«В Армении идет нагнетание карабахской темы…»

«В Армении идет нагнетание карабахской темы…»
21 июня 2011
# 20:00
Интервью Vesti.Az c вице-президентом ПИР-Центра политических Исследований, председателем Международного клуба «Триалог», российским политологом Дмитрием Поликановым.

- В преддверии встречи президентов в Казани какова, по-вашему, нынешняя ситуация вокруг карабахского урегулирования с учетом заявления сторон конфликта по итогам встречи глав МИД о том, что по ряду стержневых вопросов удалось сблизить позиции?

- На самом деле, за этим заявлением глав МИД не последовало разъяснений о том, какие именно принципиальные подвижки следует ожидать. Конечно, подобную скрытность можно отнести к необходимости сохранить свободу дипломатического маневра и нежелание официально озвучивать переговорные позиции до саммита. Однако в случае с карабахским конфликтом именно от общественного мнения, от его готовности принять волю глав государств зависит очень многое. И то, что элитам дали очередной повод для гаданий и измышлений, породили больше вопросов, чем ответов, не начали диалога с обществом на тему примирения – это говорит о том, что к каким-то прорывам обе стороны пока не готовы. Скорее речь идет о желании снизить общую напряженность, низвести ее до уровня такого привычного уже статус-кво, «подморозить» конфликт.

- Стоит ли в ближайшее время ожидать серьезных прорывов в деле разрешения конфликта или до серьезных подвижек еще есть немало времени?

- Поражает, насколько разошлись в оценках эксперты, политики и СМИ. Политики, особенно со стороны международных посредников, начали бодро рапортовать о возможности позитивных изменений, о блестящих будущих перспективах саммита в Казани и т.п. Немного смягчилась риторика официальных представителей Армении и Азербайджана. Одновременно эксперты и СМИ гораздо более сдержаны в оценках и никаких особых причин для оптимизма не видят. И это лучшая страховка от разочарований, которые неизбежно возникнут по итогам саммита в Казани. Потому что вряд ли стоит ожидать, что Ереван и Баку вдруг сделают нечто невероятное, что резко отличалось бы от их прежних позиций. Более того, Армения связана еще и позицией собственно армянских лидеров Карабаха, которую она просто проигнорировать не может. Не исключена вероятность, что даже в случае достижения какого-то соглашения, именно Карабах может по факту заблокировать его своим неприятием.

- Как, по-вашему, будет развиваться внутриполитическая ситуация в Армении, если сторонам конфликта всерьез удастся наконец о чем-то договориться? Ведь известно, что именно Ереван на сегодня должен сделать решительный шаг навстречу, ибо Баку уже сделал все, что только мог себе позволить.

- В Армении идет нагнетание карабахской темы – за любые уступки оппозиция не преминет предъявить счет властям. Собственно это одна из причин, почему разговоры о грядущем соглашении вызывают скепсис. В Азербайджане, где главным является принцип территориальной целостности нежели самоопределения народов, уступки также будут восприняты как слабость – столько времени готовились к войне, а в итоге какие-то соглашения, какой-то компромисс. «Продать» это публике как силу духа азербайджанских военных, сломившую в итоге сопротивление армянской стороны, будет очень трудно. Поэтому если стороны всерьез настроены на принципиальное соглашение, им нужно проделать большую «домашнюю работу», времени на которую почти не остается.

Впрочем, соглашение может обернуться просто очередным «изданием» Мадридских принципов и повторить их судьбу – пыльного документа в дальнем ящике стола. Ведь не менее важно не соглашение о принципах само по себе, а то в какие конкретные действия и проекты его намерены «расшить» обе стороны. Пока о таких механизмах реализации даже не говорят.

- В случае, если в ближайшее время стороны не зафиксируют каких-либо договоренностей, стоит ли ожидать военного решения конфликта, о котором в последнее время говорят все чаще?

- Все будет зависеть от позиции Азербайджана. В Баку, так или иначе, растет разочарование переговорным процессом. Отсюда и попытки жесткого силового давления, и резкие заявления, которые продолжаются, как минимум, уже около года. Поэтому у Азербайджана, действительно, есть соблазн разрубить этот гордиев узел. Но делать это сразу после саммита, в ответ на отсутствие договоренностей было бы политически неправильно. Это нанесло бы серьезный урон международным позициям Азербайджана, было бы расценено как проявление агрессивной политики, заведомо поместив Армению в статус жертвы, к которой проникнутся симпатией. В этом смысле, как это ни цинично звучит, Баку было бы логичнее дождаться очередной провокации или организовать ее – для любой войны, которая хочет выглядеть справедливой, нужен casus belli. И все же хочется надеяться, что до развертывания военных действий стороны все-таки не дойдут, потому что это было бы однозначным крахом любых рациональных попыток урегулировать конфликт, привело бы просто к еще большему противостоянию даже в случае победы любой из сторон.

- Как можете охарактеризовать сегодняшнюю посредническую деятельность Москвы, Парижа и Вашингтона - трех главных посредников конфликта?

- Посредники стараются, в последнее время активизировались. Однако у них по-прежнему нет никаких серьезных рычагов давления на Баку и Ереван. Все эти годы посредникам не удавалось пойти дальше констатаций. Многие моменты, благоприятные для «выкручивания рук» противоборствующим сторонам, были упущены. Наверстать все это лишь за день саммита в Казани кажется почти нереальным.

Гамид Гамидов (Москва, Россия)
# 3062
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#