Расим Мусабеков: Позиция Азербайджана может оказаться весомее, чем любовь Рубио к армянам - ИНТЕРВЬЮ
Расим Мусабеков
Зарубежные СМИ распространили новость о том, что избранный президент США Дональд Трамп планирует выдвинуть сенатора кубинского происхождения Марко Рубио на пост госсекретаря.
В сообщениях отмечается, что до начала избирательной кампании Трамп рассматривал его как возможного кандидата в вице-президенты, но решение по его кандидатуре пока не окончательное.
Отметим, что Марко Рубио, сенатор-республиканец из Флориды, является соавтором многих двухпартийных проармянских резолюций Конгресса США.
Как это возможное назначение может отразиться на отношениях США и Азербайджана? Продолжит Рубио проармянскую линию, если он займет кресло госсекретаря США? На эти и другие вопросы в беседе с Vesti.az ответил азербайджанский политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.
- Источник The New York Times сообщает, что Дональд Трамп планирует назначить сенатора Марко Рубио, известного своей проармянской позицией, на пост госсекретаря, хотя ранее рассматривал его как кандидата в вице-президенты. С чем может быть связано это изменение?
-Марко Рубио - один из наиболее вероятных назначенцев на данный пост, хотя, когда речь идет о Дональде Трампе, уверенным быть до конца нельзя. Поэтому, следует набраться терпения и подождать.
Что же касается проармянской позиции Рубио, то не следует преувеличивать этот аспект. Да, этот политик часто выступал соавтором различных антиазербайджанских, соответственно, проармянских резолюций вместе с теперь уже экс-председателем Комитета Сената по иностранным делам, небезызвестным Робертом Менендесом.
Но, думаю, что в данном случае, скорее всего, свою роль сыграло то, что они оба кубинцы. И в этом смысле Рубио солидаризовался с Менендесом, хотя в каких-то прямых связях с армянским лобби, особенно, по части приема денежных пожертвований или близкой дружбы с известными армянскими предпринимателями, он не замечен.
Поэтому, преувеличивать его проармянскую направленность, думаю, не стоит. И еще надо посмотреть, что окажется сильнее: его проармянская позиция или то, что он является ярым противником Ирана и существующего там режима. А это не совсем сочетается, учитывая чрезмерно близкие отношения правящих кругов Армении с иранским режимом. И в случае выстраивания Трампом, а вместе с ним и Рубио, какой-то политики против Ирана, то позиция Азербайджана окажется намного весомее, чем любовь Марко к армянам.
- Можно ли расценить этот вероятный шаг как некую благодарность армянскому лобби за поддержку Трампа в избирательной кампании?
- Ни Трампу, ни Рубио для благодарности армянскому лобби за поддержку в избирательной кампании нет никаких оснований. Тем более, что наиболее влиятельная армянская организация в США – АНКА - прямо заявила, что они ни одного из кандидатов не поддерживали. Американские армяне винили Трампа в бездействии в армянском вопросе в ходе 44-дневной войны, когда он был президентом. Также обвинение звучало в адрес демократов, которые не смогли предотвратить «насильственный» исход карабахских армян.
Но армяне активно участвовали в избрании, как им кажется, близких к ним кандидатов в Сенат и Конгресс. Насколько в этом вопросе они преуспели мне сказать сложно, но сами армяне утверждают, что чуть ли не 90 процентов поддерживаемых ими кандидатов победили. Но я думаю, что при всех случаях республиканское большинство в Сенате и Конгрессе, вряд ли, будет трепетно относиться к армянским проблемам и постоянно организовывать слушания или принимать резолюции.
- Рубио в свое время был против выделения военной помощи Киеву, и выступал за прекращение войны, даже если часть украинских территорий останется за Россией.
Означает ли это, что Трамп, таким образом, пытается усилить свои позиции в «мирных переговорах» между Россией и Украиной?
- Между тем, что говорят политики до и после вступления в должность - существенная разница. Поэтому, прежние заявления Рубио, может и отражали его личные взгляды, то в случае назначения его госсекретарем, он должен согласовывать все с различными ведомствами, и Пентагоном, и ЦРУ, и с помощником по национальной безопасности и так далее. Ну, и, конечно, он будет вынужден принимать во внимание позицию самого Трампа.
То есть, Рубио будет проводником не собственных настроений, а тех решений, которые коллективно вырабатываются в Белом доме.
-Как изменится внешнеполитический курс США после избрания нового президента в отношении Азербайджана и Армении?
- Думаю, что внимание администрации Трампа к Южному Кавказу существенно снизится в сравнение с тем, какой интерес к региону проявляли демократы. В частности, речь идет о таких вопросах, как поддержка правительства Пашиняна, давление на правительство «Грузинской мечты», и весьма холодное отношение к Азербайджану.
Считаю, что изменение произойдет в двух направлениях.
Во-первых, если не будет каких-либо серьезных осложнений с Ираном, то администрация Трампа будет весьма безразлична к региону Южного Кавказа, что играет нам на руку.
Азербайджан сегодня не нуждается ни в какой поддержке со стороны США: чем меньше американцы будут вмешиваться в дела Южного Кавказе, тем лучше для нас.
Да, мы надеемся, что будут происходить определенные изменения в отношении «Грузинской мечты», и такого давления, как сегодня, скорее всего, быть не должно. Хотя бы потому, что Трамп в этом вопросе не склонен продолжать линию администрации Байдена.
Второе - что касается Армении, то демократы уж очень одарили правительство Пашиняна своей любовью и различными подарками. Возьмем, к примеру, директора агентства Саманту Пауэр, которая из кожи вон лезла, чтобы увеличить финансовую помощь Армении. Внедрялись какие-то проекты, реализовывались различные программы и так далее.
Одним словом, несмотря на то, что Армения остается сателлитом России, и на ее территории находятся российские войска и пограничники, энергетика и железная дорога находится под контролем Москвы, поток долларов и евро из Вашингтона и Брюсселя соответственно не прекращался.
Думаю, в этом направлении обязательно произойдет корректировка политики США в период правления Трампа. И уж точно Саманту Пауэр попрут из USAID, а на смену ей придут люди, которые могут соотносить расходы с получаемой выгодой.
Уж очень сомнительные выгоды имеют США от тех расходов, которые предполагаются в Армении, и абсолютно никакой пользы от враждебной позиции в отношении Азербайджана и Грузии.
Фарид Теймурханлы
Грузия готова играть активную роль в диалоге Баку и Еревана
Азербайджан продолжит добиваться ответственности Армении в арбитражных судах
Гаджиев: Баку и Ереван вернутся к тексту мирного договора в декабре
МИД: Международный суд подробно рассмотрит незаконные действия Армении
Ильхам Алиев встретился с премьер-министром Британии
Международный суд рассмотрит иск Азербайджана против Армении