О препятствиях для мирного договора с Арменией, возвращении 8 сел и предложении РФ по Карабаху – В МИД Азербайджана подвели итоги года

О препятствиях для мирного договора с Арменией, возвращении 8 сел и предложении РФ по Карабаху – В МИД Азербайджана подвели итоги года
27 декабря 2022
# 18:37

В Министерстве иностранных дел Азербайджана сегодня состоялась пресс-конференция по итогам года.

Как передает Vesti.az, в ходе пресс-конференции министр иностранных дел Джейхун Байрамов напомнил, что в соответствии с мирной повесткой дня Азербайджана в постконфликтный период в феврале этого года Армении были представлены 5 базовых принципов по мирному договору.

Он отметил, что по инициативе Президента Совета Европейского Союза были проведены три встречи с участием лидеров Азербайджана и Армении, в августе министрам иностранных дел было дано поручение о начале мирных переговоров: "По итогам встреч в Праге и Сочи было принято решение о проведении мирных переговоров на основе территориальной целостности стран в соответствии с Уставом ООН. 23 декабря третий раунд переговоров должен был состояться в Москве, но Армения сорвала их".

Министр иностранных дел отметил, что в этом году на уровне заместителей премьер-министров Азербайджана, Армении и России были проведены переговоры о восстановлении транспортно-коммуникационных связей: «Также были проведены три встречи по делимитации. Несмотря на все это, достигнутых успехов очень мало. Причиной тому является неконструктивная позиция Армении».

Джейхун Байрамов отметил, что в этом году под контроль Азербайджана перешли город Лачин, села Забух и Сус.

Глава МИД напомнил, что Армения нарушила ряд обязательств трехсторонней декларации.

«Информация о невыполнении Арменией ряда обязательств, содержащихся в трехстороннем заявлении, о том, что незаконные армянские вооруженные формирования по-прежнему остаются на территории Азербайджана, о незаконной эксплуатации наших природных ресурсов, о минной проблеме, доводится до международных организаций».

Джейхун Байрамов также сказал, что 46 наших граждан, в том числе 35 гражданских лиц погибли в результате минного террора в этом году.

Он назвал и противоречивые моменты, препятствующие подписанию мирного договора между Азербайджаном и Арменией.

«С нашей стороны имеется 3 элемента. Первый элемент заключается в том, что при представлении какого-либо проекта вам не нужно спонтанно вносить в него свои пожелания. Этот проект должен быть реальным и основываться на международном праве. Должна быть какая-то основа для его продвижения. Исходя из этого, Азербайджан представил 5 базовых принципов. За короткое время Армения признала, что среди 5 базовых принципов нет ни одного неприемлемого для них принципа. Это было связано с определенной причиной. Потому что очень сложно сказать «нет» в ответ на эти принципы. Пять базовых принципов были очень справедливыми. Были проведены встречи после этих 5 принципов. Несмотря на то, что в результате этих встреч не было принято никаких новых документов, были достигнуты договоренности, в которых 5 базовых принципов получили дальнейшее развитие. Армения сочла их приемлемыми. Армянская сторона проинформировала об этом армянское общество. Глядя на некоторые комментарии в переговорном процессе с армянской стороны, мы видим отход от ранее достигнутых договоренностей. Считаем, что это очень вредная тенденция», - сказал Джейхун Байрамов.

Министр добавил, что отход от достигнутых договоренностей негативно сказывается на переговорном процессе: «Это также приведет к затягиванию процесса переговоров. Во-вторых, мы заметили неприемлемые для нас моменты после встречи в Вашингтоне. Логика азербайджанской стороны заключалась в том, что за последние 30 лет между Азербайджаном и Арменией не было никаких отношений. Поэтому, если мы хотим сделать какой-то первый шаг, то базовые принципы, суть и философия документа должны быть очень простыми. Возможно, даже если какие-то вопросы не удается решить на 100%, какой-то позитивный и важный шаг все же можно сделать. Поэтому представленный азербайджанской стороной проект был очень простым и лаконичным».

Министр сказал, что представленный армянской стороной проект является попыткой изменить суть этого документа.

«Цель состоит в том, чтобы превратить простой документ в рамочный договор и принять другие соглашения в качестве составной части рамочного документа. Если исходить из этого, то азербайджанская сторона также может поднять ряд моментов. У нас много претензий, требований к армянской стороне. Мы тоже не всем довольны и не отказываемся от требований к Армении, мы выдвигаем все эти требования».

Джейхун Байрамов подчеркнул, что Азербайджан не ставит предварительных условий для мирного договора.

