Что дает ШОС Азербайджану? - Мнение экспертов

Что дает ШОС Азербайджану? - Мнение экспертов
4 июля 2024
# 13:00

Сегодня, 4 июля, в Астане продолжил свою работу 24-й расширенный саммит лидеров стран – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Напомним, что в нем принимают участие главы и представители ключевых стран и организаций, заинтересованных в укреплении многостороннего диалога в устойчивом развитии. Так как саммит изначально планировался в формате «ШОС+», то участие в нем приняли главы государств и правительств 16 стран. Этот формат предусматривает расширенный состав и включает участие лидеров стран-партнеров по диалогу, таких как Азербайджан, Турция, Катар, ОАЭ и Туркменистан.

С государственным визитом от Азербайджана и Турции прибыли президенты Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган. В Казахстан также прибыл председатель КНР Си Цзиньпин, президент России Владимир Путин, президенты центральноазиатских членов организации Садыр Жапаров, Шавкат Мирзиеев и Эмомали Рахмон и другие.

От себя отметим, что официальное приглашение Азербайджана на саммит ШОС во второй раз является не только свидетельством признания высокого статуса нашей страны, но также и выражением уважения к лидеру Ильхаму Алиеву. Как известно, президент Азербайджана принимал участие в Саммите Шанхайской организации сотрудничества, который проходил в сентябре 2022 года в городе Самарканд.

Своим мнением относительно саммита в Астане и уже проведенных встреч и подписанных документов, с Vesti.az поделился политолог и экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофиг Зульфугаров.

«Прежде всего, мы должны понимать, что в деятельности ШОС и БРИКС основное значение имеет экономическое сотрудничество, менее выражен их политический приоритет. В этом контексте азербайджанская сторона внимательно отслеживает все процессы, происходящие в этих организациях, и намерена извлечь экономические выгоды от сотрудничества с ними», - сказал эксперт.

Экс-глава МИД отметил, что он не склонен считать, что данные организации следует рассматривать как те, которые определяют свою деятельность в рамках конфронтации кого-то с кем-то. Что касается вопроса, станет ли Азербайджан членом ШОС, Тофиг Зульфугаров считает, что Азербайджан прежде всего декларирует свои позиции, связанные с интересами экономического сотрудничества, возможностями использования своей территории для транспортных коммуникаций, и в этом контексте видит перспективы отношений с организацией БРИКС.

«Как вы знаете, членами этой организации являются государства, имеющие совершенно различные политические приоритеты, но общее, что можно отметить для членов, это попытки не стать стороной конфронтации между определённой группой стран и так называемым коллективным Западом», - заявил он.

По мнению аналитика, Азербайджан относится именно к этой категории стран, которые прежде всего придерживаются и видят в приоритете экономическое сотрудничество.

Говоря о направлении, которое выберет Азербайджан — Глобальный Юг или Запад... По словам политолога, для Азербайджана нет необходимости выбирать одну из сторон.

«Основной тезис азербайджанской внешней политики заключается в том, что мы, прежде всего, как члены организации неприсоединения, а вы знаете, что мы председательствовали в этой организации довольно-таки продолжительное время - не стать частью конфронтации, которая разворачивается между Западом и другой группой стран. Поэтому в столь короткий период участие главы нашего государства на разных политических мероприятиях, или точнее политических мероприятиях, которые, возможно, декларируют противоположные цели, говорит о том, что Азербайджан, в первую очередь, ищет для себя те возможности, в рамках которых он может обеспечить принципы равной удалённости от находящихся в конфронтации государств», - сказал эксперт.

Другой эксперт Ильгар Велизаде заявил, что Азербайджан видит себя более интегрированным со странами региона.

«Наши соседние государства — это Иран, Россия, Армения, Турция и Грузия, вот это наши непосредственные соседи, а за Каспием это страны Центральной Азии, такие как Казахстан и Туркменистан. Прежде всего, выстраивать эффективные отношения с соседями — это нормальная логика. Наша страна заявила, что приоритетом для Азербайджана является выстраивание прочных отношений со странами тюркских государств. Фактически, мы являемся одной семьёй, поэтому в приоритете эти страны. Конечно, можно взаимодействовать с нерегиональными группами, с крупнейшими центрами силы, но прежде всего мы должны построить свой дом и сделать прогнозируемые отношения в рамках нашего дома», - заявил политолог.

По словам аналитика, некоторые страны, к большому сожалению, часто ведут совсем другую политику.

