Митинги в Армении и Грузии как эффект внешней политики Азербайджана – ОБЪЯСНЯЕТ АХМЕД АЛИЛИ
Геополитическая ситуация на Южном Кавказе накалена до предела. Диаметрально разные митинги в Грузии и Армении дестабилизируют процессы, которые развиваются в нашем регионе. С другой стороны, мы видим, как внешние игроки активизировались в целях обеспечения здесь своих интересов.
О том, какие процессы развиваются в Грузии и Армении, и что будет, если Пашинян уйдет с поста премьера, рассказал в интервью Vesti.az политолог Ахмед Алили.
- Как вы в целом оцениваете геополитическую ситуацию на Южном Кавказе? К чему могут привести процессы, происходящие в регионе - митинги в Грузии и Армении?
- Процессы, которые развиваются в регионе Южного Кавказа, в частности в Грузии и Армении, я бы назвал эффектом политики Азербайджана и ее победы во Второй Карабахской войне. Произошедшие в ноябре 2020-го и в сентябре 2023-го года события показывают, что у Азербайджана сильная внешняя политика. Когда вы работаете со всеми, при этом не связывая себя с какой-либо стороной, это приносит плоды. Вот в чем суть сбалансированной политики Азербайджана, которую также именуют «мудрым вектором».
Это, безусловно, повлияло на политику очень многих стран региона. Если же взять шире, то пошел процесс пересмотра внешнеполитических приоритетов во всем постсоветском пространстве, особенно это очевидно на примере Грузии и Армении.
Время от времени и во Франции, и в Украине говорится об успехах внешней политики Азербайджана, размышляют об этом в соседних республиках, в странах Центральной Азии. Выходит, что Армения определенным образом откорректировала свою внешнюю политику, и постепенно становится менее пророссийской, в то время, как Грузия - менее проевропейской. Получается очень интересный феномен.
В регионе эта ситуация создает очень много позитивных моментов, своего рода фундамент для региональной интеграции. Дело в том, что за последние 30 лет на Южном Кавказе не удалось создать ни одну региональную платформу ни в какой сфере. Если мы будет сравнивать страны Центральной Азии, то увидим, что они связаны друг с другом, как, к примеру, страны Балтии с их тесной интеграцией. Но когда смотришь на Южный Кавказ, то тут подобного не наблюдается. Причиной этого может быть то, что за последние 30 лет Грузия была исключительно прозападной страной, Армения - пророссийской, а Азербайджан придерживался нейтральной диверсифицированной внешней политики. Сейчас же все меняется. Сегодня все три страны выбирают «золотую середину».
Однако, в Азербайджане должны принять во внимание тот факт, что его логистические каналы, транспортные пути, основные геоэкономические проекты – все проходит через Грузию. Это связывает Азербайджан с Европейским пространством. Может ли подобное положение контрлироваться не проевропейскими силами, и как в таком случае Азербайджан должен с этим справиться?
Думаю, что азербайджано-турецкая координация очень важна. Через некоторое время в Грузии тоже примут во внимание азербайджано-турецкий фактор, потому что он вводит определенные коррективы во внешнюю политику страны.
- В Армении проходят многочисленные митинги. Сможет ли Пашинян выстоять и победить Баграта Србазана?
- Для меня ориентиром является то, как себя чувствует Пашинян во время этих протестов. Я бы сказал, что для Пашиняна критическими были сентябрьские события 2023 года, когда его свержение могло быть вполне реальным. Тогда толпа собиралась фактически ворваться в его резиденцию, протестующие были очень близки к совершению переворота. После проигрыша в Карабахской войне Пашинян очень долгое время скрывался. Но сегодня, если сравнивать с ситуацией трехлетней давности, я бы сказал, что Пашинян пережил много протестов. Поэтому он разбирается в народных настроениях.
Если бы премьер чувствовал какую-либо угрозу, то не стал бы совершать те шаги, которые мы сегодня наблюдаем в Армении. Во время его последней пресс-конференции он вел себя достаточно уверенно, спокойно, без нервнозности. Более того, во время всех этих протестов он отправился в Россию, сделал довольно громкие заявления. Это показывает, что он уверен в себе и контролирует ситуацию.
Пашинян не хочет никому отдавать свою власть. Для оппозиционных кругов Армении также понятно, что Азербайджан и Армения очень близки к подписанию мирного договора. Разрешается вопрос с делимитацией границ, а это значит, что Армению в ближайшие несколько лет ожидает определенный экономический рост, и премьеру важно показать, что, да, хоть он и проиграл войну, но принес стране экономическое благосостояние.
Он уверен, что сможет подписать важные экономические проекты с Турцией, а это приведет к тому, что народ получит свои дивиденды. В этом контексте оппозиция видит в этих протестах свой последний шанс.
- Что если Баграт все же сможет свергнуть власть? Готов ли Баку к таким процессам, и как тогда будет развиваться ситуация?
- В этом плане основная угроза состоит в том, что мирный процесс между Арменией и Азербайджаном начнется заново. С командой Пашиняна уже проделан определенный путь, но нет ни одного документа, подписанного сторонами и подтверждающего все итоги, который мог бы регулировать отношения между Арменией и Азербайджаном. Дело в том, что единственным документом, который мог бы как-то координировать эти отношения и другие процессы, являлось трехстороннее заявление от ноября 2020 года, однако этот документ давно "вышел из строя". Он не является релевантным, особенно после выхода российских войск из Карабаха.
Единственная часть, ради которой Азербайджан и Армения не отказываются от этого документа, это 9-й пункт, касающийся Зангезурского коридора. Альтернативного документа, на который стороны могли бы ссылаться при встречах, нет. Новый мирный договор, в названии которого присутствует слово «мир», еще не существует, но он мог бы послужить очень важной основой для всех дальнейших шагов в рамках двусторонних взаимоотношений.
Теперь, если в Армении гипотетически произойдет смена власти, то надо помнить, что весь достигнутый прогресс между азербайджанской и армянской сторонами, нигде не зарегистрирован. Поэтому смена власти сыграет крайне негативную роль в мирном процессе. Плюс, я думаю, что новая команда будет пророссийской, а значит и реализация проекта Зангезурского коридора произойдет намного легче, потому что это желание России в том числе. Одновременно с этим, подписание какого-либо мирного договора в двухстороннем формате будет очень проблематично, так как Москва пожелает играть партию первой скрипки в процессе переговоров.
- Как вы видите дальнейшее развитие ситуации в Грузии? Власти страны приняли закон об "иноагентах" в третьем чтении. Как вы думаете, к чему это может привести?
- Я думаю, что это сильно скажется на экономическом положении Грузии. Другой вопрос, как это будет затрагивать интересы Азербайджана и Турции, поскольку большинство проектов проходят через Грузию. Однако, я думаю, что этот фактор будет принят во внимание.
Анар Гусейнов
Ильхам Алиев поделился публикацией по случаю Дня государственного суверенитета
20 сентября – День городов Ханкенди, Ходжалы, Ходжавенд и Агдере
В Азербайджане отмечают День государственного суверенитета
МИД отреагировал на слушания в Конгрессе США о правах человека в Азербайджана
Насралла: Израиль перешел все границы, атаки в Ливане могут привести к войне
Ильхам Алиев находится с визитом в Агдаме-ОБНОВЛЕНО