«Сегодня армяно-азербайджанский диалог не существует, это блеф»

«Сегодня армяно-азербайджанский диалог не существует, это блеф»
16 марта 2011
# 12:54
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным армянским правозащитником, руководителем Кавказского центра миротворческих инициатив Георгием Ваняном.

- Недавно в небольшом грузинском поселке Текали, расположенном на стыке границ Грузии, Азербайджана, Армении и населенном азербайджанцами, состоялись инициированные Вами общественные слушания на тему «Медиация Грузии в армяно-азербайджанском конфликте: «За» и «Против». Почему именно Текали был выбран в качестве центра Южного Кавказа, который Вы хотите превратить в центр миротворчества?


- Дело не в том, что мы искали центр Южного Кавказа, а в том, что само миротворчество оказалось в тупике. Считать миротворчеством встречи азербайджанцев и армян в Праге или Тбилиси не следует. Они просто встречаются, отдыхают и никаких результатов. Это просто косметика, деятельность, направленная на недопущение в этот процесс новых лиц.

Мы же предлагаем альтернативный подход, в котором будут задействованы рядовые жители Армении и Азербайджана, чтобы они сами, а не политики, распоряжались своей судьбой. Пока они, рядовые граждане наших стран, являются сторонними наблюдателями, от их имени говорят политиканы. В результате у этих политиканов рождаются глупые тезисы об этнической несовместимости армян и азербайджанцев. Это грустный итог современного миротворчества.

То, что надо, мы в Армении уже сделали. Вспомните наш миротворческий десант, когда мы вместе с нашими азербайджанскими и грузинскими партнерами объездили всю Армению, посетили школы, вузы, рынки, дома рядовых жителей. Мы показали им другую Армению, где люди не хотят войны, они устали от нее, они хотят жить в благополучии. Но этих людей не слышно, потому что их пространство оккупировано: и в политическом, и в культурном, и в общественном плане. От имени общества говорят политиканы-узурпаторы.

Вспомните также Дни Азербайджана в Армении и Фестиваль азербайджанских фильмов. Да, фестиваль был запрещен, хотя из Азербайджана приехали 6 человек и мы объявили предфестивальные дни в Армении. А что это означает? Это означает диалог отдельно взятого человека с самим собой, когда он спрашивает самого себя: «А хочу ли я посмотреть азербайджанские фильмы?». И сам же себе отвечает: «Да, хочу, я хочу увидеть тот Азербайджан, который я не знаю, потому что есть стена. А что мне мешает позвонить Ваняну и сделать заявку?». Ведь сегодня армяно-азербайджанский диалог не существует, это блеф. Если в моем обществе, в моем городе, в моем доме нет внутреннего диалога, то о каком армяно-азербайджанском диалоге может идти речь? Но если не будет диалога, значит, будет война.

Сегодня мы живем под прессом тотальной пропаганды: включаешь телевизор, покупаешь газету и подпадаешь под психологический геноцид. Приведу конкретный пример. Когда я в первый раз собирался в Турцию, я заметил, что моя младшая дочка очень сильно беспокоится. Что-то ее волновало, но она мне ничего не говорила. Однако перед выходом из дома дочка бросилась ко мне: «Папа, не езжай в Турцию. Там армян убивают». Я начал объяснять дочке, что это не так. Но ведь кто-то же внушил ей эту нелепую мысль. Оказалось, в школе, в учебниках про это пишут, по телевизору постоянно говорят. Люди подвергаются каждодневному геноциду, даже в своем собственном доме пропаганда льется из телевизора.

Так вот, возвращаясь к Текали, скажу, что мы искали выход из создавшегося положения, искали площадку, где люди могли бы свободно встречаться и общаться. И нашли такую площадку в Грузии, в Текали, на стыке границ трех государств Южного Кавказа. Это самое оптимальное место, которое близко и азербайджанцам, и армянам. Это намного лучше, чем встречаться трем-четырем людям в каком-нибудь дорогом отеле.

Я считаю, что Текали – это рациональный вызов всем неправительственным организациям: мы предлагаем перенести материальный потенциал миротворческой линии в зону, в которой изначально должны работать социальные НПО. Помимо того, что мы сможем здесь нормально, плодотворно встречаться, мы еще и поможем развитию инфраструктуры Текали. Мы хотим, чтобы здесь, в Текали, состыковались интересы государства и неправительственных фондов. Ведь тем самым и государство развивает свои приграничные регионы, и фонды. Сама идея является вызовом для них.

