«То, что в Карсе жили деды и прадеды армян, это факт…»

«То, что в Карсе жили деды и прадеды армян, это факт…»
15 июля 2011
# 20:00
Название турецкого города Карс, наверное, за последние месяцы чаще всего использовались армянскими СМИ. Ведь именно в этом городе несколько лет назад был построен огромный памятник, символизирующий несуществующую армяно-турецкую дружбу. Этот памятник, который после выступления Эрдогана, стали называть «Учубе»(«безобразное создание»), был снесен. И это событие вызвал «справедливый» гнев не только некоторых представителей турецкой интеллигенции, но и армянской. Во время командировки в Турцию корреспонденту Vesti.Az удалось встретиться с главой муниципалитета Карса Невзатом Бозкушом, который внес ясность в вопрос разрушения памятника, символизирующего несуществующую дружбу. Беседовали мы с ним не только про «учубе».

Справка: Невзат Бозкуш родился в 1961 году в селе Карахамза округа Селим провинции Карс. Начальную школу окончил в селе, среднюю школу в округе Селим, а в Анкаре окончил лицей Гази. Высшее образование получил в Сиваском Государственном Университете по специальности инженер-механик.

По окончанию учебы поступил на работу в TEDAŞ (Türkiye Elektrik Dağıtım A.Ş. – Турецкая электрораспределительная компания) и в течение 24 лет он проработал на различных должностях в областных управлениях TEDAŞ, из них последние 14 лет возглавлял Карское и Ардаханское городские управления.

В декабре 2008 года подал в отставку и выдвинул свою кандидатуру от АКП (Партия справедливости и развития) на пост главы муниципалитета города Карс и победил на выборах. С 1 апреля 2009 год по сей день исполняет обязанности главы муниципалитета.
Женат, имеет двух детей.

-Какие изменения способствовали превращению Карса в стратегический пункт не только Турции, но всего региона?

-Карс является геополитическим и географическим мостом между Кавказом и Анадолу. В прошлом этот мост имел культурное, социальное, политическое значение, а в наши дни он служит энергетическим коридором, через который проходят важные нефте- и газопроводы из Азербайджана. Железнодорожный проект Баку–Тбилиси–Карс тоже свидетельствует о том, что Карс связывает Кавказ, Дальний Восток, часть Средней Азии и Среднего Востока и тем самым выступает в роли экономического моста.

-Карс побратим с азербайджанским городом Гянджа. Как развиваются отношения между муниципалитетами побратимах городов?

- Совершив экскурс в историю, могу сказать, что издавна, в том числе при Османской империи, у нас были серьезные отношения с тюркскими государствами, в особенности с Азербайджаном. Эти дружеские отношения продолжаются и в наши дни. Муниципалитет Карса побратим с муниципалитетом города Гянджа. В 1998 году был подписан протокол, и мы согласно данному протоколу в мае 2010 года посетили Гянджу, были в гостях у побратимого муниципалитета, представителей которых мы пригласили в Карс.

Но в связи с тем, что недавно сменился глава исполнительной власти Гянджи, наши коллеги повременили с визитом. Мы ждем их, и хотели бы, чтобы они приехали зимой, так как зимой у них будет возможность посетить горнолыжный центр в Сарыкамыш.

-Какой вклад внесет в развитие экономики Карса
прокладка железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс?


- Вначале хочу отметить, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс не только транспортная магистраль, соединяющая Азербайджан, Грузию и Турцию, а также важный железнодорожный проект, который прямым сообщением свяжет весь регион с Дальним Востоком и Европой.

Общий пассажиропоток железнодорожного маршрута составит 1,5 миллион человек в год. Приезжающие из различных регионов, от Кавказа и до Дальнего Востока, предпочтут путешествие по железной дороге. И если хотя бы из них 200-300 тысяч человек посетят Карс, то это будет значительным вкладом в социально-экономическое развитие и повышение благосостояние нашего края.

