Перспективы ШОС: Мир на пороге геополитических перемен - Аналитика
Процессы, происходящие в мире, позволяют судить о том, что политическая конъюнктура будет меняться не в пользу нынешней армянской власти. Первый тур парламентских выборов во Франции продемонстрировал сокрушительное поражение партии Эммануэля Макрона. Даже будучи в коалиции с остальными своими сторонниками, он оказался не только в меньшинстве, но и под угрозой быть полностью связанным в действиях, если во втором туре партия Марин Ле Пен получит абсолютное большинство мест в высшем законодательном органе страны.
В США прошли дебаты между нынешним президентом Байденом и экс-президентом Трампом, в которых Байден не только безнадежно проиграл, но и вызвал сомнения в своем психическом состоянии и способности руководить страной.
Председательство в ЕС перешло к Венгрии, руководитель которой, Виктор Орбан, отличается самостоятельной позицией по многим вопросам, включая проармянскую направленность политики некоторых ведущих европейских стран. В самом ЕС после парламентских выборов произошли сдвиги в сторону усиления правых сил, что определенным образом скажется на концентрации внимания на внутренних проблемах самого союза.
Можно полагать, что предвыборная ситуация в США может привести к поражению демократов и приходу к власти Дональда Трампа. Достаточно вспомнить, что Трамп нейтрально среагировал на начало освободительной 44-дневной войны Азербайджана, ограничившись примирительной беседой с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении, несмотря на сильнейшее давление со стороны демократов и части своей администрации.
Поражение Эммануэля Макрона на досрочных парламентских выборах значительно ограничит его возможности во внешнеполитических действиях и заставит сосредоточиться на внутренних проблемах. Приход к власти националистов может создать некоторое напряжение в наших отношениях. Марин Ле Пен когда-то выступала за независимость так называемого «Нагорного Карабаха», но это было давно, а сейчас французам больше важно избежать гражданской войны, о которой предупреждает Макрон.
Сложная ситуация складывается и в Германии, где ультраправая партия «Альтернатива для Германии» значительно усилила свои позиции. Экономические показатели также не дают оптимистичных прогнозов. Запад теряет привлекательность, поскольку самоуверенность и пренебрежительное отношение к странам третьего мира вызвали ответную реакцию, и они ищут и находят альтернативу.
Усиливаются позиции глобального Юга, где заметно растет роль формирующейся в действенную организацию БРИКС. На фоне явного ослабления армянских позиций на Западе, оптимизм Пашиняна, с которым он выступал в пользу западного пути развития, начинает рассеиваться. Об этом можно судить по его последнему заявлению по поводу референдума о вступлении в ЕС, в котором он выразил сомнение в заинтересованности последнего в Армении.
Все говорит о том, что Запад усомнился в эффективности милитаризации Армении и накачивании её финансами. Визит Джеймса ОБрайена в Баку подтвердил, что американцы осознали, что основным игроком на Южном Кавказе является Азербайджан. Однако по результатам встреч Ильхама Алиева на саммите ШОС можно сделать вывод, что это осознание пришло с опозданием.
Сенсационным оказался визит президента Алиева на саммит ШОС, который проходит в Казахстане. Азербайджан подписал с Китаем договор о стратегическом партнерстве, поднял свой статус в ШОС и решил вступить в БРИКС. Пересказывать статьи договора долго, можно прочитать полный текст в местной прессе, и этому надо будет посвятить отдельную статью. В договоре есть всё, в чём можно сотрудничать в экономическом, политическом, культурном направлениях, есть здравоохранение, образование и даже космос.
Китай наконец открыто заявил свои интересы в "Среднем коридоре", и это отнюдь не "Перекресток мира". Всё, о чём мы говорили в отношении дискриминационной политики ЕС и США в отношении Азербайджана, теперь можно прочитать в договоре о партнерстве. Очень много интересного произошло в Казахстане, каждая встреча на саммите заслуживает детального рассмотрения. Теперь начинается самое интересное, но можно констатировать, что американские демократы в связке с ЕС сделали всё, чтобы отвернуть от себя страны, готовые с ними сотрудничать.
Теперь следует ожидать итогов встречи Президента Турции Эрдогана с Председателем Си, поскольку ранее министр иностранных дел Хакан Фидан уже заявлял о желании Турции вступить в БРИКС. Турки вряд ли забудут о своем миллиарде долларов на закупку истребителей F-35, которые им отказались поставлять, но деньги не вернули. Память о провалившемся мятеже 2016 года, организованном живущим в США Фетуллой Гюленом, также всё ещё жива.
Почему-то вспоминается официальный визит 27 июня министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова в Грузию накануне приезда ОБрайена в Баку и его встречи с грузинским коллегой Ильей Дарчиашвили. Азербайджан и Грузию связывает договор о стратегическом партнерстве, и переговоры прошли в обстановке достаточно откровенной, где министры поделились своим видением происходящего в мире.
Подводя итоги, можно полагать, что в мире происходят серьёзные геополитические процессы, и наш регион ожидают большие изменения, в которых необходима координация всех стран Южного Кавказа. Что касается Азербайджана, то президент Алиев уже высказал возможности заключения предварительного мирного договора с Арменией, который может дать ей возможность не оказаться в пучине непредсказуемых событий.
Акиф Гасанов
The Jerusalem Post: Азербайджан и Турция могут заменить Иран в регионе
Милли Меджлис увеличивает смету на 2025
Мусабеков: Еревану лучше не хитрить и не тянуть с решением Зангезурского вопроса – ИНТЕРВЬЮ
Алиев поздравил новоизбранного президента Грузии
Пять групп и один кризис: Кобахидзе и политическое будущее Грузии – ОРХАН ЙОЛЧУЕВ
СМИ: Команда Трампа ведет переговоры о прекращении конфликта в Украине