"Они выстраивают хорошие отношения не с региональными игроками, думают, что это как-то поможет им во время кризисных явлений, но это не так. На практике мы видим, что это никогда не работает, по крайней мере, эффективно. Вне региональные игроки всегда далеко, они имеют интерес, но не такой практический. Например, в нашем доме, если будет какой-то конфликт, вне региональные игроки от этого пострадают меньше всего, а региональные — больше. По этой логике, Азербайджан выстраивает отношения и со странами нашей географии, и с союзами, и платформами, в которых они находятся», - сказал эксперт.

Касательно того, может ли Азербайджан стать членом ШОС, согласно прогнозам политолога, данное событие вполне возможно: «В случае развития этой платформы, Азербайджан, конечно, может стать его полноправным участником».

«Азербайджан — это часть глобального Юга, это однозначно, и по целому ряду причин можно это судить. Во-первых, Азербайджан — член движения неприсоединения, был председателем. Движение неприсоединения — это крупнейшая платформа глобального Юга. Азербайджан не участвует в военно-политических блоках, которые создает глобальный Север. Это тоже однозначно, ни в ЕС, ни в НАТО Азербайджан не собирается вступать. Азербайджан — часть глобального Юга, кто это не понимает, это уже их проблемы», - сказал аналитик.

Помимо этого, специалист склоняется к мнению, что Азербайджан — часть политической Европы, но периферийная часть. Азербайджану важно быть коммуникатором между Азией и Европой в политическом смысле.

«Наша функция заключается в том, чтобы эффективно использовать своё географическое и геоэкономическое положение, чтобы извлекать пользу из сотрудничества со странами глобального Юга и со странами глобального Севера. Азербайджан занимает пограничное положение между глобальным Севером и глобальным Югом. Фактор пограничного положения в какой-то степени благоприятствует Азербайджану в реализации своего геополитического потенциала. Здесь наша функция как страны в пограничном положении — это контактные функции», - отметил эксперт.

Политолог утверждает, что у границы есть две функции: контактная и барьерная.

«Мы не хотели бы, чтобы Азербайджан выполнял функцию барьерной линии между Азией и Европой. Мы хотим активизировать контактную функцию, и в этом наше преимущество. Нельзя идти слепо по пути каких-то других стран, просто потому что это модно. Нужно чувствовать свою географию и извлекать из этого максимальную пользу, при этом не теряя субъектности, имея возможность решать свои вопросы, опираясь на реальный свой потенциал», - сказал в заключение Ильгар Велизаде.

В свою очередь, политолог Ахмед Алили считает, что данный визит Ильхама Алиева — это классический пример проведения Азербайджаном своей внешней политики.

«Азербайджан, начиная с середины 2000-х годов предпочитает больше двусторонние отношения и участвует в мероприятиях именно с таким форматом. В этом плане мы можем анализировать отношения Азербайджана и Европейского союза. На данный момент наши отношения довольно-таки стабильны, однако если углубиться в эту тему, то отношения с определёнными странами, особенно со странами Восточной и Южной Европы, такими как Италия, Балканы, постсоветские страны, то в этом плане мы можем видеть, какие отношения выстраивает наша страна в двухстороннем формате. В контексте ШОС, я думаю, что Азербайджан принимает участие в этой площадке не для того, чтобы отправить кому-то месседж по типу «мы двигаемся в вашу, строну», - заявил политолог.

Специалист уверен, что Азербайджан стремился к свободе во внешней политики и никогда не гнался за кем-либо. Принимая во внимание тот факт, что очень многие страны центральной Азии уже являются членами ШОС и Азербайджан намерен интенсивно работать с этими странами, то Азербайджан также должен участвовать в этой организации, однако всегда будет стоять вопрос: в каком статусе?

«Наша страна не гонится за всеми, оставляя за собой полное право и свободу выбора во внешней политике. После войны 2020 года мы знаем, что внешняя политика и стратегическое направление нашей страны находится в таком состоянии, что основная задача решена и дипломатия, которая последние 30 лет была на этом сфокусирована, освобождена. Куда двигаться дальше? Мы всегда должны принимать во внимание, что через Азербайджан проходит два транзитных коридора: север-юг, запад-восток. Осознавая то, что север-юг это более российское, иранское направление, но коридор, запад-восток, символизирует собой определенный геополитический центр мира. Отдает ли Азербайджан предпочтение какому-либо коридору? – нет», - сказал эксперт.

По словам аналитика, в этом контексте мы понимаем, что Азербайджан хочет работать со всеми.

"Так как в случае, если страна будет открыта только для одного коридора, то те участники, которые останутся недовольны тем, что их коридор не работает через Азербайджан естественным образом, будут пытаться нарушить стабильность в регионе.
Азербайджан же хочет балансировать и поддерживать функционирование всех коридоров. То, что было сделано за последние 3-4 года, тому доказательство" - подытожил Ахмед Алили.

Диана Гасымова

# 13443
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#