«Оставлять Москву единственным посредником-медиатором переговорного процесса по Карабаху никак нельзя»

«Оставлять Москву  единственным посредником-медиатором переговорного процесса по Карабаху никак нельзя»
13 июля 2011
# 14:51
Интервью Vesti.Az c израильским политтехнологом, историком, руководителем PR-фирмы «DA» Давидом Эйдельманом.


- Накануне Баку и Ереван с новым предложением Дмитрия Медведева по карабахскому урегулированию посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Как вы считаете, каковыми могут быть новые предложения и насколько действительно высоко желание Москвы сдвинуть конфликт с мертвой точки?

- Визит Лаврова в Ереван и Баку готовился в большой спешке, которая не способствует излишней рефлексии. После того как 24 июня трехсторонняя встреча в Казани не привела к принятию «дорожной карты», никакого соглашения подписать не удалось, стало понятно, что позиции Армении и Азербайджана в карабахском конфликте несовместимы.

Исходя из нашего ближневосточного опыта, могу сказать, что в международной политике «Дорожные карты» - обычно заводят в тупик.

Еще 15 лет назад на Лиссабонском саммите все государства, являющиеся членами ОБСЕ (конечно, за исключением Армении), подтвердили территориальную целостность Азербайджана и категорически выступили за определение правого статуса Нагорного Карабаха внутри азербайджанского государства.

Еще 14 лет назад посредники Минской группы, осознавая преимущества мира и сотрудничества в регионе для процветания и благосостояния их народов, представили всеобъемлющее соглашение по мирному урегулированию, согласно которому "Нагорный Карабах является государственным и территориальным образованием в составе Азербайджана". Были подробно проработаны все возможные камни преткновения и большинство принципиальных моментов.

Это и есть позиция международного права. Меньшего Азербайджан принять не готов.

Ныне же посредники пытаются совместить принцип территориальной целостности (на котором основывается Баку) с возможностью принципиальной неопределенности территориального самоопределения. И армянская сторона уже опубликовала свою версию Мадридских принципов, которые предусматривает для Карабаха первоначально "промежуточный статус", а вслед за этим референдум о статусе.


- Стоит ли, по-вашему, отойти от формата урегулирования карабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ и перейти к трехстороннему формату - Баку-Москва-Ереван?

- Мне кажется, что Москва во многих вопросах непредсказуема. Посему оставлять ее единственным посредником-медиатором переговорного процесса никак нельзя. Вполне возможно, процессу урегулирования, наоборот, нужны новые спонсоры. США, Россия и Франция – это страны, где наиболее сильно армянское диаспоральное лобби. Можно согласиться с мнением израильского публициста Авигдора Эскина, который недавно заявил, что США, Франция, Россия не являются объективными посредниками в мирном урегулировании.

Штаты не могут быть объективным посредником. Американцы отменили поправку Джексона-Вэника (поправка к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции своих граждан) по отношению к Армении, но не отменили в отношении Азербайджана. Этот возмутительный факт, несомненно, лишает Америку права считаться объективным и беспристрастным арбитром. Россия имеет преимущественные обязательства перед Арменией, поскольку она - член ОДКБ.

В России армянское лобби действует очень активно. Российские СМИ с конца восьмидесятых видят конфликт глазами армянской диаспоры. Российское военное присутствие в Армении – это тоже важный фактор. Россия делает вид, что пытается сделать все возможное в роли переговорщика для достижения соглашения, однако в реальности делает все возможное с целью сохранить существующее положение, выгодное только армянской стороне.

И это при том, что азербайджанская диаспора в РФ более многочисленна, чем армянская.

Франция же приняла ряд законов, ультимативно соответствующих армянской позиции.
Недавно стали известны предложения председателя парламента Ирана Али Лариджани об изменении формата МГ ОБСЕ и необходимости привлечения Ирана к этому процессу. Что сказать? Это бы довело ситуацию до окончательного абсурда.


- Как по-вашему, сейчас действуют посредники - единым фронтом, или активность Москвы как раз и обусловлена тем, что она намерена полностью приватизировать процесс урегулирования?


- Медиаторство России имеет множественные геополитические значения. У Москвы есть свой интерес — опровергнуть впечатление о безрезультатности недавнего казанского саммита по Нагорному Карабаху, показать себя хозяйкой постсоветского пространства, использовать противоречия между Азербайджаном и Арменией для усиления своего влияния в регионе. Посредничество в урегулировании дает России дополнительные карты в стратегическом диалоге с США и Европой. Почему Кэтрин Эштон поддерживает посредническую роль России и лично президента Дмитрия Медведева в урегулировании нагорно-карабахского конфликта? Это тот редкий для России случай, когда Запад очень позитивно относится к эксклюзивному российскому разруливанию ситуации, снимая ответственность с себя.

Кроме общих, есть и личные соображения. Президент Медведев активно борется за Нобелевскую премию мира. Как в свое время за эту же премию боролся президент Билл Клинтон, пытаясь в последние месяцы своего правления навязать соглашения Израилю и палестинцам.

И к таким амбициям президентов можно было бы отнестись с большим уважением. Но. Во-первых, мирные переговоры о постоянном урегулировании нельзя проводить с таймером в руках. Особенно на Востоке, где принятие решений требует особого терпения. Во-вторых, следует помнить, что спешка Билла Клинтона привела к тому, что Израиль вместо долгожданного мира получил несколько лет террористической интифады, в ходе которой погибли несколько тысяч евреев и арабов.


- После встречи в Казани многие эксперты заговорили о том, что вероятность войны повысилась. Каково ваше мнение на этот счет?


- Опасность сохранения статус-кво представляется мне более чем очевидной. В таком горячем регионе любая не затянувшаяся рана может обернуться войной. В том числе войной региональной, в которой будут участвовать несколько других государств. Россия и Иран могут поддержать Армению. Турция и Грузия могут присоединиться к Азербайджану. А дальше…


- В случае, если предложения Москвы стороны конфликта не примут, как будет развиваться процесс урегулирования дальше? Посредники разведут руками и уйдут "в подполье", или будут работать над новыми вариантами урегулирования?



- Иудаизм утверждает , что после разрушения Второго храма дар пророчества дан лишь младенцам и глупцам. Так как я никак не вхожу в первую возрастную группу и не отношу себя ко второй, мне трудно говорить о грядущем…

Гамид Гамидов (Москва, Россия)
# 1793
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#