«Если мы для принятия мирного договора поставим требование о выводе из Карабаха последнего члена армянских незаконных вооруженных формирований, то это дополнительное условие. Если мы ставим открытие транспортных коммуникаций в качестве условия, это дополнительное условие. Мы старались добиться того, чего можем добиться», - подчеркнул министр.

Глава МИД отметил, что Армения допустила утечку процесса переговоров в общественное пространство.

«Момент, который очень негативно влияет на процесс, касается не только мирного договора. Армения в ходе переговорного процесса допускает утечку информации в общественное пространство, моменты, которые являются предметом обсуждения. Это делается через социальные сети. Во-первых, утечка в процессе переговоров очень вредна. Во-вторых, это не отражает позицию другой стороны. В отличие от нас, посредники открыто не обвиняют Армению в данном вопросе. Мы заявили о вреде этого. Это видят и посредники», - сказал министр.

Он также подчеркнул, что в процессе делимитации с Арменией Азербайджану должны быть возвращены 8 сел: «В этих селах жили азербайджанцы, и эти села должны быть возвращены».

Министр заявил, что переговоры по делимитации являются важным направлением в обсуждениях с Арменией.

 

«30 лет границы между этими странами не устанавливались, потому что в это время азербайджанские земли находились под оккупацией Армении. Лишь в результате 44-дневной войны Азербайджан восстановил свою территориальную целостность, восстановил контроль над своими границами».

Министр добавил, что все правовые документы будут изучены специалистами, и процесс делимитации будет продолжен.

Он подчеркнул, что к Армении сделан призыв о том, чтобы она прекратила провокации на неделимитированных участках границы, напомнив о провокациях на границе в сентябре этого года.

Отметив, что между Азербайджаном и Ираном началось строительство моста через реку Араз, и тем самым Зангилан и Нахчыван соединит короткая дорога, Джейхун Байрамов добавил, что позиция Армении по Зангезурскому коридору нанесет вред ей самой: «Чем быстрее Армения это осознает, выполнит свои обязательства, предприняв прагматические шаги с точки зрения исключительно своих национальных интересов, тем лучше будет в первую очередь для нее. Азербайджан в любом случае обеспечит свои национальные интересы, и будет требовать от Армении выполнения своих обязательств».

По словам главы МИД, на последней встрече с министром иностранных дел России и состоявшейся после пресс-конференции он довел позицию азербайджанской стороны относительно Лачинской дороги:

«Что касается несостоявшегося мониторинга месторождений в Карабахе представителями Азербайджана, то этому помешало местное население. Это было провокацией лиц, объявивших себя руководителями местных структур. Это недопустимо, подстроено. Они думали, что этим шагом чего-то добьются. Азербайджанское государство долгие годы терпеливо проводило работу для мониторинга месторождений. От безрезультатности наши экологи дали старт такой акции. Это их право, которым они пользуются».

Также Джейхун Байрамов упомянул предложения РФ отложить вопрос статуса Карабаха на будущее.

«Не секрет, что российская сторона предложила оставить вопрос в связи со статусом Карабаха на будущие годы. Каждая сторона может сделать предложение. Мы должны основываться на нашей повестке дня, на наших предложениях. Мы с первого дня заявили, что это предложение неприемлемо. Мы ведем переговоры по базовым принципам. Азербайджан делает шаги только в рамках своих национальных интересов».

В то же время, министр затронул и вопрос деятельности РМК. По его словам, нет никаких документов о ежедневной деятельности российского миротворческого контингента.

«В настоящее время работа над таким документом также не ведется», - сказал он.

В своем выступлении глава МИД Азербайджана сказал также о напряженности в азербайджано-иранских отношениях. Он напомнил, что инициатива по формату «3+3» была выдвинута президентом Азербайджана и поддержана президентом Турции: «Первая встреча в формате «3+3» состоялась в прошлом году, Грузия не подключилась».

Джейхун Байрамов сказал, что Азербайджан считает формат полезным и поддерживает его: «Необходимо подумать о том, когда уместно провести встречу в рамках этого формата».

Министр иностранных дел отметил, что главным приоритетом внешней политики Азербайджана является развитие дружественного, взаимовыгодного сотрудничества с соседними странами: «В последнее время в азербайджано-иранских отношениях наблюдается определенная напряженность. Я не хотел бы излишне драматизировать ситуацию. В экономической сфере достигнутые договоренности выполняются. Могут ли азербайджано-иранские отношения быть лучше в нынешней ситуации? Это могло быть. Азербайджан ни в коем случае не был сторонником обострения этих отношений. У нас были многочисленные переговоры с моим иранским коллегой, который также высказался за развитие отношений. Позиция Азербайджана такова, что отношения должны развиваться в рамках взаимного уважения, невмешательства в дела друг друга».

В материале использованы публикации агентства АПА

 

# 8490
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#