«Если страна великая, президент должен стремиться быть похожим на нее» – урок Алиева для Макрона – МНЕНИЕ
«Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцы упорствуют в повторении ошибок», - изречение, известное с древних времен, устойчиво сохраняет актуальность и в наши дни. Мудрость учит людей быть внимательным к себе и другим, избегать создания условий, при которых появляется вероятность новых просчетов и ошибочных решений. А появление сбоев требует решительных действий для искоренения нежелательных явлений и лишений.
Судя по тому, как нынешняя Франция и ее президент Эмманюэль Макрон занимают абсолютно непонятную, даже абсурдную позицию в делах Южного Кавказа, портят отношения с Азербайджаном, невольно напрашивается вывод о нездоровой сути курса Парижа.
Явный провал, доставшийся команде Макрона от искусственно нагнетаемой антиазербайджанской истерии, вызвал утрату доверия к президенту Пятой Республики не только в среде национальных сил, но и во внешних кругах. За несколько лет глава французского государства скатился до минимальных, даже позорных показателей в рейтинговых табелях. Во многом это следствие его предвзятой и назойливой привязанности к армянскому вопросу.
Если раньше, где-то в начале двадцатых годов нынешнего столетия некоторые эксперты и аналитики искали особые смыслы в его эпатажных действиях и громких высказываниях в отношении Азербайджана, то спустя небольшое время все осознали, что Макрона обуревают бессмысленные идеи и совершенно неоправданные намерения. Он положил на армянский алтарь массу времени и ресурсов, но в результате заимел пшик, обнажив свой маргинальный ореол.
Отвечая на вопрос корреспондента азербайджанского телевизионного канала о состоянии и перспективах отношений с Францией, президент Азербайджана Ильхам Алиев в свойственной манере, безо всяких прикрас пролил свет на действующее положение вещей, заметив, что прямым виновником ухудшения связей является никто иной, как сам президент Макрон, а также его ближайшие сподвижники. Имеющий обыкновение высказываться по существу принципиальных вопросов глава азербайджанского государства указал на причины столь непонятной и необъяснимой обстановки: «Если и есть консенсус во французской политической сфере, то это консенсус только по поводу азербайджанофобии. К сожалению, не только нынешняя власть, но и те, кто претендуют на власть, друг от друга особо не отличаются», - пояснил он, дав знать, что утверждение моды на антиазербайджанизм в определенных кругах исходит от традиционной для французского общества исламофобии.
Азербайджанский лидер конкретен в своих воззрениях, и смотрит в корень проблем: «Исламофобия и, в принципе, ксенофобия – это отличительная черта французского политического класса. Ну, и не только. И, кстати, антисемитизм тоже – это всем хорошо известно. Плюс, армянское влияние, армянское лобби. Каждый хочет отличиться перед армянскими общинами и получить какие-то дивиденды…». Контекст не требует дополнительных комментариев и расставляет все точки над i.
Французским политикам не мешает поучиться у азербайджанского руководителя искусству конкретики и ясности. Многие проблемы в современной геополитической среде потому и возникают, что полномочные представители сторон, даже президенты, не имея своего мнения по конкретным вопросам, ударяются в обструкцию, наводят, что называется, тень на плетень. Этим они только усложняют себе задачу, воссоздавая атмосферу витиеватости и неопределенности.
Ясность, говорят, это половина успеха, и, создавая ее, политики конструируют предпосылки для поиска кратчайших путей к целям. Эта особенность имеет незаменимую роль в создании новых панелей и функциональных моделей. А что касается кризисов, то и они имеют обыкновения давать опытным политикам и дипломатам поводы для оптимальных и востребованных действий. Не зря опытные модераторы и технологи утверждают, что новые модели проясняются в кризисных условиях.
Пока на Южном Кавказе продолжалась армянская агрессия и азербайджанские земли находились под оккупацией, Франция тихо ликовала, получала удовольствие от бесчинства армян. Как только Баку восстановил нормы порядка, выдворил агрессора со своих земель, у части французских, да и иных политических кругов защемило в сердцах.
«Многие, включая, думаю, руководителей правящего класса (Франции – ред.), восприняли нашу Победу в 2020 году как свое поражение. Хотя никаких оснований так думать не было… Мы в принципе против вас ничего не имели и ничего не делали. Это вы пошли против нас. Во время 44-дневной войны, я не помню сколько раз - шесть или семь, я получал звонки от президента Франции - попытки остановить освободительную борьбу», - напомнил Ильхам Алиев. Эти подробности объясняют семантику столь злобной политики Парижа в отношении страны, которая ни на кого не нападала, никому не причинила зла. Напротив, Франция встала на защиту агрессора, который натворил массу чудовищных преступлений в отношении азербайджанцев. И как тут не сказать, что защитники преступников сами становятся причастными к преступлениям?!
Странная получается картина вокруг южно-кавказских процессов и участия в них Франции. Азербайджан демонстрирует растущий уровень миролюбия и договороспособности, а Франция отличается бьющим через край уровнем агрессии, не понимая, что этим она только вредит себе. И этому есть объяснение, и им делится азербайджанский лидер. По словам Ильхама Алиева, имеет место «переоценка своей роли и какая-то полная ассоциация страны с собой, что не должно происходить. Страна - отдельно, а президент – отдельно. Если страна великая на самом деле, любая, то и президент должен стремиться быть похожим на нее. Если страна отсталая, а президент как бы прогрессивный, он должен подтягивать страну, подтягивать до этого». Видать, это сложная для макроновского восприятия наука.
Ныне многие считают, что стабильность превратилась в настоящую роскошь. В этом есть доля правды, и немалая, и причиной тому являются постоянно повторяющиеся выверты таких неадекватных и безответственных политиков, как Эмманюэль Макрон и его единомышленники. Им слабо отказываться от своих низменных прихотей хотя бы для того, чтобы не портить кровь другим, не мешать людям чести и совести работать на благо народов.
Как человек, в высшей степени ответственный за себя, свою страну и за сообщество, президент Ильхам Алиев даже в нынешней сложной для двусторонних отношений, проявляет благородство. Он призывает не распространять негатив на французов, которые не несут ответственности за политические чудачества Макрона.
«В Азербайджане, - говорит азербайджанский лидер, - практически присутствие (Франции – ред.) сведено к нулю, за исключением некоторых компаний, которые имеют долгосрочный контракт. А мы всегда уважаем все свои обязательства, поэтому никогда не экстраполировали политические сложности на деятельность компаний. Французские компании, которые здесь еще работают, они не виноваты, что у них такая власть».
Когда оцениваешь сложившуюся обстановку сквозь мысли и видения сильного государственника, понимаешь, что мир политики в большей степени – это пространство цинизма, а не разума и благочестия. Но успокаивает только одно – и здесь имеют место обнадеживающие исключения. Они и помогают спасать положение и стимулировать надежду на благоприятный разворот.
Тофиг Аббасов
Теймур Даими: Мы живем в аду -ИНТЕРВЬЮ
Вторая инаугурация Трампа пройдет без участия премьера Израиля
Спикер Милли Меджлиса выразила соболезнования в связи с трагедией в Грузии
Глава Совета ЕС позвонил Ильхаму Алиеву
Айхан Гаджизаде ответил премьер-министру Армении
Азербайджан и Россия меняют правила для мигрантов: что нужно знать - ОБЗОР