? 

Халида Карачаева: 

- Мой дядя был ветеринаром, обслуживал три села и потому постоянно их объезжал. Он-то и сообщил нам, что армяне в населенном пункте, который располагался напротив села Арчут, где мы жили готовят артиллерийскую установку для обстрела.  Потому в тот день мы всей семьей вышли из дома и обустроились в палатке. Другие жители села также находились вне своих домов. Убежать далеко не было никакой возможности, так как армяне перекрыли все дороги, ведущие из азербайджанских сел. Люди находились в окружении, блокаде. До землетрясения, опасаясь нападения армян, мы даже ночью не снимали верхнюю одежду, чтобы в случае необходимости срочно покинуть дом. Представьте, я ложилась в пальто, обнимала детей, так и спала... До этого дня несколько раз после сообщения о том, что в село вошли армяне, мы бежали прочь из домов, укрывались на окраине села. И только после того, как армяне покидали село, мы возвращались обратно.   

Эллаз Карачаев: 

- Когда произошел первый толчок все подумали, что армяне начали стрелять, и потому возникла паника. А я почувствовал, что это не обстрел, так как из-под ног буквально уходила земля. Я сказал сельчанам, чтобы они не боялись. Через полторы минуты последовал второй толчок. Наше и армянское села располагались друг напротив друга. Азербайджанское село от землетрясения не пострадало, среди жителей вообще не было погибших, в других населенных пунктах жертвы были, но немногочисленные.

У этого есть объяснение. Армянское село, откуда как раз собирались нас обстреливать, было ближе к Спитаку, и оно в результате оползня полностью разрушилось. А наше было дальше, и потому сильных повреждений не было. Плюс ко всему, азербайджанцы готовились к нападению армян, и поэтому еще до землетрясения покинули свои дома и жили в палатках. А армяне, напротив, в этот момент спокойно спали у себя дома, где их и настигло землетрясение. То село, откуда собирались нас обстреливать, полностью разрушилось, многие погибли. 

Жителей нашего села вывезли только 10 декабря 1988 года. Приехали военные на бронетехнике и вызволили нас всех из этого окружения.  

Хочу сказать, как бы это странно ни звучало, но землетрясение в Спитаке спасло жизни сотням азербайджанцев. Если б не землетрясение, то жертв среди азербайджанцев, истребляемых армянами, было бы значительно больше. В те дни им было не до нас, и только по этой причине мы смогли без происшествий выехать из Армении.  

После землетрясения мы еще три дня оставались в Армении. Власти республики вообще не интересовались населенными пунктами, где компактно проживали азербайджанцы. Никто из местных представителей власти не приезжал, не проверял, есть ли разрушения, погибшие, в чем люди нуждаются и так далее. 

- А у вас до начала этого конфликта были проблемы с армянами?

Халида Карачаева: 

- Я очень сержусь, когда говорят, что до этого якобы все было хорошо. Даже в советское время армяне притесняли азербайджанцев, обзывали их. К примеру, мы поженились в 1974 году, а в 1981 году получили квартиру в Кировакане. Этот город был полностью армянонаселенным, и вплоть до 1985 года я не хотела переезжать в него, потому что постоянно слышала оскорбления от армян. Но кто отказался бы от трехкомнатной квартиры? 

Мой свекор прекрасно говорил на армянском языке. Он рассказал, что, когда чистили окна в нашей новой квартире, в сад зашли двое армян, сели перед нашим окном и начали между собой говорить, что «турки лезут нам на голову». На армянском языке.

К ним присоединился третий, он сказал, что турков нужно искоренить. После этого мой свекор подошел к ним и пригрозил, что если с кем-то из членов его семьи что-то случится, он их посадит 

Помимо этого, лишь немногие азербайджанцы могли занимать в Армении высокие посты, в основном, сидели на маленьких должностях. Всю жизнь армяне обзывали нас «гехтот турк», что означало «грязный турок».   

Никогда не забуду, как даже армянские дети требовали убить азербайджанцев. В тот день, 25 ноября 1988 года, когда, как я уже рассказывала, моя дочка, находясь в школе, увидела шествие митингующих против азербайджанцев армян, один мальчик, ученик четвертого класса, показав на нее, на свою одноклассницу, выкрикнул толпе людей, которые проходили рядом с их школой, что она является турком и ее надо убить.  

- Теперь много говорят о предстоящем мире между Азербайджаном и Арменией. Если будет предложено вернуться в Армению, на свои исконные земли, согласитесь жить в этой стране? 
 

- Скажу честно, в Кировакан возвращаться я вовсе не хочу. Там живут исключительно армяне, и я, зная их отношение к азербайджанцам, никогда не соглашусь вновь жить рядом с ними. Но, если будет возможность вернуться целой общиной в свое село, то, конечно, мы тоже захотим. Понимаете, мы там оставили три дома: один в Кировакане, дом моих родителей в селе Сарал, а также дом родителей моего мужа в селе Куйбышево… 
 
Беседовали Эмиль Гулиев и Нигяр Садыхова  
 

# 17772
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#