Эрдоган едет в Москву за безвизовым режимом и Карабахом

 Эрдоган едет в Москву за безвизовым  режимом и Карабахом
9 марта 2011
# 12:57
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетит с официальным визитом Россию 15 марта. Об этом, как сообщает турецкая газета "Сабах", заявил заместитель председателя правящей Партии справедливости и развития Турции, депутат Салех Капусуз. По его словам, до визита премьер-министра в Москву соглашение о безвизовом режиме между Турцией и Россией будет ратифицировано турецким Великим национальным собранием. «Думаем, что количество российских туристов после отмены виз в 2011 году вырастет до 4-х миллионов», - сказал он.

Отметим, что Турция и Россия согласились отменить визовый режим, позволив своим гражданам путешествовать без визовых ограничений с апреля 2011 года. Россия сообщила, что бюрократические процедуры, последовавшие за подписанием соглашения о реадмиссии, завершены. Соглашение о введении безвизового режима было подписано президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом 12 мая 2010 года.

По мнению экспертов, визит Эрдогана связан и с активным интересом Турции в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. В Сочи 5 марта состоялись трехсторонние переговоры между президентами России, Азербайджана и Армении. В Москве турецкий премьер будет ознакомлен с деталями этой встречи.
Отметим, что 4 марта в столице Татарстана в Казани прошло заседание межправительственной российско-турецкой комиссии. Как заявил по итогам этого заседания министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, эти переговоры внесут значительный вклад в развитие сотрудничества двух стран. Цель, поставленная премьер-министрами России и Турции, - довести товарооборот к 2015 году до $100 млрд., будет достигнута.

В Казани вице-премьер России Игорь Сечин и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз подписали ряд документов, направленных на развитие отношений в экономической сфере. В заседании принял участие президент Татарстана Рустам Минниханов. Как сообщает его пресс-служба, кроме итогового протокола были подписаны совместное заявление Ростуризма и Министерства культуры и туризма Турции по подготовке к туристическому сезону и соглашение о сотрудничестве между Министерством промышленности и торговли Татарстана, ОЭЗ "Алабуга" и Ассоциацией экспортеров автомобильной промышленности Турции.

«В этом году мы уделили большое внимание развитию туризма. Этот сезон мы рассматриваем как ключевой для развития сотрудничества и просим наших коллег рассмотреть возможность открытия в Турции представительства Ростуризма», - заявил вице-премьер РФ. По словам Сечина, хотя сальдо торгового баланса для России положительно (в 2010 году внешнеторговый оборот с Турцией вырос на 29% и достиг $25,3 млрд.), это достигается в основном из-за экспорта углеводородов.

«Сейчас большое внимание необходимо уделить новым проектам, - подчеркнул Игорь Сечин. Особенно мы ждем результатов по работе над созданием транспортно-логистического центра, инфраструктурных проектов, которые должны обеспечить обмен товарами и услугами».

Начнем с того, что отношения между Турцией и Россией, а также динамика развития экономических, политических и иных связей дают основание предполагать, что они находятся на первоначальной стадии формирования стратегического партнерства.

Сегодня отношения с Турцией стали одним из приоритетных направлений внешней политики России.

Действительно, Россия и Турция переживают всплеск развития торгово-экономических отношений, центральную роль в которых играет многоплановое энергетическое сотрудничество. Именно энергетика является ключевым фактором быстро развивающихся российско-турецких отношений торгово-экономических отношений. Более того, в Москве прекрасно осознают, что последний российско-украинский газовый кризис начала 2009 года, безусловно, дал мощный импульс развитию транзита энергоносителей по территории Турции, и это та реальность, которую Россия принимает.

Таким образом, нынешний этап развития российско-турецкого энергетического сотрудничества отвечает интересам обеих стран. Складывающаяся ситуация может быть охарактеризована как растущая степень взаимозависимости, являющейся лучшей гарантией стабильных отношений и страховкой от различных, в том числе политических, рисков. Ко всему прочему, Турция - страна, проводящая многостороннюю внешнюю политику, член НАТО, кандидат в члены Евросоюза, член многочисленных региональных объединений и организаций, в составе которых претендует на региональное лидерство.

С другой стороны, Россия - значимый внешнеторговый партнер для Турции: крупный турецкий бизнес имеет стратегические интересы и получает крупные заказы на российском рынке.

Одним словом, современные российско-турецкие торгово-экономические отношения переживают стремительный подъем. И, как видно, не только они.

Как считают российские аналитики, взаимодействие Москвы и Анкары способно на нынешнем этапе в существенной мере сократить влияние США на Ближнем и Среднем Востоке, на Кавказе. Таким образом, отчетливо просматривается обоюдовыгодная заинтересованность и взаимозависимость двух стран в проведении скоординированной региональной политики.

