Политика
- Главная
- Политика
Мусабеков: Алиев ясно показал - Баку сам задает правила в отношениях с Россией, Ираном и Арменией – МНЕНИЕ

Накануне в Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
В ходе переговоров стороны обсудили работу Армянской атомной электростанции и вопросы двустороннего сотрудничества, сообщает пресс-служба Кремля. Путин отметил значение станции, обеспечивающей треть энергоснабжения Армении.
«Это серьезный показатель: 30 процентов, треть всего электричества в стране дает атомная электростанция. «Росатом» сейчас работает над продлением срока эксплуатации Армянской АЭС», — заявил российский президент.
Он также обратил внимание на рост товарооборота между странами, который в 2024 году достиг рекордных $11,7 млрд, и выразил уверенность в дальнейшем укреплении связей.
Никол Пашинян поблагодарил за сотрудничество в сфере атомных технологий и подтвердил партнерство с Россией по модернизации АЭС до 2036 года, включая проекты малых модульных реакторов. При этом премьер отметил стабильное развитие отношений, признав, однако, незначительный спад в 2025 году из-за глобальных факторов.
Стоит отметить, что придерживающийся прозападного курса Никол Пашинян никогда не пользовался особым доверием у российского политического истеблишмента. Характерный штрих: 9 мая, во время парада Победы в Москве, Владимир Путин посадил его рядом с президентом Беларуси Александром Лукашенко, что выглядело не самым дружественным жестом, учитывая напряженные отношения между лидерами Армении и Беларуси.
Тем не менее нынешняя встреча Путина и Пашиняна имеет определенный политический подтекст. Обсуждаемые вопросы и значение переговоров прокомментировал Vesti.az азербайджанский политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.
- Как вы оцениваете политический контекст вчерашней встречи Путина и Пашиняна и почему она состоялась именно сейчас?
- Пашинян стоит на пороге принятия стратегических решений, связанных с выбранным им курсом на интеграцию с Евросоюзом. Вероятно, именно эта линия станет основой повестки, с которой он и его партия пойдут на предстоящие в 2026 году выборы. А именно: мир с Азербайджаном, нормализация отношений с Турцией и европейский курс для Армении.
Однако все риски для этой политической линии исходят от России. Думаю, Пашинян прибыл в Москву для того, чтобы, с одной стороны, оценить эти риски, а с другой - понять, как их минимизировать для себя и своего правительства. И с точки зрения оценки возможностей проведения самостоятельной политики на пути интеграции в западное сообщество, этот визит имел для Пашиняна особое значение.
- В ходе беседы также обсуждалась тема Армянской АЭС. Какие реальные договоренности могли быть достигнуты? Речь идет о модернизации, новом энергоблоке или участии России в эксплуатации?
- Продлевать срок эксплуатации Армянской АЭС после 2036 года крайне рискованно, поскольку она относится к старому типу, схожему с чернобыльским. Несмотря на проведенные модернизационные работы, эксплуатация станции до 2036 года еще допустима, но дальнейшее использование будет представлять угрозу. В этом направлении, уверен, на Армению окажут давление как Турция, так и Европа, ведь потенциальные риски затрагивают не только саму Армению, но и соседние государства.
Основная проблема заключается в том, что у Армении нет ресурсов для строительства новой АЭС: минимальная стоимость проекта оценивается в 5 миллиардов долларов. Россия готова инвестировать лишь около 20% , что примерно равно 1 миллиарду долларов. Таким образом, оставшаяся сумма станет серьезным финансовым бременем для Еревана.
- Какова, на ваш взгляд, вероятность того, что после этой встречи Армения пересмотрит или даже разморозит свое участие в ОДКБ?
- Не думаю, что Армения способна пересмотреть свои приоритеты в отношении членства в ОДКБ. По сути, самой организации, как таковой, уже не существует. Есть, однако, один любопытный нюанс: вопрос о прекращении деятельности 102-й российской базы в Гюмри фактически замалчивается, тогда как присутствие российских пограничников на армянских границах остается предметом обсуждения.
Вместе с тем трудно представить, как «маршрут Трампа» - курс на Запад - может сочетаться с деятельностью российских пограничников. Скорее всего, Армения в перспективе возьмет на себя функции охраны границы с Ираном, а после нормализации отношений с Турцией, и турецкого участка границы.
- Существует ли сценарий, при котором Ереван может вернуться к более тесному военно-политическому взаимодействию с Россией, или же прозападный курс Армении уже необратим?
- Не думаю, что правительство Пашиняна даже на уровне обсуждений пойдет на сближение с Россией в военно-политической сфере.
Сегодня Россия перенасыщена токсичностью, и любой шаг в ее сторону неизбежно вызовет жесткую реакцию Запада. А нынешнее руководство Армении делает ставку именно на западный курс, поэтому о военном сближении с Москвой речи быть не может.
- И последний вопрос: как вы оцениваете выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева на сессии Генеральной Ассамблеи ООН? Какие главные месседжи он пытался донести до международного сообщества?
- Я считаю, что президент Азербайджана, выступая с высокой трибуны Генассамблеи, представил страну как сильное и доминирующее государство в регионе. Основной акцент был сделан на том, что ни один крупный энергетический проект или транспортно-логистический маршрут невозможен без согласия Азербайджана.
Сегодня наша страна становится одним из ключевых акторов не только на Южном Кавказе, но и в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, и эти позиции продолжают укрепляться.
Но здесь есть и другой момент. Президент Азербайджана сознательно не затронул темы, связанные с Россией или Ираном. Это тоже посыл: скорее всего, Баку намерен дистанцироваться как от российской повестки, так и от событий на Ближнем Востоке.
Пожалуй, главный месседж Ильхама Алиева заключался в том, что ни России, ни Ирану не следует втягивать Азербайджан в свои международные разборки. Это бессмысленно, и Азербайджан ясно дал понять: у него своя самостоятельная линия, которую он будет последовательно проводить.

Президент Ильхам Алиев открыл Гянджинский мемориальный комплекс в День памяти-ФОТО

Эрдоган: Карабах — это Азербайджан навсегда!

Эмин Амруллаев: нарушения в школах недопустимы, меры принимаются

Алиев почтил минутой молчания павших героев Отечественной войны

Хикмет Гаджиев: делегация Азербайджана возвращается в Гянджу в День памяти

Визит Президента Азербайджана в Нью-Йорк завершен