Кто такой Эльчин, имя которого дают детям в Южном Азербайджане? - ВЗГЛЯД ИЗ «ЛОГОВА ВОЛКОВ» НА ОККУПИРОВАННЫЕ ЗЕМЛИ - ФОТО
Часть третья. Предыдущая часть (https://vesti.az/politika/v-erevane-znayut-chto-my-azerbajdzhancy-no-pasporta-boyatsya-kak-ognya--vzglyad-iz-logova-volkov-na-okkupirovannye-zemli-foto-379864)
….Я перешел границу и чуть об этом не пожалел. «Тебриз!», «Ардебиль!», «Мешкин», «Асландуз!»
Такое чувство, что тебя сейчас силком посадят в машину и куда- то увезут.
- Кому в Нахчывань? Джульфа, Нахчывань…
А другая группа кричит:
- Вам в одну сторону?
Этот проводник показался мне опытным. Что означало это «в одну сторону» и что нас еще ожидало, мы узнали гораздо позже.
- Да.
...На обратном пути мы довольно быстро прошли два погранично- пропускных пункта. И хотя наше путешествие совпало с Гурбан байрам, на границе было не очень многолюдно. Но иранские водители тут немного схитрили, подняв цены за проезд из Джульфы в Биласувар до 20 манатов на человека. К тому же, если вы захотите пересечь границу Нахчывана и Ирана, будете застрахованы на границе на два маната. У вас спросят ваше имя, а потом что-нибудь вдруг произойдет, водитель захочет вас снова застраховать. Однако, наказание за мошенничество не заставит себя долго ждать.
- Сколько вы здесь будете ждать? Пошли.
За нами по пятам увязался мужчина в очках с «той стороны», напоминающий помощника Моллы Садыга из фильма «Кура неукротимая». Казалось забавным, как этот водитель даже не давал нам возможности договориться с другими шоферами. Он без конца пререкался с ними, да и нам не забывал напоминать, что нас в Биласувар, кроме него, никто не сможет довезти. Между тем досталось и вашему покорному слуге, но к счастью Исмаил киши своим вмешательством смог предотвратить драку.
Его сам Бог мне послал. Как только Исмаил киши вмешался и пригрозил ему, мужчина в очках исчез в мгновение ока.
-Садитесь, я вас отвезу.
Честно говоря, мы немного засомневались, стоит ли соглашаться, что не скрылось от его глаз.
- Оплата за проезд будет такой же, что и сюда, но, можете и по манату добавить, так по совести.
Исмаил киши родом из Джульфы. Работал таксистом более 30 лет. Его отец погиб во время ирано - иракской войны. Сам он тоже воевал, но после тяжелого ранения, полученного через 6 месяцев после начала войны в пригороде Абадан, был демобилизован.
- Мы не были готовы к внезапной атаке иракских войск. Хюрремшехри и Меграни взяли сразу, Абадан был окружен. Но мы не растерялись, смогла прогнать их до самого Керкука. Ты знал о том, что там тоже живут наши, у нас один язык и танцы. Мы очень хороший народ, дорогой, добрый. Давай, я покажу тебе косуль, посмотри воооон туда!
На горе я увидел несколько пасущихся косуль, чуть повыше паслась их мать. Как только мы нацелили на них свои телефоны, они поскакали вниз по горе.
- За горами находится наше пастбище. У меня тоже есть свой домашний скот. Сам же я каждый день за рулем машины, но, слава Богу, живу неплохо. Каждый раз, когда я проезжаю по этим дорогам и вижу эти разрушенные села, сердце кровью обливается. Сейчас мы переедем Ненемвай, и я вам расскажу одну очень интересную историю…
Перевал Ненемвай – хотя и не длинный, но очень трудный перевал с крутыми поворотами и узким проездом.
Шепча про себя всю дорогу молитву, Исмаил киши перевез нас через перевал.
- Я вам рассказывал о войне, так вот, эта история произошла совсем давно, где- то в 1978-79 годах. На «эту сторону» перешел некто по имени Эльчин… Дай- ка закурить.
Я протянул ему сигарету.
- Послушай, Исмаил киши, а может, ты ошибаешься? Может, это было во времена независимости?
- Да ну как я могу ошибаться, 14 лет он был здесь, рядом со мной. А потом…
-Минутку, минутку, то есть в советские времена он перешел через границу и остался здесь на14 лет?…
- Ты не даешь мне сказать, не знаешь разве?
- Нет.
- Я помню, мне было где то 16-17 лет, когда рано утром с вашей стороны начался какой-то переполох. У границы собралось много солдат. И с нашей стороны тоже. Искали кого-то. К вечеру мы узнали, что у вас кто-то убил кого-то и перешел границу.