К примеру, для России немаловажным является тот фактор, что Турция превратилась в суперсилу на Ближнем и Среднем Востоке, и, что особенно важно, Вашингтон уже вроде бы не в состоянии более оказывать давление на эту страну.

У Турции, несмотря на членство в НАТО и ее статус ближайшего союзника США в регионе, имеются значимые расхождения с Вашингтоном по Ираку, прежде всего по курдскому вопросу. В связи с этим Анкара фактически "отодвинута" нынешней американской администрацией на "периферию" при решении как политических, так и экономических вопросов, включающих участие турецкого бизнеса в выгодных, в том числе энергетических, проектах на иракской территории. Жизненно важные для Турции вопросы национальной безопасности, касающиеся реальной возможности создания на севере Ирака независимого курдского государства, игнорируются Вашингтоном, так как идут вразрез с американскими интересами в этой стране.

Бесспорно, сегодня и Россия играет важную роль в ряде внешнеполитических вопросов, весьма волнующих Турцию. В частности, благодаря тесному партнерству с греческой частью Кипра она может способствовать урегулированию на этом разделенном средиземноморском острове, что в свою очередь усилит шансы Анкары на присоединение к ЕС.

Августовские события 2008 года на Южном Кавказе показали, как Россия позиционирует себя в этом регионе и какие политические цели она преследует. В результате Турция вынуждена была выработать новую стратегию на Кавказе на фоне российской политики сильного регионального лидера. Если ранее Анкаре было выгодно существующее положение на Кавказе, то сейчас, на фоне роста влияния России на регион и положительной динамики российско-турецких политических и экономических отношений, Турция вынуждена искать новые пути решения сложившейся ситуации - при сохранении собственных позиций и с учетом роста российского влияния в регионе. Сказанное выше означает, что Турция намерена не идти на обострение и конфронтацию в своем соперничестве с Россией за влияние в сопредельном регионе.

С другой стороны, сближение Турции и России выгодно и Азербайджану, поскольку возможные агрессивные планы Москвы могут в случае чего обойти его стороной.
Как отмечают уже турецкие аналитики, в России понимают, что любое осложнение азербайджано-российских отношений немедленно отразится и на турецко-российских отношениях.

Вне всякого сомнения, сегодня Азербайджан играет заметную роль не просто в энергетической сфере, но в известной мере и в определении геополитических трендов на Южном Кавказе. Мировым центрам силы требуются во всевозрастающем объеме энергоресурсы.
В этой связи Турции и России, по-видимому, придется сформулировать единую позицию по Азербайджану. Какой будет эта позиция и будут ли учитываться при этом интересы самого Азербайджана, покажет время. Пока же анализ современных геополитических процессов и тенденций развития в регионе позволяет сделать вывод о необходимости для Азербайджана разработки и последовательной реализации стратегии, нацеленной на защиту именно своих национальных интересов. Хотя и кажется маловероятным, но все же нет гарантии того, что в ближайшей перспективе стратегические приоритеты Турции, будь то военно-политические, социально-экономические и другие задачи, не потребуют полного улучшения отношений с Россией.

Проблема в том, что еще совсем недавно Анкара показывала себя последовательной союзницей США и Евросоюза на Южном Кавказе. Однако после войны в Грузии настроения в Турции стали меняться в пользу Москвы. Правительство Эрдогана фактически оказало поддержку России в грузинской войне, чем продемонстрировало готовность пойти на сближение с Москвой. С этой точки зрения стратегия Азербайджана обязательно должна опираться на возможности собственного пространства и геополитического положения. То есть для страны, как кажется, должна быть избрана концепция "балансирующего" построения стратегии, подразумевающая избирательный выбор партнеров и "попутчиков" в том или ином отдельном вопросе. При этом следует учитывать, что сопутствующие интересы не могут быть постоянными, и в отношении разных проблем у "государств-попутчиков" могут быть разные точки зрения.

Как бы то ни было, Турция и Россия будут все более сближаться. Турция не является членом ЕС, и, как показали последние события, ей не стоит ожидать вступления в союз в сколько-нибудь близком будущем. А устанавливая тесное партнерство с Россией, Турция посылает ЕС сигнал о том, что, несмотря на искусственные барьеры, она в состоянии взаимодействовать со всеми глобальными и региональными игроками, исходя хотя бы из выгодного географического положения. Данная тенденция, скорее всего, сохранится, поскольку признаков перелома в отношениях между Турцией и ЕС, не говоря уже о ее вступлении в союз в короткие сроки, пока не видно.

Тогрул Велиханлы
# 3034
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#