Григорий Трофимчук: Бывшие советские границы претерпят чудовищные изменения - ИНТЕРВЬЮ
Григорий Трофимчук
Геополитическая обстановка в мире накаляется. Российско-украинская война запустила ряд параллельных процессов, в которых проблемные страны, нагруженные геополитическими амбициями, не желая молчать и терпеть, обостряют ситуацию в разных регионах. То же самое происходит на постсоветском пространстве. И будет происходить в будущем.
О том, какие геополитические процессы сотрясают мир, рассказал в интервью Vesti.az эксперт-международник Григорий Трофимчук.
- Война в Украине запустила цепочку процессов, которые сейчас происходят в мире. А именно - речь идет о конфликтах на Ближнем Востоке и возможных конфликтах в Юго-Восточной Азии. На наших глазах сейчас идет переформатирование мира?
- Да, переформатирование мира уже идет, и в этот завтрашний мировой расклад пустят далеко не всех. Можно сказать, что этот процесс начался с украинских событий (извините за неточность формулировки, но всем ясно, о чем речь). Пока еще не совсем ясно, кто будет доминировать там, за горизонтом. Вашингтону придется сильно постараться, чтобы продлить свое лидерство и за этой чертой, а Пекин пока не готов к такой роли – да и будет ли готов в принципе, это большой вопрос.
Поэтому пока, на пороге, наблюдается некоторый хаос. Ближний Восток ни на что претендовать так же не может. А Юго-Восточной Азии придется многое сделать, чтобы сохранить экономическую силу и при этом не обрушиться уже в свою собственную войну. Напомню: многие историки считают, что Вторая мировая война началась не в Европе в 1939-м, а в Азии -в 1937 году. Не застрахована Азия и сегодня. Что касается постсоветской зоны, она будет разваливаться и дальше, до полной ясности. Не тронута пока бедой Центральная Азия, которая также ни от чего не застрахована, и войнам там, к сожалению, есть где поживиться.
С Украиной все могло быть иначе, и в общем, в свое время было ясно, какой вариант взаимодействия с ней следует выбрать. Но, но, но… Теперь уже слишком поздно. Поэтому никакого плана в построении завтрашнего мира ни у кого нет, а есть сплошная импровизация. И в этом смысле у многих, даже не самых больших стран, возникают огромные перспективы и возможности.
- Война в Газе, обострение в Баб-Эль-Мандебском проливе, атаки КСИР на позиции США и Израиля в Иракском Курдистане. Очевидно, что на Запад и США идет давление на Ближнем Востоке, и страны хотят вытеснить Запад из данного региона. Получится ли у них?
- Надо сразу сказать, что с Сектором Газа все ясно и прозрачно, если ответить себе на простой вопрос – кто на кого напал. И тогда все сразу встает на свои места, без лишней конспирологии. Никто не рассчитывал на жесткий ответ Израиля, многие в начале пытались над ним – над его разведкой, армией – издеваться. Но идиотам не место в таких сферах. В этом регионе все зависит от простого вопроса: готовы ли США ударить по Ирану?
Если Вашингтон будет дистанцироваться от принятия решения, это не приведет к вытеснению Запада из региона, просто Ирану придется ждать, решатся ли на такой удар следующие администрации Белого дома. Иран в покое теперь уже не оставят. Многие инструменты и рычаги в регионе еще не тронуты – например, те же курды, с помощью которых можно подрегулировать обстановку в Иране, Ираке, Турции, Сирии. И не только они.
США решают свои предвыборные проблемы, однако не стоит ждать, что республиканцы, например, будут действовать на Ближнем Востоке слабее. Напомню, кстати, что именно якобы «друг РФ Трамп» ввел первые крупные пакеты антироссийских санкций. Просто республиканцы, видимо, хотят дотянуть ситуацию до того момента, когда сами станут «спасителями мира», не дав такой возможности демократам.
- На фоне российско-украинской войны на свет также появилось понятие "Глобальный Юг". Причем, в него входят такие страны, как Китай и Россия. Словом, это недовольные существующим миропорядком государства. Как вы оцениваете появление "Глобального Юга", и как он будет влиять на трансформацию миропорядка?
- Есть такое выражение: не следует множить сущности без необходимости. Так называемый «Глобальный Юг» – примерно из этой серии. Как и «гибридная война» (такого рода войны существовали всегда, в отличие от гибридного автомобиля, только не назывались так). Скорее, «Глобальным Югом» следовало считать мощнейший процесс в 60-х гг. прошлого века, когда масса стран сбрасывала с себя колониальный хомут.
