Многовекторность без обязательств: как Баку выстраивает отношения с Пекином - КОММЕНТАРИЙ ФАРХАДА МАМЕДОВА

Многовекторность без обязательств: как Баку выстраивает отношения с Пекином - КОММЕНТАРИЙ ФАРХАДА МАМЕДОВА
25 апреля 2025
# 21:10

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 22-23 апреля совершил государственный визит в Китайскую Народную Республику (КНР). Визит стал значимым этапом в развитии азербайджано-китайских отношений, продемонстрировав готовность сторон к углублению всестороннего сотрудничества.

В рамках визита состоялась встреча с председателем КНР Си Цзиньпином, по итогам которой были подписаны важные документы, охватывающие широкий спектр сфер. Ключевым стало Совместное заявление об установлении всестороннего стратегического партнерства, что подчеркивает высокий уровень доверия и политической координации между двумя странами.

Большое внимание было уделено развитию экономических связей. Подписан План сотрудничества по совместному продвижению инициативы «Один пояс, один путь», соглашение о технико-экономическом сотрудничестве, меморандумы по «зеленому» и низкоуглеродному развитию, промышленному взаимодействию, цифровой экономике, торговле и инвестициям. Азербайджан укрепляет свое значение как надежный транспортный и логистический центр в евразийском пространстве, а Китай расширяет присутствие в регионе через устойчивые инфраструктурные и технологические проекты.

Отдельное значение имело подписание соглашения о взаимном освобождении от виз для владельцев общегражданских паспортов, что открывает возможности для активизации гуманитарных, образовательных и деловых контактов. Подписаны также документы о сотрудничестве в области науки, культуры, интеллектуальной собственности, правовой помощи, космоса и информационного обмена. Достигнуты договоренности между профильными министерствами и агентствами обеих стран, включая Министерство экономики, Министерство транспорта, Министерство экологии, Министерство цифрового развития, а также Государственный нефтяной фонд и Китайскую инвестиционную корпорацию.

Внимание также заслуживает технологическое направление. Подписанные в Пекине документы в области научно-технического сотрудничества и цифрового развития, открывают новые горизонты. Китай добился выдающихся успехов в сфере нейросетей, больших данных и ИИ, и теперь, на фоне принятой Азербайджаном государственной стратегии по развитию искусственного интеллекта, можно ожидать активного участия китайских компаний в этом процессе. Подобное партнерство может ускорить цифровую трансформацию страны и укрепить ее позиции в сфере высоких технологий. 

Очевидно, что сотрудничество с такой мировой державой открывает перед страной широкие перспективы в экономике, технологиях, логистике и энергетике. Однако на фоне укрепления двусторонних связей с Пекином неизбежно встают более широкие геополитические вопросы. Прежде всего — почему Азербайджан делает ставку на Восток, а не на Запад?

На фоне сближения Армении с США и ЕС возникает картина, где геополитические векторы двух закавказских стран расходятся в противоположные стороны. Если Ереван активно ищет поддержку у западных союзников, то Баку усиливает взаимодействие с Китаем — страной, которую Запад все чаще рассматривает как главного системного конкурента. Получается своеобразная конфигурация: Армения — под крылом Вашингтона, Азербайджан — в координации с Пекином. Таким образом, противостояние двух стран начинает получать косвенное отражение и на глобальной арене.

При этом не стоит забывать о роли России. Несмотря на напряженные отношения Москвы с Западом и продолжающийся военный конфликт, нельзя не отметить тенденции к прагматичным попыткам восстановления диалога между США и РФ. Президент Дональд Трамп, известный своей нетривиальной внешнеполитической стратегией, открыто заявляет о необходимости договариваться с Россией, а не доводить противостояние до крайности. Вполне возможно, что в ближайшие годы мы увидим новое сближение между Вашингтоном и Москвой.

Для Азербайджана это создает определенные стратегические преимущества. В отличие от Армении, отношения Баку с Москвой, несмотря на отдельные трения, остаются стабильными. Исторические и культурные связи, а также взаимные экономические интересы позволяют Азербайджану сохранять устойчивые позиции на российском направлении. При этом Баку не ограничивается лишь одним вектором и активно расширяет связи с Востоком.  

Однако, стоит отметить, что с момента обретения независимости внешняя политика Азербайджана была сосредоточена преимущественно на урегулировании конфликта и деоккупации своих территорий, и после достижения этой исторической цели страна начала более активно реализовывать внешнеполитические инициативы в азиатском направлении.

Об этом в своем комментарии для
Vesti.az заявил глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов.

«Ранее приоритетом оставалось западное направление, в рамках которого выстраивалась ключевая энергетическая и транспортная инфраструктура — в том числе трубопроводы и железнодорожные коридоры», - сказал он.

По его словам, сегодня Азербайджан последовательно укрепляет свои позиции на Востоке, однако это не происходит в ущерб отношениям с Западом.

«Страна не делает выбор в пользу одного из направлений — восточного или западного — а стремится к сбалансированному, многовекторному подходу. Активизация восточного вектора ведется параллельно и гармонично с западным, что свидетельствует о зрелости и гибкости азербайджанской дипломатии», - подчеркнул эксперт.

Отдельное внимание, отметил Мамедов, следует уделить независимости внешнеполитического курса Азербайджана: Республика не обременена обязательствами, которые могли бы ограничивать свободу ее внешнеполитического маневра.

«Это дает возможность вести самостоятельную, прагматичную и гибкую политику, исходя исключительно из национальных интересов. Одной из стратегических целей на данном этапе является углубление взаимодействия с Китаем как одним из ключевых центров геополитической и геоэкономической силы», - заявил он.

Аналитик пояснил, что особо важным моментом является фактор того, что Пекин на официальном уровне выразил поддержку видению Азербайджана относительно регионального развития: это серьезное достижение, подчеркивающее вес Баку в международных процессах.

По словам политолога, вторым важным направлением выступает экономический блок сотрудничества: товарооборот, инвестиции, технологии, в которых Китай обладает колоссальными возможностями.

«Азербайджан сегодня входит в число немногих стран, оформивших с Китаем отношения на уровне всеобъемлющего стратегического партнерства — наряду с другими двумя глобальными центрами силы», - сказал Мамедов.

Если же говорить о долговременности и устойчивости этого партнерства, то, как отметил политолог, все будет зависеть от политической воли обеих сторон.

«С политической точки зрения у Баку и Пекина нет существенных расхождений по большинству международных тем. Позиции схожи по конфликтам, вопросам глобального управления и роли международных организаций. С экономической стороны многое будет определяться глубиной реализации намеченных проектов и активностью сторон в продвижении совместной повестки. Политическое согласие на это уже достигнуто — остается переходить к практической реализации», - заявил он.

Что касается противостояния между Китаем и США, аналитик заявил — Азербайджан не связан формальными обязательствами с Вашингтоном и, следовательно, сотрудничество с Пекином не выходит за рамки ни одного внешнеполитического ограничения.

«Внеблоковая позиция, которая ранее могла восприниматься как недостаток, сегодня, в условиях кризиса традиционных союзов и альянсов, выглядит как стратегическое преимущество», - отметил Мамедов, добавив, что Азербайджан не претендует на роль глобального балансировщика, однако последовательно строит отношения со всеми ключевыми международными центрами силы.

«По отдельным темам Баку сотрудничает с Западом, Востоком и другими глобальными игроками, позиционируя себя не как участник противостояния, а как площадка для диалога — открытая, прагматичная и ориентированная на стабильное развитие», - подытожил Фархад Мамедов.

 

 

 

 

 

# 1281
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА