Армения стремится к новой модели безопасности - Взгляд на Запад
Курс Армении на тесное взаимодействие с западными странами для создания новой архитектуры собственной безопасности, когда гарантами этой самой безопасности выступают не только, а с некоторых пор, и не столько Россия, но также ряд ведущих стран Северо-Атлантического блока, по мнению армянского руководства, требует также углубленного взаимодействия с ведущими структурами в области безопасности этих стран.
На неделе Ереван посетили сразу два высокопоставленных американских чиновника, отвечающих за безопасность. Это ассистент заместителя Госсекретаря США Брэндон Йодер и заместитель главы ЦРУ Дэвид Коэн. Оба чиновника имели интенсивные контакты с представителями силового блока в Армении, а последний даже получил аудиенцию у премьер-министра Армении.
Брэндон Йодер в настоящее время занимает должность заместителя помощника министра в Бюро по международным делам по борьбе с наркотиками и обеспечению правопорядка (INL). В этой должности он курирует программы INL стоимостью 2 миллиарда долларов в Европе и Азии, направленные на укрепление верховенства закона и борьбу с транснациональной преступностью, коррупцией, киберпреступностью, а также незаконным оборотом наркотиков, дикой природы и природных ресурсов.
Как известно, основной транзит наркотиков через Армению идет со стороны Ирана. Раньше, до 44 дневной войны большая часть этого транзита осуществлялась через оккупированные азербайджанские территории. Как известно, наркодилеры и «кураторы» маршрута в армянской правоохранительной системе использовали незащищенность азербайджано-иранского участка границы в пределах этой территории для бесконтрольного провоза наркотических средств и прекурсоров. Ситуация резко изменилась, когда Азербайджан взял под полный контроль свою границу с Ираном, и наркотрафик вынужден был перестроиться на маршрут, пролегающий по армяно-иранской границе, где, как известно, служат еще и российские пограничники.
В 2021-2022 году из-за увеличения объемов транзита наркотиков из Ирана обстановка на армяно-иранской границе серьезно осложнилась. В результате чего пограничное управление ФСБ России вынуждено было выступить с заявлением о том, что напряженная оперативная обстановка на армяно-иранском участке государственной границы сложилась из-за увеличения попыток «незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ (гашиш, метамфетамин, героин) из Ирана в Армению».
За истекшие годы, в результате кадровых чисток «крышевавшие» этот бизнес в Армении чиновники и представители силового блока были устранены с занимаемых должностей, что, возможно, сказалось на раскрываемости преступлений, связанных с оборотом наркотиков, но даже сейчас Армения все еще продолжает оставаться важной транзитной страной. Многие наблюдатели связывают это с тем, что за организацией каналов поставок стоят влиятельные силы вне Армении.
Для США важно поставить этот поток на контроль, поскольку здесь считают, что за контрабандой стоят влиятельные иранские силовики, и это позволяет им финансировать свои прокси-группы, противостоящие американскому и израильскому присутствию в регионе.
Неслучайно, Брэндон Йодер в Армении встречался с председателем Следственного комитета Аргишти Кярамяном, с министром внутренних дел Ваге Казаряном, генпрокурором Анной Вардапетян. И не просто встречался, но и обсуждал конкретные аспекты сотрудничества по рассматриваемой проблематике.
Что касается визита в Ереван заместителя главы ЦРУ Дэвида Коэна, то, учитывая характер позиции, занимаемой гостем, можно предположить, что обсуждалась гораздо более масштабная проблема. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что замглавы ЦРУ в армянской столице принимал премьер-министр Армении Никол Пашинян. Думается, что иранская тематика в той или иной степени также поднималась во время визита, по крайней мере тот факт, что он состоялся через день после трагической гибели иранского президента, дало почву для рассуждений об имеющейся связи.
Между тем секретарь Совбеза Армении Армен Григорян сообщил, что также встретился с делегацией, возглавляемой заместителем директора ЦРУ. «На встрече обсудили вопросы, касающиеся двустороннего армяно-американского сотрудничества, а также региональной безопасности», - написал Григорян на своей странице в соцсети Facebook. А, как известно, обсуждать темы региональной безопасности без Ирана, равно как и без других региональных участников, включая Россию, Турцию и Азербайджан, невозможно. США всячески поддерживает Армению в ее латентном дрейфе на Запад - включая обмен необходимыми разведданными. Следует напомнить, что в июле 2023 года в рамках своего визита в США тот же Армен Григорян встречался с директором Национальной разведки США Эврил Хейнс. За год до этого в Армению наведывался и директор ЦРУ Уильям Бернс. Явно, что в ходе всех этих визитов разговор шел совсем не про погоду.
В апреле азербайджанские СМИ опубликовали ряд закрытых материалов по итогам брюссельской встречи премьер-министра Армении с госсекретарем США, председателем Еврокомиссии и главой внешнеполитического ведомства ЕС, в которых раскрывалась суть поддержки Еревана со стороны западных стран, прежде всего - США, в его стремлении ускорить процесс интеграции в евроатлантическое пространство. В рамках этого процесса пристальное внимание уделяется укреплению пограничного контроля и безопасности границ, особенно с Ираном.
Тем временем из России и Ирана на недавние визиты американских чиновников последовала весьма сдержанная реакция. Иран занят ближневосточной проблематикой, теперь еще и подготовкой досрочных выборов, а Россия – Украиной. Так что в Ереване, похоже, используют момент, чтобы усилить свои связи с США, или, как говорят в Армении, диверсифицировать свою безопасность. Насколько удачно для этого выбрано время и будет ли успешным для самой Армении это партнерство, покажет ближайшее будущее.
Ильгар Велизаде
Итоги COP29: Мировое сообщество в очередной раз стало свидетелем успешного лидерства Азербайджана - АНАЛИТИКА
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата
Представитель ЕС: COP29 открыл новую эру климатического финансирования