- А сами фонды, выделяющие на миротворческие цели определенные суммы, будут заинтересованы в том, чтобы на эту сумму было охвачено намного большее количество людей?

- Конечно, это записано в их уставах и программах. К тому же, мы оставляем право выбора и за самими фондами. Например, на наших слушаниях в Текали присутствовали 10 представителей Ноямберянского района Армении. Я знаю, что 7 из них вообще не общались с азербайджанцами с момента начала Карабахского конфликта. То есть, в Текали они впервые встретились с азербайджанцами, между ними состоялся очень теплый диалог. И знаете, сколько средств я потратил на приезд ноямберянцев сюда? Всего 100 долларов. Я просто нанял микроавтобус, люди приехали, пообщались 5-6 часов с азербайджанцами из Марнеули, Садахло, Баку. Вот это простое общение может помочь найти какой-то выход из создавшейся ситуации, о котором мы, вовлеченные в миротворческий процесс, даже не подозреваем. А все потому, что эти люди живут на линии фронта.

Это была всего лишь первая встреча в рамках миротворческой инициативы «Текали – центр Южного Кавказа - центр миротворчества». Естественно, наши мероприятия вызовут у кое-кого недовольство, мол, посмотрите, они же встречаются, что-то обсуждают, даже договариваются, тем самым, ставя под сомнение тезис об этнической несовместимости.

- Как Вы думаете, это недовольство может обернуться давлением на Вас?

- А мы и так все время находимся под давлением. Если мы будем всерьез относиться к этому давлению, то лучше уж сразу эмигрировать из Армении.

- В Текали встречались уже состоявшиеся люди: журналисты, общественные деятели, политологи. Планируете ли Вы в будущем организацию летних лагерей в Текали для армянских и азербайджанских школьников?

- Я хочу оставить для человека выбор. Моя миссия, как правозащитника, - очистить поле от мусора, и пусть люди уже сами выбирают, что им делать. Захотят совместными усилиями организовать летние лагеря в Текали, да ради Бога, это может только приветствоваться.

- Кстати, на слушаниях присутствовали армяне из Еревана, Ноямберянского района, из Тбилиси, но не было армян из Нагорного Карабаха, которые рисуют в своем воображении эдакий образ кровожадного азербайджанца, который при встрече сразу же бросится убивать его. Вам не кажется, что было бы целесообразно пригласить на нашу встречу и армян из Нагорного Карабаха?

- Да какая разница, откуда приехали армяне в Текали? Нет разницы между ереванскими или карабахскими армянами, это самообман. Давайте посмотрим конкретно. Ну, объявили карабахские армяне о независимой республике. О какой независимой республике идет речь? Давайте открыто признаемся, что это Армения.

Если вы хотите еще большей конкретики, то я напомню вам о миротворческом десанте. Так вот, чем ближе мы приближались к линии фронта, к границам Азербайджана, тем более толерантные люди встречались нам. Ведь они живут в непосредственной близости к азербайджанцам.

То есть, строить миротворческие проекты, ориентируясь исключительно на карабахских армян, значит, заведомо обречь себя на провал.

- Огромное влияние на общественно-политическую жизнь Армении оказывает зарубежная армянская диаспора. Почему, проживая далеко за пределами Армении, члены армянской диаспоры больше всех выступают против разрешения нагорно-карабахского конфликта?

- Это не так. Как я уже отмечал, есть две Армении – виртуальная и реальная. Вы сейчас говорите про виртуальную диаспору. Но ведь в мою защиту выступали реальные члены диаспоры из Москвы, из других городов и стран. Неправильно думать, что все члены диаспоры думают точно так же, как думают НПО, занимающиеся их вопросом. Просто нужно освободиться от тех клише, которые мы сами себе придумали за последние 20 лет. Если ты хочешь мыслить свободно, то клише «армянская диаспора» не должна быть у тебя в арсенале.

Армянскую диаспору нужно понять в ее историческом развитии, это пока еще не изученная до конца тема. И воспринимается она неоднозначно как в Азербайджане и Турции, так и в самой Армении.

Бахрам Батыев
# 1836
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#