Anadolu: Карабахскую проблему решили три страны, но не те, на которые рассчитывали - КРАСНАЯ ЛИНИЯ
Военное присутствие Турции на Южном Кавказе и готовность к нормализации отношений с Арменией представляют возможности для совместного построения будущего региона.
Как передает Vesti.az, об этом пишет заведующий отделом Академии государственного таможенного комитета Азербайджана, руководитель Кавказского центра международных отношений и стратегических исследований (QAFSAM) Араз Асланлы в своей статье в турецком издании Anadolu.
«Война между Азербайджаном и Арменией может иметь большое значение с точки зрения будущего не только карабахской проблемы, но и Южного Кавказа, возможно, Евразии и, может быть, даже мира, как бы амбициозно это не звучало», – говорится в статье.
Автор считает, что 44-дневная война своими итогами ликвидировала, прежде всего, искусственный результат, созданный в начале 1990-х годов, устранила ошибочное представление о боеспособности, навыках и воле сторон, выявила реальный баланс сил в регионе.
«Итоги 44-дневной войны подтвердили тезис о том, что картина событий, которую пыталась создать в первую очередь Армения, а также армянское лобби и третьи страны в 1988-1994 годы, была искусственной, и что итоги первого этапа войны определило не соотношение сил между Азербайджаном и Арменией, а вмешательство внешних сил», – поясняет А.Асланлы.
По словам эксперта, тот факт, что Армения настаивала на оккупационном подходе, а институты, ответственные за урегулирование проблемы, сохраняли безучастное отношение, сделали 44-дневную войну неизбежной.
Автор указывает, что сегодня Турция сильнее и решительнее, чем в начале 1990-х годов, когда Россию продолжали считать Советским Союзом периода после Второй мировой войны и были настроены крайне нерешительно.
«Однако во время 44-дневной войны мы услышали высказывания президента Турции Реджепа Тайыпа Эрдогана, которые войдут в историю: «Мы сказали Путину о наших красных линиях. Если они будут пересечены, мы не посмотрим ни на кого».
Напомним, что Эрдоган после переговоров с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 27 октября 2020 года заявил, что сказал ему следующее: «Давайте уже закончим это все. Хотите, сообща сделаем шаги. Вы поговорите с Пашиняном, я — с моим братом Ильхамом. Давайте мирно уладим этот вопрос. Пусть контактируют делегации. Но важно решить: мы будем урегулировать проблему или же нет? Предпримем искренний шаг… Мы сказали и о наших красных линиях. Если они будут пересечены, мы не посмотрим ни на кого», – напоминает Anadolu.
Автор указывает, что и Россия сегодня выглядит сильнее и решительнее, чем в те годы, и может вырабатывать более результативную политику.
«Однако в начале 1990-х Россия рассматривала Турцию в качестве переднего края НАТО, в то время как в наши дни видит в ней претендента в союзники, с которым можно сотрудничать во многих разных регионах. Кроме того, характер отношений между Россией и Турцией изменился во многом под влиянием использования Эрдоганом и Путиным похожего языка во внешней политике – например, их акцент на том, чтобы «быть человеком слова», – пишет Anadolu.
По словам автора статьи, в ходе 44-дневной войны турецко-российские отношения прошли испытание, однако, стороны смогли выйти из ситуации, наладив сотрудничество друг с другом в рамках урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
«10 ноября 2020 года создала новую возможность для сотрудничества между ними. За последние 30 лет достигнутые результаты впервые соответствовали международному праву и соотношению сил в регионе. Впервые между силами – Турцией и Россией, имеющими влияние как на регион, так и на стороны проблемы, такой хороший диалог. И, разумеется, не все довольны этим. На протяжении многих лет ожидалось, что проблему решат три страны: Россия, США и Франция. Проблему действительно решили три страны, но в новом списке значатся другие наименования: Азербайджан, Турция, Россия», – говорится в статье.
Издание подчеркивает, что военное присутствие Турции на Южном Кавказе и ее добрая воля к нормализации отношений с Арменией представляют серьезные возможности для совместного построения будущего региона в рамках различных проектов.
«В этом смысле созданный в Агдаме совместный турецко-российский центр по мониторингу за соблюдением перемирия и российская миротворческая миссия играют еще более важную роль не только с точки зрения предотвращения возобновления войны между Арменией или вооруженными армянскими формированиями в регионе и Азербайджаном, но и препятствования вмешательству третьих сил в ход событий в регионе», – пишет А.Асланы.
По его мнению, сегодня обе страны чувствуют угрозу со стороны одних и тех же третьих центров сил по все большему количеству важных вопросов или испытывают давление со стороны этих центров.
«И неблагоприятные отношения между двумя странами могут чрезвычайно ослабить их перед третьими силами. Обе стороны понимают это. Но когда две стороны также по достоинству оценят возможность объединения больше на основе общих интересов, нежели общих угроз, вероятность достижения прочного мира на Южном Кавказе станет еще выше. Конечно, для этого необходимо, чтобы Армения правильно интерпретировала итоги 44-дневной войны, не повторяла ошибку, допущенную ею в начале и конце XX века, а именно — не становилась инструментом, используемым третьими силами против ее соседей», – говорится в статье.
Джафар Агададашев
Азербайджан после COP29: мост между настоящим и будущим - ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЦИК Азербайджана назначит муниципальные выборы
Российская сцена и флаг «арцаха»: игнор или провокация?
Очередная партия критики Гаджиева в адрес Politico
Баку обсудил будущее сотрудничества с НАТО на юбилейной конференции
Президент Ильхам Алиев позвонил Дональду Трампу