…Мы еще вернемся и расскажем об этом человеке, а пока, послушаем Исмаила киши.
Того человека звали Эльчин, ему было тогда 27-28 лет. Долгое время он скрывался в иранском городе Алемдар, потом в горах у пастухов, ровно 14 лет.
- Его очень любили, кто чем мог ему помогал; едой, одеждой, какими – то другими вещами. Иногда ходили слухи о том, что ,якобы , ваше правительство послало людей для его поимки. Тогда мы сразу его прятали. Бывало, что он месяцами не выходил из своего жилья в горах, где его часто укрывали пастухи. Он и им помогал , а они его кормили и поили. Он не был женат и всегда говорил, что не сможет больше вернуться в Баку, или в Нахчыван, потому что его сразу посадят.
Рассказывал, что случайно убил человека по неосторожности и очень об этом жалел. Не мог без слез вспоминать о той истории. В каждый последний вторник во время празднования Новруз, он ходил на берег Араза и смотрел на огни костра на противоположной стороне, пока шум праздника не утихал. Нам было его очень жаль, но в то же время, мы его полюбили. Шутили, говорили ему: «давай, женись», а он отвечал, что не хочет испортить жизнь невинной девушке, все равно тюрьмы ему не избежать. Знаешь, сколько людей назвали своих детей Эльчин? Раньше это имя мы не давали детям.
Вздохнув, он снова закурил.
Исмаил киши рассказывает, что когда границы открыли, они умоляли его вернуться домой, но он все не соглашался, постоянно повторял, что его посадят.
- Он очень боялся тюрьмы. Немного приободрился, когда через границу перешли русские. Но из-за страха перед тюрьмой, он никуда не двигался.
Однако в скором времени он покинул Иран и отправился не в Нахчыван, а перешел через Араз в сторону Джебраила, чтобы присоединиться к одному из батальонов самообороны.
- Перед отъездом он сказал нам: «Когда-нибудь я должен вернуться в родное село, но тогда меня сразу посадят, лучше пойду на войну, буду сражаться за свою землю и тогда, возможно, Бог простит меня. Если выживу, сдамся, больше так не могу, может тогда получу меньший срок».
Но Эльчину не было суждено ни вернуться в родное село, ни сдаться. Он стал шехидом. Через несколько месяцев, после его ухода на войну пришло известие о его смерти, а о месте его захоронения никто ничего не знал.
***
…. После возвращения в Баку я стал искать какую- либо информацию об Эльчине. Расспрашивали его друзей в Нахчыване, связались в Джебраиле с ветеранами войны и всегда получали неопределенные ответы. Думали уже прекратить поиски.….
- В советское время люди нередко переходили границу из Нахчывана в Иран. Недавно я узнал от одного друга, что был такой человек, родом из села Хок.
Мы сразу связались с нашим соотечественником и с трудом смогли найти односельчанина того человека.
- Да, я помню тот случай, но ….. но того человека звали Ариф, а не Эльчин.
- Господи, а откуда этот Ариф взялся?
-Точно вам говорю, Ариф, и фамилия его, если не ошибаюсь, Мамедов. Но тот человек не погиб в Карабахе, в настоящее время, он живет в Америке. Через 25 лет он вернулся в Хоку на месяц, его вся деревня встречала, потом уехал обратно.
- Ну, значит, это уже совсем другая история.
По словам нашего собеседника, Ариф служил прапорщиком в полку «Гывраг» в Нахчыване.
- В тот день он готовился к свадьбе. Не знаю, что там произошло у него в семье, но со свадьбы он сбежал. Сначала думали, что он отправился в деревню, но к вечеру стало известно, что он перешел границу Ирана. Поднялась нешуточная суматоха. Я не могу точно сказать, какой это был год, наверное, 1977, потому что в 1992 году он вернулся. Значит, он сразу отправился тогда в Иран и сдался в консульство Америки. Спустя какое- то время, он уехал в Америку и вернулся, как я сказал, только через 25 лет. Когда он уехал я был еще маленький, но он сразу узнал меня по возвращении. Он и сейчас жив, живет в Америке. А Эльчин? Правда не знаю, может, мы и сможем его найти. Как говорят журналисты, для этого нам необходимы информаторы. Я уверен, что мы узнаем еще много интересных историй, пока будем его искать.
Сабухи Мамедли
Российский самолет в аэропорту Турции-ВИДЕО
Итоги COP29: Мировое сообщество в очередной раз стало свидетелем успешного лидерства Азербайджана - АНАЛИТИКА
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата