Пашинян о коридоре и территориальных претензиях: что скрыто за словами премьера? – ФАРХАД МАМЕДОВ
Сегодня, 10 сентября 2024 года, премьер-министр Армении Никол Пашинян во время приветственной речи на саммите «YEREVAN DIALOGUE 2024» сделал несколько заявлений относительно мирного соглашения с Азербайджаном и затронул тему Зангезурского коридора.
По словам премьера, всего существует 16 пунктов мирного соглашения, из которых 13 уже согласованы. Пашинян также обсудил Зангезурский коридор, заявив, что никакие третьи страны не должны участвовать в данном проекте по условиям трехстороннего соглашения. Он сослался на 9-й пункт соглашения от 9 ноября 2020 года, в котором сказано: «Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях».
«Как видите, функция обеспечения безопасности и предоставления гарантий при движении по территории Армении возложена на Армению. Иначе и быть не могло, потому что нелогично, чтобы безопасность сообщения на территории суверенной страны обеспечивала другая страна», — сказал Пашинян.
Однако, стоит рассмотреть полный текст 9-го пункта, а не отдельные цитаты. Полный пункт гласит: «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России».
Таким образом, Россия, согласно соглашению, обязана присутствовать и контролировать транспортные связи. Пашинян, несмотря на это, заявляет, что Армения сама может обеспечить безопасность, что противоречит подписанным условиям.
Самое интересное, что Пашинян также заявил о якобы имеющихся у Азербайджана территориальных претензиях к Армении, ссылаясь на Конституцию Азербайджанской Республики, которая содержит отсылку к Декларации Независимости Азербайджана от 28 мая 1918 года. В Декларации упоминается, что Восточное и Южное Закавказье являются территорией Азербайджана.
Пашинян прав в том, что в Акте о Независимости от 1918 года действительно указано: «Азербайджан охватывает Восточное и Южное Закавказье». Однако, в документе не упоминается Армения. Следовательно, интерпретация Пашиняна о территориальных претензиях к Армении на основе этого документа является слабой. Закавказье включает в себя и другие регионы, такие как Грузия, с которой у Азербайджана нет подобных проблем.
Кроме того, в Декларации Независимости Армении упоминается т.н. «Нагорный Карабах», что также вызывает вопросы, поскольку Карабах международно признан территорией Азербайджана. Упоминание его как части Армении в официальных документах вызывает правовые и дипломатические разногласия.
Политолог Фархад Мамедов, комментируя заявления Пашиняна, в том числе, попытки премьера избежать выполнения условий, под которыми он сам поставил подпись, утверждает, что Армения не желает предоставлять России дополнительные функции на своей территории. По этой причине ведутся работы по ограничению деятельности РФ в Армении.
«Это вызывает соответствующий отклик со стороны России, что, в свою очередь, приводит к реакции Ирана. Так складывается текущая ситуация. Однако у Пашиняна есть выход — договориться с Азербайджаном для обеспечения специального режима функционирования Зангезурского коридора на своей территории. Этот вариант может быть выгоден всем участникам: таким образом удовлетворяются потребности Азербайджана в реализации проекта. При таком раскладе для России не останется места, и она не сможет требовать от Армении своего участия в разблокировке коммуникаций», — отметил он.
По утверждению премьер-министра Армении, осталось лишь три несогласованных пункта из шестнадцати. Возникает вопрос: входит ли в эту тройку пункт о реформе Конституции Армении, учитывая заявление Пашиняна о том, что в Конституции Армении нет территориальных претензий к Азербайджану?
По словам аналитика, вероятнее всего, реформа Конституции и ликвидация территориальных претензий к Азербайджану обсуждаются именно в этих пунктах.
«Для Азербайджана это важный вопрос, который касается не только текста мирного договора, но и позиции Армении в целом. Каждая страна руководствуется своим основным законом, и, если в нем содержатся территориальные претензии, невозможно заключить какие-либо соглашения. Необходимо следить за тем, как будет развиваться этот процесс, а также за тем, как Конституционный суд Армении будет трактовать Алматинскую декларацию. После этого можно будет говорить о новом этапе», — заявил политолог.
Касаясь заявления Пашиняна о том, что в Конституции Азербайджана имеются территориальные претензии к Армении, Мамедов высказал мнение, что ссылка в Конституции Азербайджана на Декларацию Независимости АДР не получила дальнейшего юридического подтверждения касательно территорий АДР в действиях Азербайджана после 1991 года. Это относится к установлению наших границ с Грузией, Российской Федерацией, Ираном и Турцией.
«Все высказывания Пашиняна направлены исключительно на внутреннюю аудиторию, потому что любое упоминание азербайджанской стороной Конституции Армении они воспринимают как вмешательство во внутренние дела. В этом контексте и следует понимать заявления Пашиняна. С одной стороны, он утверждает, что в нашей Конституции есть территориальные претензии, но, несмотря на это, собирается подписать мирный договор. Это показывает, насколько несерьезно Армения относится к данному вопросу», — заключил Фархад Мамедов.
Алекпер Алекперов
Четыре человека погибли при стрельбе на севере Франции
Reuters: России оставили две главные военные базы в Сирии
The Jerusalem Post: Азербайджан и Турция могут заменить Иран в регионе
Милли Меджлис увеличивает смету на 2025
Мусабеков: Еревану лучше не хитрить и не тянуть с решением Зангезурского вопроса – ИНТЕРВЬЮ
Алиев поздравил новоизбранного президента Грузии