Баку и Берлин открывают новую страницу в отношениях Азербайджана и Европы - АНАЛИТИКА
Отношения, основанные на вражде и неприязни, никогда не приносят позитивных перемен и обнадеживающих результатов. Скорее, их отсутствие более привлекательно, чем наличие, потому что деструктивный запал рушит даже то, что видится естественным и необходимым в контексте отношений.
Тревожный тренд, возникший в комплексе связей Азербайджана и Франции, в последнее время стал итогом непонятной позиции официального Парижа, который стал чудить, что называется, на ровном месте, подрывая основу отношений, насчитывающих по времени не одно десятилетие. Очевидным стало то, что Париж в открытую стал искать поводы для противостояния, выказывая вражду к стране, которая никогда не испытывала неприязни к французской идентичности.
Как только Азербайджан официально оформил свою победу над агрессивной Арменией, президент Франции Эммануэль Макрон стал искать искусственные причины для обострений. Его запредельное армянофильство вдруг превратилось в нечто непонятное и опасное. Мало того, что глава Пятой Республики стал открыто третировать Азербайджан, который строго придерживался такта в отношениях с внешним миром, не злоупотреблял своими успехами во внешней среде, Париж начал обострять отношения, вмешиваясь во внутренние дела суверенной страны.
В ноябре 2023 года президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался от запланированной на декабрь встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Брюсселе, зная, что Иреван намерен подключить к ней президента Франции. Далее азербайджанский лидер сделал заявление на международной конференции "Вдоль Срединного коридора: геополитика, безопасность и экономика", что прошла в Баку с участием иностранных дипломатов и представителей ведущих мозговых центров и экспертных сообществ, в котором пояснил свою позицию.
Он дал знать, что в запланированной на конец года встрече в Брюсселе армянское руководство обуславливает свое участие присутствием французского президента. Это означало, что встреча не состоится. Президент Ильхам Алиев обосновал свое решение реакцией Франции на обострение отношений своей страны с Арменией. Э.Макрон стал открыто критиковать Азербайджан, обвиняя его в том, чего он не совершал. А после последовала известная резолюция Сената Франции, которая оказалась абсолютно неприемлемой и оскорбительной.
А далее последовала еще одна антиазербайджанская резолюция Национальной ассамблеи Франции, которая обнажила попытки Парижа атаковать Баку посредством саммита Франкофонии. Напомнив, что эта структура является «гуманитарной организацией», Ильхам Алиев показал свое умение правильно читать действующую конъюнктуру.
Проницательность официального Баку и его умение своевременной нейтрализации деструктивной позиции недружественно настроенных сил вконец вывело Э,Макрона и его команду из себя. Французский истеблишмент стал размахивать флагами санкций в отношении Азербайджана, взяв за основу высосанный из пальца мотив о необходимости прекращения оккупации территории Армении Азербайджаном, хотя этого в реалиях не было. И сегодня Париж безосновательно выдвигает претензии к Баку, муссируя слухи о намерениях Азербайджан напасть на Армению, хотя нет никаких предпосылок для утверждений об агрессивном настрое азербайджанской стороны.
Эскалация на границе двух кавказских стран имеет место быть, и она активно подогревается агрессивными силами в Европейском Союзе, где застрельщиком искусственной проблемы выступает Франция. Успехом для себя она посчитала подключение к антиазербайджанской кампании Германии, точнее, отдельных ее политических групп и сил, которые также страдают исламофобией и тюркофобией. Однако в позорной инициативности Э.Макрона, когда против дружественно настроенной по отношению к Европейскому Союзу Азербайджану стали предприниматься чудовищные неприятельские мотивы и постепенно выявляться зияющие пустоты преднамеренности.
Дошло до того, что даже канцлер Германии Олаф Шольц начал время от времени подпевать французскому президенту в антиазербайджанском порыве. Присутствие немецких отставников в составе так называемых наблюдателей от «гражданской миссии» ЕС в Армении на берегах Сены посчитали большим успехом фальшивой кампании по притеснению Азербайджана. Однако сила азербайджанской дипломатии, реагируя на происходящее в русле сдержанности, проявилась в том, что Баку не стал торопить события, применив дифференцированный подход к действующему положению, сыграл с листа свою авторскую партию.
В ней нашли отражение ноты и акценты здравого звучания. Они были адекватно восприняты в Берлине, где не стали танцевать под дудку Парижа. Немецкий истеблишмент не стал вооружаться чужой методологией и языком, а начал тщательно прислушиваться к голосу Баку, чтобы оказаться на волне адекватности в контакте с одним из ключевых и плодовитых партнеров Евросоюза.
Мюнхенская конференция безопасности, где президент Азербайджана по традиции считается очень желанным и востребованным участником, все расставила по местам. Деловой настрой азербайджанского лидера, его готовность и открытость к диалогу со всеми акторами, в том числе и с хозяевами важного события, сыграли функцию увеличительного стекла, сквозь которую все ключевые фигуры мероприятия, и в первую очередь руководители немецкого истеблишмента, по достоинству оценили роль и значимость Азербайджана и его энергичного руководителя.
Оказав знаки высокого внимания Ильхаму Алиеву, Олаф Щольц провел очень важную встречу с азербайджанским лидером, вняв его важным императивам и доводам. Далее хозяин мероприятия, как и подобает проницательному организатору, инициировал встречу азербайджанского президента с армянским премьером, оставив двух гостей с глазу на глаз, дав понять, что далек от замысла примерить на себя тогу посредника. Шольц проявил такт тонкого политика, доказав, что полон решимости содействовать благому порыву своей ненавязчивостью. Его расчеты оказались точными и оправданными.
Следом в Баку президент Алиев принял высокую делегацию Восточного комитета экономики Германии, в котором представлены профилирующие кампании и звенья деловой сферы страны, которая делает погоду в Евросоюзе на главном направлении. В отличие от Франции, которая предлагает Армении сыр, где дырок больше, чем съестной массы, Германия показала, что разделяет деловой настрой Азербайджана, умеющего делать серьезную политику в интересах договаривающихся сторон.
Берлин остановился на формате бесконфликтности с Азербайджаном, не поддавшись провокативной позиции Парижа. Этим он доказал, что отдает должное серьезному настрою Баку, по достоинству оценив высокую самоорганизацию азербайджанского истеблишмента.
Это было оправданно и ожидаемо.
Тофиг Аббасов
Садыр Жапаров ввел полный запрет на электронные сигареты
В Азербайджане утвержден Порядок разработки стратегических планов по секторам
Задержанный в Стамбуле азербайджанец с 70 кг золота не оказался дипломатом
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО
Уралоглу: Армения заинтересована в Зангезурском коридоре
В Азербайджане сформирован новый состав Комиссии по борьбе с коррупцией