Экс-глава МИД Азербайджана: Без изменений в Конституции Армении мирный договор невозможен - ИНТЕРВЬЮ
Баку и Ереван подписали документ о совместной работе пограничных комиссий. Положение о совместной деятельности комиссий по вопросам делимитации государственной границы и пограничной безопасности было подписано представителями Азербайджана и Армении 30 августа.
Об этом сообщила госкомиссия по делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией.
«В соответствии с подписанным 19 апреля 2024 года Протоколом 8-й встречи Государственной комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и Комиссии по вопросам делимитации государственной границы и пограничной безопасности между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой, комиссии завершили работу по согласованию Положения о совместной деятельности. 30 августа 2024 года Положение о совместной деятельности комиссий соответствующим образом было подписано. В настоящее время Азербайджанская Республика и Республика Армения приступили к проведению внутригосударственных процедур», — говорится в сообщении.
В связи с этим Vesti.az обратились к экс-главе МИД Азербайджана Эльмару Мамедъярову с вопросами о значении этого соглашения и его влиянии на возможное подписание мирного договора.
- Как вы оцениваете подписанное соглашение и как оно повлияет на подписание мирного договора?
- Это промежуточный документ. Насколько я понимаю, этот документ является основанием, на котором Азербайджан и Армения должны продолжать работу. Данный процесс является привычной юридической практикой, и все эти действия идут на пользу развитию. Процесс делимитации и демаркации довольно сложен и требует большого количества времени. Азербайджан и Россия подписали несколько документов в этой сфере, однако процесс демаркации продолжается и по сей день.
- Армения официально объявила о полной реформе Конституции и создании нового основного документа в 2027 году. Неужели выгоднее создать новый документ, чем изменить нынешний?
- Это их внутреннее дело. Армения хочет принять полностью новую Конституцию и имеет для этого все возможности. В международном масштабе такая практика присутствует, и это не тот случай, когда чему-то нужно сильно удивляться, тем более учитывая территориальные претензии к Азербайджану, которые в ней присутствуют. Некоторые страны, например США, не меняют Конституцию в принципе, а лишь вносят в нее различные изменения. Конституция Соединенных Штатов была принята более 80 лет назад, однако ее не меняют, а лишь вносят поправки. Практика полного изменения Конституции обычно происходит тогда, когда правительство видит, что страна выходит на новый уровень развития, и назревают соответствующие ситуации, требующие изменений Конституции в связи с новыми реалиями государства.
- Ильхам Алиев заявил, что Армения затягивает время, пополняет запасы вооружений и проводит военные учения с третьими странами. Может ли реформа Конституции в 2027 году быть частью плана по затягиванию мирного договора в надежде на реванш?
- Этот вариант нельзя исключать. Насчет явного затягивания времени изменением Конституции сказать что-либо сложно, но однозначно, без изменений в Конституции — ведь необходимо учесть территориальные претензии по отношению к Азербайджану, которые в ней имеются, — подписание мирного договора не стоит даже чернил, которые будут потрачены на этот документ. Логика очень простая. Любой юрист в Армении может на основании нынешней их Конституции прийти в Конституционный суд и заявить, что мирный договор не может быть действителен со стороны Армении, ведь он не соответствует Конституции страны. И тогда смысл мирного договора уходит в негативный план. Поэтому Азербайджанская сторона не должна ничего подписывать, пока армянская сторона не произведет соответствующие необходимые изменения как в Конституции, так и в законодательстве. Напомню, что в их законодательстве есть такой пункт, как «Бюджет Нагорного Карабаха формируется в форме кредита, выданного из бюджета РА». Сегодня нет никакого «Нагорного Карабаха», и юристы Армении должны произвести четкие структурные изменения во всех аспектах, которые так или иначе затрагивают азербайджано-армянские отношения и, в частности, касаются Карабаха.
- Тогда зачем Армения продолжает пополнять свои запасы вооружений?
- Основную часть вооружений Армении составляло советское оружие и техника. На сегодняшний день, с учетом всех событий, а также ситуации между Украиной и Россией, Армения ищет пути вооружения через Францию, Индию и так далее. Им нужно восполнить свои потери, которые они понесли в ходе войны с Азербайджаном. В данном случае Азербайджан также провел обновление своих запасов и сделал это довольно-таки успешно. Это естественная практика. С другой стороны, всплывает следующий вопрос: а зачем им это вооружение в принципе нужно? Они тратят на это большие деньги, но мы все понимаем, что приобретенный танк в поле он не работает, овощи не собирает, выгоду не приносит. В крайнем случае танк будет выполнять различного рода маневры, но разве это стоит тех денег, которые на него были потрачены? Насколько важно им сегодня вооружаться — это решает руководство Армении, но раз уж они считают, что это необходимо, то пусть так и будет.
- Армения аккуратно нормализует отношения с Турцией. Что это может значить?
- Думаю, что у Турции также есть серьезные претензии к Армении. Был момент, когда армяне претендовали на, как они говорили, «Западную Армению», то есть на Восточную Анатолию. В этом случае у Турции тоже имеются определенные вопросы к армянскому руководству. Если уж налаживаете отношения, то как вы можете иметь территориальные претензии к суверенной Турции? Также стоит поднять вопрос о необходимости сноса всех памятников, которые расставлены по всей Армении. Андраник — человек с кровавым прошлым, он не щадил никого, захватывая Зангезур, убивал и женщин, и детей. Однако его памятник с гордостью возведен в Армении. Они говорят, что это сложно, ведь это «память». Но если взять историю Германии после Второй мировой войны, то огромное количество памятников, возведенных в честь Гитлера, было ликвидировано за одну ночь. Так что это эмоциональный вопрос, но он должен стоять на повестке дня у турецкого и азербайджанского народов.
Алекпер Алекперов
В Баку отреагировали на антиазербайджанскую резолюцию парламента Люксембурга
Франция теряет Южный Кавказ - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Спикер Милли Меджлиса встретилась с Валентиной Матвиенко
Хакан Фидан: "Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либо"
Не щадя ни «своих», ни «чужих»: тайна нового имиджа Пашиняна – РАЗЪЯСНЯЕТ ВЕЛИЗАДЕ
Карабахские армяне в Армении: «сто тыщ» проблем и сокращение помощи