Мирное соглашение, Зангезурский коридор, выход из ОДКБ - все смешалось в голове Пашиняна
Одним из ярких политических событий нынешней недели, которое еще долго будет обсуждаться, несомненно стало выступление премьер-министра Армении Никола Пашиняна на Втором Всемирном армянском саммите. Более того, его смело можно назвать резонансным.
Судите сами…
Всего одно мероприятие, но Пашинян успел поговорить: и об интересе Еревана в приобретении азербайджанского газа; и назвать ОДКБ «угрозой безопасности Армении», не упомянув, правда, при этом, собирается ли Ереван покинуть «токсичную» для него организацию; и о запрете ввоза в Армению «бэушной» одежды и использованных шин.
А еще о многом и многом прочем….
Все вышеуказанные и неакцентированные нами заявления главы Армении мгновенно разошлись по Интернету, сопровождаемые комментариями обычных пользователей, экспертов и политиков.
Наиболее примечательным, конечно же стало заявление Пашиняна о готовности Армении приобретать азербайджанский газ в случае, если транзитный газопровод пройдет по армянской территории: «Если, например, представить, что транзитом через Армению из Азербайджана в Нахчыван или Турцию пройдет газопровод: такой вариант тоже нельзя исключать», - сказал эпатажный политик.
Напомним, что концепция Зангезурского коридора предусматривает прокладку через Мегри магистрального газопровода из основной части Азербайджана в его Нахчыванскую автономию и далее на Запад. А условия по открытию Зангезурского коридора Пашиняну известны, они прописаны в 9 пункте трехстороннего заявления от 9/10 ноября 2020 года. Таким образом, возможность прохождения через территорию Армении азербайджанского газопровода напрямую связана с изменением позиции Еревана по разблокированию региональных коммуникаций.
В то же самое время, в текущей позиции армянского руководства по данному вопросу нет и намека на какие-либо изменения. Более того, по мнению премьер-министра Армении его сторона хочет и готова предоставить проход Азербайджану через свою территорию на тех же условиях, что и Иран. При этом Пашинян то ли запамятовал, то ли намерено не вспоминает, что самолично ставил подпись под документом, в котором говорилось об обязательстве Еревана предоставить Азербайджану «беспрепятственное движение граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях».
В отличие от Армении, Тегеран никаких подобных документов с Баку не подписывал и особых обязательств на себя не брал. Более того, Иран не оккупировал азербайджанские территории, не воевал с Азербайджаном и не проигрывал ему.
С какой стати Азербайджану выдвигать перед Тегераном какие бы то ни было требования на сей счет?
Следующая, не менее противоречивая мысль, была высказана Пашиняном в отношении мирного договора с Азербайджаном. Раскрывая свое видение и отношение к идее скорейшего подписания этого исторического документа, армянский премьер сказал буквально следующее: «Мы говорим Азербайджану, давайте подпишем то, что согласовано, и перейдем к остальному, что не согласовано. При этом звучит мнение о том, что нет, мирный договор не следует подписывать, пока не будут согласованы все статьи».
Очень любопытно знать, как можно подписать уже согласованные статьи мирного договора, парафировать документ и, как вытекает из слов Пашиняна, «переходить к остальному, что не согласовано». Согласно его логике: получается, что мирный договор это не один, а несколько документов, которые можно согласовывать и подписывать до бесконечности, пока все пункты не будут улажены окончательно.
Другой, мягко говоря, спорный аспект в выступлении Никола Пашиняна, касающийся мирного договора, заключается в том, что, по его мнению, данный документ должен решить вопрос «возвращения пленных». И речь в данном случае идет о лицах, замешанных в военных преступлениях против Азербайджана, а в частности, о главарях сепаратистского режима, которые были захвачены в плен в результате антитеррористических мероприятий локального характера в Карабахском экономическом регионе Азербайджана ровно год назад - в сентябре 2023 года.
«На мой взгляд, - указывает Пашинян, -именно мирный договор должен решить этот вопрос независимо от того, написано там все буквально или нет».
После премьер неожиданно пустился в философские размышления: «мирный договор – это другая атмосфера, другие отношения». По-видимому, Пашинян рассчитывает, что его взаимоотношения с Баку могут перейти в такое качество, что азербайджанская сторона решит отпустить вех сепаратистских главарей и всех лиц, замешанных в военных преступлениях.
Согласитесь, странные надежды, учитывая неоднократные заявления азербайджанской стороны о том, что Баку ни при каких условиях не согласиться отпустить тех, кто повинен в трагедии тысяч его граждан.
И, наконец, Пашинян заявил, что Армения заморозила свое «членство в ОДКБ не только потому, что ОДКБ не исполняет свои обязательства по обеспечению безопасности Армении, но и потому, что ОДКБ создает угрозы безопасности Армении, ее дальнейшему существованию, суверенитету и государственности». Характерно, что это заявление было сделано буквально спустя несколько часов после выступления генсека ОДКБ Имангали Тасмагамбетова, сказавшего, что в ОДКБ считают Армению равноправным партнером и готовы к диалогу с ней. О готовности же самой Армении к такому диалогу, теперь можно судить со слов ее премьера.
Словом, каков премьер, такие и ответы.
Ильгар Велизаде
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата
Представитель ЕС: COP29 открыл новую эру климатического финансирования
Помощник президента: СОР29 успешно завершилась, обвинения главы МИД Германии против Азербайджана неприемлемы