После строительства железной дороги Баку –Тбилиси - Карс, Карс превратится в железнодорожный узел. Из Карса через Игдыр будет проложена железная дорога в Нахчыван и Иран, кроме того, будет построена железнодорожная линия Карс –Трабзон, который соединит Карс с Черномосрким регионом. Одним словом, наряду с логистическим центром Карс станет центральным пунктом в железнодорожной сети.

Отмечу, что логистический центр охватит территорию площадью в 300 акров земли, и этот центр будет своего рода свободной торговой зоной, которая поможет социально-экономическому, культурному развитию Карса. Как вы знаете, Карс в силу своего географического местоположения сегодня находится в «тупике». Раньше была открытая восточная граница с Арменией, которая сегодня закрыта в силу серьезных причин.

С уверенностью смогу сказать, что железнодорожный проект Баку-Тбилиси- Карс поможет Карсу выйти из «тупика» и развиваться.

-Строительство железнодорожной линии Баку- Тбилиси- Карс вернуло на повестку дня вопрос о восстановлении давно существующей железнодорожной ветки Карс- Гюмри, что посодействовало бы улучшению отношений между Арменией и Турцией. Сохраняет ли этот вопрос свою актуальность?

-Это вопрос внешнеполитического характера. Турция имеет хорошие отношения с соседними странами и стремится расширить эти добрососедские связи. Армения тоже соседняя страна и политика Турции в отношении Армении предельно ясна. Развитие отношений между Арменией и Турцией возможно лишь в том случае, если а Армения откажется от необоснованных претензий и обвинений. В противном случае ожидать улучшения отношений не приходится. И не надо забывать, что не Турция, а Армения нуждается в улучшении двухсторонних отношений. Нормализация армяно-турецких отношений, открытие границ с Арменией и восстановление железнодорожного пути Карс –Гюмри возможно только в том случае, если Армения откажется от агрессивной политики, благодаря которой Армения остается в стороне от важных экономических проектов.

Будь Армения чуть благоразумной, и откажись от ложной политики, то она была бы вовлечена в проекты региона. Мы тоже были бы не против реконструкции и модернизации уже существующей железной дороги Карс-Гюмри.

Но Армения, придерживаясь своей политики, изолируется от экономических проектов, лишает себя возможности стать транзитной страной. Если бы мы занимали выжидательную позицию, в надежде на то, что когда-нибудь Армения изменит свою политику, после чего можно было бы приступить к реализации планов, то совершили бы большую ошибку. Но мы не стали этого делать, и выбрали вторую альтернативу - железнодорожный проект Баку-Тбилиси- Карс, а Армения упустила свой шанс на внешнеэкономический прорыв.

-В последнее время Карс оказался в центре внимания мировой прессы и общественности из–за сноса так называемого памятника армяно-турецкой дружбе. Сносу памятника, который премьер- министр Турции Раджаб Тайиб Эрдоган назвал безобразием , придали политическую окраску. Какой позиции придерживаетесь вы?

-При строительстве данного памятника были допущены нарушения законов. Во-первых, строительство велось на территории, имеющей историческую ценность и охраняемой государством, что недопустимо.

Во-вторых, территория, где воздвигался памятник, принадлежит Управлению национального достояния, и на строительство требовалось разрешение данной структуры, но таковое не имелось.

В-третьих, несмотря на то, что строительные работы велись муниципалитетом города Карс, он не получил соответствующую лицензию. То есть, строительство памятника велось вопреки законам, и принимая во внимание все эти правонарушения, памятник был снесен. Одним словом, главной причиной сноса памятника послужили нарушения турецкого законодательства.

Что касается того, что этот памятник строился в знак армяно-турецкой дружбы, то естественно, у каждого воздвигнутого памятника есть идеологический смысл, и это - реальность.

