Переговорная перспектива: Серж Саргсян ищет третьего
Возможно, сегодня конфликтующие между собой на протяжении свыше 30 лет Армения и Азербайджан, стоят на пороге исторических свершений.
Если исходить из логики последних заявлений сторон, Баку и Ереван могут избавиться от бремени посреднических услуг третьих сил, и, наконец, вступить в стадию двухсторонних переговоров.
Отметим, что с инициативой о проведении прямых переговоров выступил именно Баку после того, как была обнародована информация о представлении армянской стороной ответа на последние предложения Азербайджана относительно проекта мирного договора.
В то же время, МИД Азербайджана выразил сожаление, что Армении потребовалось для ответа около двух с половиной месяцев, что серьезно затормозило процесс. Поэтому Азербайджан призывает армянскую сторону «не допускать новых ненужных проволочек» и начать переговоры в ближайшее время.
Также стоит напомнить слова президента Азербайджана Ильхам Алиев, сказанные им в ходе встречи с заместителем государственного секретаря по парламентским связям в Офисе иностранных дел, по делам Содружества и развития Великобритании и Северной Ирландии, государственного министра по делам Европы и Северной Америки Лео Докерти.
Глава государства отметил, что для подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией больше нет никаких препятствий.
Как известно, ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян с первых дней прихода к власти, взявший курс на западную ориентацию, отказался обсуждать проблему на московской площадке.
Вектор обсуждения переместился на брюссельскую и вашингтонскую платформы, против чего не возражала и азербайджанская сторона. Были даже достигнуты определенные подвижки в этом вопросе.
Однако после успешно проведенной Азербайджаном антитеррористической операции в Карабахе и добровольного исхода карабахских армян, западная риторика под давлением армянского лобби изменилась на 180 градусов.
Как в Европе в лице верховного представителя Евросоюза Жозепа Борреля, так и США (помощник госсекретаря Джеймс О'Брайен), прозвучали необоснованные обвинения в адрес Баку. В ответ Азербайджан отказался вести переговоры по армяно-азербайджанской проблеме на западной площадке.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом для решения вопроса были избраны прямые переговоры.
Естественно, такой расклад пришелся не по душе мировым силовым центрам, так или иначе задействованным в армяно-азербайджанском конфликте.
Первым подал голос неизменный сателлит Москвы (это признают и в самой Армении), представитель «карабахского клана», экс-президент Серж Саргсян.
«Конечно, предложение о двусторонних переговорах нельзя принимать. Вопрос в том, что результат этих переговоров должен быть гарантирован какой-то другой силой, мощной страной.
Если не будет гарантий, то кому нужна эта бумага? Любая из сторон может нарушить данные договоренности. Неслучайно три могущественные страны мира были сопредседателями на наших переговорах по «арцаху» (здесь и далее кавычки Vesti.Az).
Уверен, что двусторонние переговоры заведут в тупик, а если что-то и получится, то с большими уступками. Которые не обещают нам никакого будущего», - заявил Саргсян.
Как следует из слов Саргсяна, так называемые реваншисты отнюдь не горят желанием видеть регион Южного Кавказа мирным и стабильным. А его потуги вернуть процесс урегулирования в формат «гарантий могущественной страны» позволяет предположить, что за ниточки Саргсяна дергает именно Кремль.
Россия кровно заинтересована в модераторской роли решения (не решения) конфликта. Несмотря на ослабление позиций Москвы на Южном Кавказе, российская военно-политическая элита не намерена отказываться от «лакомого кусочка». Не зря глава МИД РФ Сергей Лавров как-то отметил, что Россия никуда не исчезнет из Южного Кавказа».
Кстати, Серж Саргсян также упомянул формат давно почившей в бозе Минской группы ОБСЕ. Но все мы были свидетелями того, что эта «святая троица» (Россия, США, Франция) за почти 30 лет ни на йоту не продвинулась в урегулировании конфликта.
Наоборот, именно эти страны, которые имеют серьезные противоречия чуть ли не по всем направлениям, в бывшем карабахском вопросе проявляли удивительную солидарность. Мировые державы делали все для того, чтобы статус-кво сохранялся еще на долгие годы.
То есть, за столом переговоров баланс сил был явно не в пользу Азербайджана. Баку противостоял не только Ереван, но и Москва, Вашингтон, Париж.
Кроме того, Саргсян или не понимает, или в очередной раз вводит в заблуждение армянскую общественность, проецируя реалии прошедших лет на нынешнюю ситуацию.
Сегодня у Баку, как говорится, все козыри на руках. Восстановленная территориальная целостность, растущая экономическая мощь, ключевая роль во многих региональных проектах. Армения же играет «картами», которые заранее уже биты. Потому именно Еревану выгодно приступить к прямым переговорам, и вырваться из политического и экономического тупика, в которых он пребывает.
Но есть и другая сторона медали. «Региональное одеяло» не прочь перетянуть на себя и западные круги. Неслучайно в настоящее время над Арменией раскрыт «западный зонтик», гарантирующий (как кажется Еревану) безопасность и противодействие давлению Москвы. И Западу так же, как России, совсем невыгодна «самодеятельность» южно-кавказских республик, которые намерены решить проблему без вмешательства извне. Во всяком случае, Баку на это настроен серьезно.
А вот Еревану в этой ситуации придется нелегко. Армянский премьер Никол Пашинян фактически находится между Сциллой и Харибдой. На него будут давить (или уже давят) и со стороны Запада, и со стороны Севера. Выдержит ли Пашинян столь мощное давление, покажет время. А потому, надежды на прямые переговоры все еще остаются призрачными…
Фарид Теймурханлы
Назначен министр обороны Сирии в переходном правительстве
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Сын Рубена Варданяна финансировал кампанию против Азербайджана
В город Шуша вернулась очередная группа бывших вынужденных переселенцев
В Узбекистане прогнозируют рост на 9,1% объема кредитов, выданных бизнесу
Россия и Азербайджан подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по коридору "Север-Юг"