Конфликт на Ближнем Востоке несет риски для региона Южного Кавказа - МНЕНИЕ АВТОРА
Иранский Корпус стражей Исламской революции (КСИР) 16 января нанес ракетные удары по объектам военизированной группировки белуджей Jaish ul-Adl ("Джейш аль-Адль", "Армия справедливости") на ирано-пакистанской границе, а также на территории самого Пакистана. ТГ-канал КСИР сообщил, что два штаба Jaish ul-Adl в Пакистане «уничтожены в результате атаки дронами».
Ответ Пакистана не заставил себя долго ждать: вооруженные силы страны также нанесли удары по территории Ирана.
В МИДе Пакистана подтвердили атаку по «укрытиям террористов» в иранской провинции Систан и Белуджистан. Отмечается, что единственная цель атаки - «обеспечение безопасности и национальных интересов Пакистана».
Иранские СМИ сообщили о 7 погибших, которые не являются гражданами Исламской республики.
На фоне обострения состоялся телефонный разговор между главами МИД двух стран, в котором иранский министр Амир Хусейн Абдоллахиан заверил пакистанского коллегу в уважении суверенитета и территориальной целостности Пакистана. Джалил Аббас Джилани в свою очередь отметил, что «пакистанское правительство всегда принимало меры по устранению угроз Исламской республике».
После телефонного разговора иранские паблики, близкие КСИР, со ссылкой на пакистанские СМИ сообщили, что границы Ирана с Пакистаном «закрыты на неопределенный срок».
Кроме того, Пакистан отозвал своего посла из Ирана на фоне ракетного удара КСИР. Были приостановлены все визиты на высоком уровне. Внешнеполитическое ведомство настояло на том, чтобы иранский посол, находящийся с визитом в Исламской республике, оставался там.
«Еще большую тревогу вызывает тот факт, что это произошло, несмотря на существование нескольких каналов связи между Пакистаном и Ираном», - говорилось в сообщении МИД Пакистана.
На фоне кризиса между двумя странами премьер Пакистана Мухаммад Шахбаз Шариф прервал визит в Давос, а Тегеран потребовал от Пакистана «немедленных объяснений» по поводу ракетных ударов, нанесенных им по приграничному населенному пункту в провинции Систан и Белуджистан.
После произошедших событий китайский консул в Карачи заявил о том, что «Пекин готов стать посредником между Ираном и Пакистаном».
К слову, в эти дни Иран наносил ракетные удары и по так называемым «базам Моссада» в иранском Курдистане, что вызвало кризис в отношениях между Багдадом и Тегераном. Помимо этого, были нанесены удары по американским базам в Сирии.
Итак, Ближний Восток в огне.
Подобную реакцию пакистанских властей Иран не предвидел. Было ожидание, что Исламабад стерпит, однако, будучи единственной ядерной державой в мусульманском мире, Пакистан не смог вынести подобное наглое поведение. И он не сдержался. Уж слишком много в противном случае ему грозило бы репутационных издержек, как милитаризированной стране, в которой армия правит практически всем.
В Иране прекрасно понимают, что после вопроса с Газой - возможно и не после, а параллельно, война встанет у его ворот, в частности, если Запад и Израиль всерьез возьмутся решать проблемы с Хезболлой и хуситами. В этом случае у Ирана других вариантов, кроме как воевать, не останется. Причем, сразу на два фронта.
Принимая во внимание все эти обстоятельства, Иран превентивно начал бомбить американские базы в Сирии и Ираке. Удары по базам в Иракском Курдистане следуют, по их мнению, потому что они принадлежат Моссад, а в Пакистане - белуджским сепаратистам. Словом, война уже началась, просто ее еще никто не объявил и, по всей вероятности, не объявит, но военные действия будут продолжаться.
Поскольку Иран демонстративно показывает, что тонуть он будет не один, а вместе с собой «потянет» многих, тут возникает ряд рисков, и они касаются Южного Кавказа. Кризис или даже война, которая затронет Иран, может обернуться рядом сложностей для Азербайджана как с точки зрения гуманитарной ситуации (наплывом беженцев), так и экономическими проблемами, поскольку сегодня большинство товаров, которые поступают из Китая в Азербайджана, идут через иранский порт Бендер-Аббас и грузинский Поти.
Транспортно-логические трудности, которые могут возникнуть в случае разрастания конфликта на Ближнем Востоке, и риски, которыми этот конфликт сопряжен, вновь актуализируют вопрос Зангезурского коридора с недоговороспособной Арменией…
Ниджат Гаджиев
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО
Уралоглу: Армения заинтересована в Зангезурском коридоре
В Азербайджане сформирован новый состав Комиссии по борьбе с коррупцией
Ильхам Алиев направил обращение участникам 12-й Генассамблеи ICAPP
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Гаджиев раскритиковал американское издание Politico