Говорилось, что проект памятника был подготовлен совместно с армянской диаспорой и армянской стороной, но, не имея на руках официального документа, мы не можем ничего сказать. Также хочу отметить, что установление памятника не в компетенции муниципалитета, на то есть глава государства,
премьер –министр, министерство иностранных дел и другие компетентные государственные структуры.

Кроме того, о каком памятнике дружбы может идти речь, если наша проблема с Арменией продолжается. Кроме того, все еще не решен нагорно-карабахский конфликт. Это для нас красная черта, которую мы не можем переступить. Не следует также забывать об антитурецкой деятельности армянской диаспоры и обвинении в «геноциде армян». И пока эти вопросы не нашли своего решения, то ни о какой армяно-турецкой дружбе говорить не приходится. Если мир и дружбу между двумя государствами обеспечивают какие-то два бетонных столба, то будущее этих государств выражает серьезное беспокойство.

У Турции есть харизматичный премьер-министр, который эффективно решает проблемы Турции и старается для установления мира во всем регионе. Так что бетонные столбы не могут считаться противовесом эффективных действий харизматичного лидера.

Строительство так называемого памятника дружбы было своего рода шоу, посредством которого определенные лица пытались протолкнуть свои интересы, но безрезультатно.

Мы всегда рядом с тюркскими государствами, и особенно с Азербайджаном. Боль Азербайджана - это и наша боль, так как мы один народ. Но это вовсе не означает, что мы испытываем враждебное отношение к Армении. Армяне совершили много ошибок, выступают с необоснованными претензиями, но для нас важно, чтобы они уважали права человека и соблюдали международное право. Мы миролюбивый народ, и желаем всем мира. Как говорил Ататюрк: «Мир в стране, мир во всем мире».

-Памятник снесен, но фундамент остался. Говорят, что фундамент навредил старым построениям, представляющих историческую ценность. Фундамент тоже разберете?

- Разобранная бетонная статуя состояла из 19 частей и весила 650 тонн, Такая тяжесть наносила непоправимый ущерб руинам старых построений, являющихся культурным наследием. Что касается фундамента, то он не представляет угрозу и будет засыпан песком.
После этого будут проведены работы по озеленению, а затем разбит парк. Мы постараемся восстановить этот участок и вернуть ему первозданный вид.

-Несмотря на отсутствие дипломатических отношений и закрытые границы, армяне охотно и в массовом порядке посещают Карс, как бы считая эту область Турции своей древней землей. Как вы на это смотрите?

-То, что здесь жили деды и прадеды армян, это факт. Наши предки также жили в различных городах Европы, в том числе и в Армении.

Мы, как и армяне, во время посещения этих земель испытываем ностальгию. Никто не против того, чтобы армяне приезжали в наш город, но только как туристы, которые не должны считать эту область армянской землей, и жить с несбыточной мечтой о том, что когда-то она станет их. Если исходить из подобного подхода, то граница Османской империи простиралась до Вены. Но мы же сейчас не претендуем на те земли, которые были в составе Османской империи.

Что касается дедов и прадедов армян, живших когда-то в Карсе, то в том, что их внуки в настоящее время не проживают на данной территории, виноваты прежде всего сами же предки армян. Османская империя не могла закрыть глаза на предательство своих подданных, которые оказывали всяческую помощь вражеской стороне.

Ведь указ о переселении не появился на пустом месте, предательство армянских подданных вынудило султана подписать сей указ, которым он обеспечил защиту своих территорий.

Кроме того, отмечу, что мне доводилось беседовать с гражданами Армении, среди которых были также и представители ученой интеллигенции. И смею вас заверить, что их больше всего интересует то тяжелое экономическое положение, в котором они пребывают по вине своих «благодетелей», проживающих в Европе. Именно эти самые сытые представители армянской диаспоры в Европе мутят воду, громогласно выступая с претензиями на Агрыдаг, области Ван, Карс и другие турецкие земли. И это вполне понятно, ведь сытый голодного не разумеет.


Вафа Фараджова (Баку- Карс -Баку)
# 3067
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#