Сегодняшний «Глобальный Юг» это придуманная политологическая конструкция, которую пытаются противопоставить коллективному Западу. Коллективный Запад, в отличие от этого экзотичного «Юга» является вещью более чем реальной. Недовольство миропорядком было у подавляющего числа стран всегда, в этом нет ничего необычного. Вопрос только в том, способны ли они изменить его на деле, а не на словах.
Говоря о Китае, следует поставить простой вопрос: готов ли он воевать за свои интересы и в регионе, и намного шире – по всему миру, как когда-то тот же СССР. Ответ очевиден: не готов. Китай готов торговать со всем миром, но сейчас эта цель становится для Пекина все менее достижимой. СССР «покупал» миллиарды голов по всему миру бесплатными преференциями, невиданным в истории человечества социальным пакетом. У Китая такой яркой особенности нет. Поэтому Китаю нужно как можно меньше войн и хаоса, а не больше. Хаос его ослабляет, а не усиливает.
- В своем аналитическом прогнозе на 2024 год американский Центр Stratfor, который принято считать "теневым ЦРУ", считает, что в 2024 году произойдет война между Азербайджаном и Арменией за Зангезур. В каких условиях это возможно? Возможна ли вообще в регионе Южного Кавказа война, в частности между Азербайджаном и Арменией?
- У Stratfor было много прогнозов по будущим событиям, однако к тому, что происходит прямо сейчас, не был готов и он. По Зангезуру время и ситуация объективно сейчас на стороне Азербайджана, но все зависит от скорости принятия решений самим Баку. Транспортные коридоры сквозь Армению давно согласованы на трехстороннем уровне, поэтому надо спешить, и тогда такой коридор будет выглядеть легитимным. Но чем дольше затягивается вопрос, тем ближе новая война. Азербайджан уже не может остановить свое движение к новому миру (миру во всех смыслах слова), карабахская инерция слишком сильна. Поэтому ему самому следует ответить на все вопросы, включая даже вопрос с «Иреваном».
Ведь если прямо сейчас рождается завтрашний мир, то все вопросы пока что находятся в руках строителей, а не их прорабов. В противном случае, ситуация зацементируется там, где все встало сейчас, и тогда более масштабная война станет уже неизбежной. Не следует воспринимать Армению исключительно как слабую фигуру, такой она была не всегда, поэтому ее можно накачать снова, причем очень быстро. Южный Кавказ, обрамленный Ираном, Турцией, Каспием, Ближним Востоком – один из тоннелей в хаос.
- Как глобальная повестка в мире, а именно изменение ситуации в мире повлияет на постсоветское пространство? Усиление Китая в этом регионе заметно. Будут ли позиции Пекина усиливаться и дальше?
- Постсоветское пространство будет разваливаться дальше (я называю этот процесс «Вторым распадом СССР»). Все бывшие советские границы претерпят большие, даже чудовищные, изменения. Но ничто назад уже не вернется. Смешно, когда говорят, например, что РФ «стремится восстановить Советский Союз». Поэтому события во внешнем мире будут давить на постсоветскую зону, что и происходит уже сейчас. Она будет разделена. Кстати, Турция поняла это одной из первых, резко усилив свое практическое влияние на современные евразийские процессы.
Китай, даже по сравнению с Турцией, значительно отстает, что само по себе интересно, с учетом естественной разницы потенциалов. Турция стартовала в этом отношении где-то с 2007 года, а Китай не ранее 2014-го, когда Запад отверг Москву, и она, во многом вынужденно, стала разворачиваться на Восток, в Азию. Китай может получить большие проблемы со своей восточной стороны, где его постараются слегка отсечь от коммуникаций и рынков, прижать к берегу. Укрепиться в Центральной Азии ему тоже не так просто, с учетом «тектонической» зыбкости стран этого региона. О полудетских разговорах, типа «Китай оккупировал Россию», можно даже не упоминать.
Проще говоря, проблема для Пекина состоит в том, что на фоне объективного сужения экономического проекта «Один пояс, один путь» страна не заняла четкую политическую позицию по ключевым вопросам мировой повестки дня. Этой неопределенностью обязательно воспользуются враги КНР. Пекин еще может все изменить, но время является важнейшим фактором и для него. Чтобы опередить время, народный Пекин должен показать миру такого рода уникальную, сказочную преференцию, какой не было даже у СССР. Кредиты (деньги в долг) это не преференция, это слишком скучно, по-капиталистически.
Ниджат Гаджиев
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО
Уралоглу: Армения заинтересована в Зангезурском коридоре
В Азербайджане сформирован новый состав Комиссии по борьбе с коррупцией
Ильхам Алиев направил обращение участникам 12-й Генассамблеи ICAPP
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Гаджиев раскритиковал американское издание Politico