Фархад Мамедов: Мирное соглашение в ближайшие два года не будет подписано - ИНТЕРВЬЮ
Фархад Мамедов
Министр юстиции Армении Григор Минасян объявил о планах провести конституционный референдум в 2027 году. Эти сроки были предварительно определены в ходе рабочих обсуждений комиссии по конституционной реформе.
Минасян сообщил, что в процессе обсуждений было решено не вносить изменения в действующую Конституцию, а разработать новый основной закон.
«Мы обсудили и пришли к консенсусу – нам нужна новая Конституция, а не конституционные изменения», – подчеркнул министр.
Глава ведомства также отметил, что в ходе рабочих встреч комиссии не рассматривались изменения первых трех статей Конституции, а также не поднимался вопрос о возможном исключении ссылки на Декларацию о независимости.
Таким образом, для Азербайджана складывается следующая ситуация: мирный договор на сегодняшний день не подписан, и, как утверждают ведущие политологи страны, Азербайджан не собирается заключать его до тех пор, пока Армения не выполнит выдвинутые азербайджанской стороной условия, в том числе изменения в Конституции Армении, где содержатся территориальные претензии к Азербайджану. До недавнего времени армянская сторона неохотно реагировала на различные вопросы журналистов о том, собирается ли Армения проводить референдум по нынешней Конституции по требованию Азербайджана. Армянские журналисты не раз проводили социальные опросы, по результатам которых более 90% опрошенных высказались против того, чтобы их государство меняло свой основной документ. Однако, Азербайджан четко определил свою позицию в данном вопросе.
Недавно министр юстиции Армении официально заявил, что изменения в Конституцию будут внесены, причем не отдельные ее статьи, а реформа затронет весь документ целиком. Будет сформирована новая Конституция Республики Армения.
В этой связи Vesti.az задали несколько вопросов главе Центра исследований Южного Кавказа Фархаду Мамедову.
— По словам министра юстиции Армении Григора Минасяна, изначально рассматривались два варианта: внесение изменений в действующую Конституцию или разработка нового документа. В итоге выбрали второй вариант. Неужели создать новый документ проще, чем изменить существующий?
– Тему новой Конституции Пашинян поднял сразу после прихода к власти, но она не была реализована. Система «супер-премьерства» с огромными полномочиями, которую в свое время Саргсян прописал сам для себя, в целом удовлетворяла Пашиняна. Поэтому идея новой Конституции, вероятно, связана с возможным изменением всей системы управления в Армении. Интересно будет посмотреть, как эта система будет воплощена. Однако мне кажется, что Пашинян не планирует вводить какие-либо ограничения в собственных полномочиях. Идеи «третьей республики» потерпели крах, и теперь речь идёт о «четвёртой республике». В этом контексте целью Армении может быть участие в ЕС.
– Считаете ли вы, что новая Конституция учтет все условия, озвученные Азербайджаном для подписания мирного договора?
– Вероятно, в новой Конституции не будет никаких ссылок на Декларацию о независимости, так как она представляет собой начальную точку в процессе провозглашения независимости страны и не может быть изменена. Если Армения уберёт ссылку на Декларацию в новой Конституции, это может способствовать подписанию мирного договора.
– Но 2027 год – это еще 2,5 года ожидания. По вашему мнению, будет ли Азербайджан ждать и не подписывать мирное соглашение до окончательного принятия новой Конституции Армении?
– Да, Армения официально обозначила 2027 год как срок проведения референдума, на основании чего можно утверждать, что мирное соглашение в ближайшие два года не будет подписано. Поэтому актуализируется тема документа о принципах взаимоотношений между Азербайджаном и Арменией, о котором говорил президент нашей страны. Мы должны сосредоточиться на этом документе, чтобы достичь существенных результатов в нашей мирной повестке и продвигаться вперед. Подписание мирного договора, скорее всего, произойдет после референдума и подведения его итогов.
– Если бы Азербайджан не заявил, что реформа Конституции – это основной фактор, необходимый для подписания мирного договора, пошла бы Армения на этот шаг?
– Пашинян, вероятно, изменил бы Конституцию и без заявления Азербайджана. Однако тот факт, что Ильхам Алиев озвучил реформу Конституции как обязательное условие для мирного договора, стал предметом спекуляций во внутренней политике Армении. Пашинян решил внедрить идею новой Конституции, а не отдельных изменений, чтобы не казалось, что он просто исполняет требования азербайджанского президента. Для Азербайджана главное, чтобы в Конституции Армении не было территориальных претензий к Азербайджану, и неважно, как это будет реализовано.
– Будут ли западные силы каким-либо образом влиять на формирование этого документа, учитывая их активное участие во внутренних делах Армении? Например, бывший сотрудник Пентагона, занимающий должность в Минобороны РА.
– Возможно, Запад окажет влияние на этот процесс. Они могут собрать группу консультантов, чтобы новая Конституция Армении соответствовала их интересам. Как и в случае с Грузией, в проекте новой Конституции может появиться статья о стремлении Армении стать членом НАТО или ЕС. Этот фактор следует воспринимать серьёзно. Запад был недоволен тем, что Пашинян не ограничивает свои полномочия, напомню, что у премьер-министра в Армении имеется огромное количество полномочий, прописанных ранее Сержем Саргсяном. Например, ЕС хотел бы, чтобы Министерство иностранных дел подчинялось парламенту, а не только премьер-министру. Все эти аспекты могут найти отражение в консультативной помощи ЕС и Запада. Для «друзей» Армении будет важно, чтобы целью новой Конституции стало членство в НАТО.
Алекпер Алекперов
Алиев: Уверен, что День государственного суверенитета отныне будет широко отмечаться в Азербайджане
Конституционный суд Азербайджана готовится утвердить результаты парламентских выборов
СМИ: Израиль разрабатывал операцию с детонацией пейджеров 15 лет
МИД поздравил Азербайджан с Днем государственного суверенитета
Мехрибан Алиева: "Пусть наш суверенитет будет вечным!"
Ильхам Алиев принял участие в открытии Карабахского университета