«Когда беженцы из Армении прибыли в Гянджу, местные армяне убили двух азербайджанцев»

«Когда беженцы из Армении прибыли в Гянджу, местные армяне убили двух азербайджанцев»
28 июля 2010
# 20:00
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с бывшим начальником штаба Гражданской обороны (1985-1991 г.г.) г. Гянджа полковником Огтаем Гаджиевым, проживающим последние годы в России.

- Вам по долгу службы пришлось заниматься размещением беженцев с Армении. Вспомните, пожалуйста, как проходил процесс их размещения в Гяндже?

- С 1988 года в город стали прибывать первые беженцы с Армении – с Кафана, Зангезура и Спитака. Их расселяли в общежитиях, в частности, в общежитии Технологического института, в недостроенной больнице в районе Гюлистана, в недостроенные дома для работников МВД. Всего в городе было около 10 тысяч беженцев из Армении.

- Армянские СМИ не устают писать о погромах армян, якобы имевших место в Гяндже, чуть ли не уличные бои шли там. Действительно ли они происходили в городе?

- Я, положив руку на сердце, могу честно сказать вам: пока в городе не появились беженцы с Армении, в Гяндже была тишь да благодать. Когда беженцы уже были в Гяндже, проживавшие в городе армяне застрелили двух азербайджанцев. Это вызвало волну протеста. Какого-либо погрома армян не было. Но стычки произошли. Причем, атаковали и сами армяне Гянджи. Это продолжалось примерно одни сутки, а потом все стихло.

Армян из Гянджи никто не выгонял. Я входил в состав комиссии по переселению. Их организованно отправляли на самолетах и автобусах. Никаких избиений, а уж тем более, убийств армян, в городе не было. Слухи о якобы имевших место погромах армян в Гяндже были пущены журналистами и армянской диаспорой.

Я вам скажу, что азербайджанские милиционеры добросовестно охраняли горожан армянской национальности. Я сам, человек военный, служил со многими армянами, в моем подчинении было много армян. Никакого унижения по национальному признаку не было.

У меня когда-то был шофер-армянин Герасим Бабаян, он жил в поселке Воровского в Баку. В 1990 году он разыскал меня в Гяндже. Герасим рассказал мне, что переезжает из Баку в Ереван, где он уже приобрел дом. Причем, его родители категорически отказывались покидать Баку и переселяться в Ереван. Я ему и говорю, зачем же тебе переезжать, если твои родители остаются тут. И вот что он рассказал мне: «Товарищ полковник, после того, что я увидел в Армении, как там обращаются с азербайджанцами, мы не сможем тут жить нормально. На телах азербайджанцев прижигают сигареты, с женщин срывают нижнее белье. Когда эти азербайджанцы приедут сюда, нам тут жить станет уже невозможно. Только вы это никому не говорите, иначе меня убьют».

Был у меня еще один подчиненный-армянин – начальник штаба Гражданской обороны НКАО подполковник Сергей Айвазов. Он мне тоже сказал, что конец у всей этой заварушки будет очень плохим. Армяне все заранее готовили, а мы ничего не подозревали.

- В 1991-1992 годах вы также принимали участие в формировании национальных вооруженных сил в Гяндже. Как проходил процесс создания азербайджанской армии?

- Совет депутатов Гянджи принял решение сформировать два полка. Военкоматам был дан соответствующий приказ. Начался призыв из местного военнообязанного населения. Бойцов направляли в Гаджикенд (поселок неподалеку от Гянджи – прим. ред.), где для них были построены казармы. Командиром первого полка был я, второго – подполковник Ниязов. Вооружение для полков покупали наличными. У нас были, в основном, автоматы.

Министром обороны тогда был Рагим Газиев. Я просто не знаю, как этого великого коррупционера могли выпустить из тюрьмы. Он покупал оружие на тысячи рублей, а списывал на миллионы. В Карабахской войне Газиев сыграл отрицательную роль.

Если бы до 1993 года у нас на командные должности в армии были назначены профессиональные военные, то не было бы сейчас оккупации азербайджанских территорий. А так, командирами батальонов у нас назначались торговцы с рынка, молодые ребята, не имевшие за плечами боевого опыта.

Когда я отказался переподчинить свой полк Народному фронту, тогда меня и сместили. Новым командиром полка стал Сурет Гусейнов.

- Каковы главные, на ваш взгляд, причины поражения нашей страны в Карабахской войне?

- Их две. Первая- внутривластные разборки. Если бы мы не оттянули войска с фронта, когда Сурет пошел на Баку, то армянам не удалось бы оккупировать азербайджанские территории.

Вторая причина заключается в том, что в 1993 году, когда Гейдар Алиевич вернулся к управлению страной, военными соединениями Азербайджана командовали ставленники Народного фронта. Они в буквальном смысле бросили войска на произвол судьбы, а войска, оставшиеся без командиров, просто покинули свои позиции. Армянам оставалось только без боя заходить в азербайджанские районы. Я видел такое в Джебраиле. Об этом очень трудно говорить даже спустя годы…

Бахрам Батыев
# 4935
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#