Осторожность во избежание тревожного - ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВИЗИТУ СТОЛТЕНБЕРГА
Если внимательно присмотреться к особенностям визита генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга на Южный Кавказ, то недолго вывести знаменатель, согласно которого главной завязкой вояжа стало посещение Азербайджана.
Основной смысловой линией события стало общение гостя с президентом Ильхамом Алиевым, потому что в контексте азербайджано-натовского взаимодействия и зарыта интрига.
Поиск золотой середины между военно-политическим альянсом и главной страной региона и должен предопределить судьбу важных коммуникационных задач.
Это в порядке вещей, когда судьбу дилемм решают дееспособные акторы. У североатлантического альянса головной боли и особых проблем с Тбилиси и с Иреваном не просматривается. Грузия давно объявила о своем намерении стать частью военно-политического альянса. Относительно судьбы этого вопроса в стране был проведен даже референдум.
Армения же, как стала спешно оформлять громкую заявку на многовекторность, перестала быть головоломной задачей для Брюсселя в плане определения горизонтов будущего. А вот с Азербайджаном предстоит проставить четкие акценты, чтобы добиться ясности в контексте непростых задач повестки.
Формально в Брюсселе знают, что холодок, наметившийся в отношениях с Баку, явно мешает, и с ним необходимо что-то делать. Если принять во внимание немаловажное обстоятельство, согласно которого застрельщиком обострения выступил не Азербайджан, а стала Франция, то и в Европейском Союзе, и в НАТО желают уточнить масштаб воздействия наметившегося кризиса на ход процессов, затрагивающих кровные интересы Запада.
Из заявлений прессе президента Ильхама Алиева и Йенса Столтенберга стало ясно, что стороны намерены продолжать сотрудничество. Однако немаловажным является уточнение, на основе каких основополагающих постулатов найдет продолжение взаимодействие, и насколько оно будет отвечать ожиданиям сторон.
Для Брюсселя вопросом вопросов является будущее роли России на Южном Кавказе. Из трех стран региона только Азербайджан удосужился наладить ровные отношения с северным соседом, что не является сенсацией для страны, умеющей находить алгоритмы предсказуемости. Политика официального Баку всегда отличалась внятностью во всех векторах, в том числе и в контексте российского вопроса.
Азербайджанская дипломатия давно знакома с фактором враждебности, осознав, что отношения, основанные на ненависти, неприязни и хитрости, никогда не приводят к спокойствию и результатам. Наоборот, такого рода связи чреваты, и порождают новые всплески обострений, нагнетают среду, вырабатывая опасный взрывоопасный потенциал.
Чтобы избежать тревожного и ненужного, требуются ясные подходы и никак не поводы для силовых противостояний.
Следуя железной логике прагматизма, Баку не дождался искомого результата только на армянском направлении. Иреван и его зарубежное лобби и раньше, и поныне стоически продолжают линию на конфронтацию. С Москвой были трения и сложности, однако они остались позади, благодаря роли тонкой дипломатии.
Она внесла ясность во все проблемные статьи. Баку и Москва с февраля 2022 года стали стратегическими союзниками, приняв профильное заявление на высшем уровне.
Сложная смесь сотрудничества и конфронтации сложилась между Азербайджаном и Западом на почве абсолютной победы Баку в противостоянии с Иреваном, когда Париж и Вашингтон вместе с другими столицами неожиданно для всех стали обвинять во всех смертных грехах азербайджанцев. Они подверглись агрессии, пережили оккупацию, по непонятным причинам лишились поддержки международных институтов и влиятельных стран, и когда осознали, что в союзниках пребывает лишь пара-тройка стран, рьяно выступающих за соблюдение справедливости, Азербайджан стали теснить только за то, что он воспользовался своими суверенными правами.
Сегодня НАТО заявляет о готовности стать участником мирного процесса между Азербайджаном и Арменией, хотя ранее альянс ни разу не проявил должного участия в осуждении армянской агрессии. Подход коллективного Запада к армяно-азербайджанскому конфликту с момента его зарождения является лучшим увеличительным стеклом, которое обнажает все специфические особенности и веяния проблемы. Баку разобрался в друзьях и недругах, и сегодня владеет обстановкой, чтобы делать не только выводы, но и предпринимать востребованные шаги.
От формального участия в мирном процессе никакого прока не будет, и в этом не может быть сомнений. Если отдельным силам не терпится оформить свое участие ради выполнения иных, пока еще не декларируемых задач, то это другое дело.
На сегодня все западное сообщество с головой ушло в так называемую транспортно-коммуникационную стихию. Бескомпромиссная борьба за коридоры, проливы и перешейки шагнула в стадию цугцванга, и центрам сил не терпится определиться с дальнейшими действиями и с выявлением потенциальных партнеров.
Судьба серединного коридора вступает в решающую стадию, тая в себе не только преимущественные статьи, но и определенные риски.
Южный Кавказ превратился в регион со стратегической глубиной, и об этом хорошо известно, прежде всего, самим странам региона. Чтобы не превратиться в подручный инструментарий в руках влиятельных стран и сил, они вынуждены правильно читать конъюнктуру. Баку в этом смысле самый разборчивый игрок, который своевременно инициировал создание формата взаимодействия 3+3. Не случайно он, едва открыв глаза в свет, стал объектом травли для западников, которые по традиции рассматривают важные инициативы других стран сквозь призму своих имперских амбиций и планов.
За всеми неотложными дилеммами для сильных игроков стоит задача подчинения своей воле стремлений и приоритетов других игроков. Наличие в региональной конфигурации такой беспомощной и никчемной страны, как Армения, играет плохую службу для самодостаточных государств. Всем ясно, что в разрабатываемой сильными игроками схеме цена вопроса тождественна безболезненному получению суверенитета хилых субъектов.
Азербайджан же занимает устойчивую позицию в стане государств среднего уровня, которым по силам решение не только региональных, но и масштабных межконтинентальных задач. Многим это может и не нравится, но это уже их проблема.
Наученный горьким опытом взаимодействия с сильными государствами, Баку давно поднаторел, и знает, как они умеют предлагать вкусный сыр, в котором дырок больше, чем съестной массы. Именно по этой причине для некоторых он воспринимается в качестве неудобного спарринга.
Эта история знакома таким тяжеловесам политики, как Йенс Столтенберг. Он и ему подобные в душе понимают, что уважающие себя акторы и берегущие свое достоинство игроки никогда не пластаются перед сильными, не поступаются принципами. Причина в том, что ими движут сила, знания и железная воля.
Тофиг Аббасов
Спикер Милли Меджлиса встретилась с Валентиной Матвиенко
Хакан Фидан: "Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либо"
Не щадя ни «своих», ни «чужих»: тайна нового имиджа Пашиняна – РАЗЪЯСНЯЕТ ВЕЛИЗАДЕ
Карабахские армяне в Армении: «сто тыщ» проблем и сокращение помощи
Волшебный пендель истории: Ереван принимает реальность Карабаха
Президент Ильхам Алиев поделился публикацией по случаю Дня города Агдам