«Считаю вероятность войны между Азербайджаном и Арменией чрезвычайно высокой»

«Считаю вероятность войны между Азербайджаном и Арменией чрезвычайно высокой»
10 июня 2010
# 20:00
Интервью Vesti.Az с одним из ведущих российских политологов, бывшим главой Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, главным редактором российского информационного агентства REGNUM Новости Модестом Колеровым.

- В Армении утверждают, что в решении карабахского конфликта Азербайджану нужно руководствоваться реалиями, имея в виду потерю его контроля над Нагорным Карабахом и прилегающими районами. Но, как по-вашему, не говорят ли противоречивые политические жесты Сержа Саргсяна о том, что в Ереване начали понимать, что другие реалии - экономика, энергетика, ВС, и «геостратегический вес» изменились, причем явно в пользу Азербайджана?

- По моему мнению, в Ереване всегда относились к звучащим из Баку тезисам о
несопоставимости демографического и экономического потенциалов Азербайджана и Армении как к актам пропаганды, рассчитывая, что военные потенциалы стран, как минимум, равны. Если же учесть, что в современных военных доктринах новым словом является не сравнение потенциалов, а ассиметричные ответные действия и «неприемлемый ущерб», который может причинить обороняющаяся сторона (так, например, формулируется военная доктрина Эстонии против России), то надо согласиться, что при любом сценарии войны - ущерб будет неприемлемым.
Колебания Еревана, на мой взгляд, связаны с фактором США и России, а не
Азербайджана. Определённее говоря, эти колебания вызваны серьёзным кризисом доверия к качеству существующих посреднических услуг, к способности посредников гарантировать предсказуемый переговорный процесс, его предсказуемые результаты и их неизменность.

Думаю, главный импульс колебаниям придала история с цюрихскими протоколами, когда - после их подписания - Армении не удалось настоять на независимости армяно-турецкого урегулирования от карабахского вопроса, а Турции - пришлось утверждать взаимосвязанность этих вопросов уже после подписания цюрихских протоколов. Ни США, ни России не удалось сохранить цюрихский процесс, которым они настолько гордились, что министр Лавров даже учинил информационную спецоперацию (http://www.regnum.ru/news/polit/1292440.html), чтобы подчеркнуть свои заслуги (это межведомственное «перетягивание одеяла» даже вынужден был публично примирить президент Медведев (http://www.regnum.ru/news/1215001.html)).

Есть ли в достижении этого цюрихского тупика заслуга Азербайджана, вынуждавшего Турцию к утверждению неразрывной связи армяно-турецкого и карабахского урегулирования, я не знаю. Но это в любом случае - это позиционное достижение. Теперь надо смириться, что позиционным достижением Армении являются её «колебания» и неподдельная нервозность Азербайджана.

- С начала военной фазы конфликта первые лица Армении заявляют, что, мол, войну ведет исключительно «Карабах и его народ», подразумевая под последним армянскую часть населения этого края. Не отрезает ли, на ваш взгляд, априори подобными заявлениями Армения себе помощь со стороны сил ОДКБ в случае начала Азербайджаном военной операции по освобождению оккупированных земель?

- Позиция ОДКБ действительно состоит в том, что на Карабах не распространяются
гарантии, предоставляемые ею Армении. Но причина этого - не в риторике, а в том, что членом ОДКБ является именно Армения. Армения сама не признаёт независимость Нагорного Карабаха, и не включает его в свой состав. При этом очевидно, война за Карабах - общее дело всех армян, а не только карабахских, какие бы заявления не звучали. Эта «общеармянская ОДКБ» может значительно компенсировать сдержанность самого ОДКБ. И если лоббистские усилия Азербайджана в дальнем зарубежье, противопоставленные усилиям армянского лобби, в последнее время стали успешны, то потенциал армян в ближнем зарубежье, возможно, им учитывается и, соответственно, нейтрализуется явно недостаточно.

- Несмотря на напоминания руководства Азербайджана, что в случае, если
Армения не покинет оккупированные территории добровольно, её силой принудят к этому, в экспертной среде есть и такое мнение, что вероятность возобновления войны сведена к нулю еще со времени строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Разделяете ли вы эту точку зрения?


- Я считаю вероятность войны чрезвычайно высокой. И говорю об этом уже несколько лет. В качестве примера того, как чувствует себя принадлежащая иностранцам инфраструктура в случае войны, могу напомнить, что принадлежащие российскому капиталу банковские терминалы в Грузии от войны 2008 года не только не пострадали, но и продолжали работать в те дни. Думаю, в случае войны сохранность БТД будет предметом формальной или неформальной сделки. Не исключено, что сохранность БТД станет предметом и больших политических договорённостей, но в любом случае - этим предметом вынужденных договорённостей БТД делает сама угроза войны. Поэтому свою сдерживающую роль эту угроза уже сыграла.

- Азербайджан проявил добрую волю, согласившись, в отличие от Армении, с обновленными мадридскими принципами урегулирования карабахского конфликта. Более того, по неподтвержденной информации, Баку согласен на вывод армянских ВС из оккупированных районов по формулам 2+3+2/3+2+2 вместо прежней 5+2. Как, на ваш взгляд, в Кремле, учитывая еще и российско-турецкое сближение, оценивают конструктивизм Баку?

- Запас конструктивных оценок и авансов, накопленный в Москве для Азербайджана, велик. Это факт. Но я не думаю, что плоды и перспективы российско-турецкого сближения как-нибудь отразятся на российско-азербайджанских отношениях. У них своя, самостоятельная повестка. И, в лучшем случае, только сама Москва выстраивает свою конструкцию на шахматной доске региона: где-то демонстрируя оптимизм, где-то проведя войну, а где-то - почти пассивно наблюдая за ростом разочарования в своих лидерских способностях.

- Президент Азербайджана Ильхам Алиев напомнил, что на встрече в Сочи с участием главы РФ Дмитрия Медведева Серж Саргсян попросил 2 недели на выражение позиции по представленным предложениям, но прошло уже 6 месяцев. Как, по-вашему, могут сопредседатели Минской группы ОБСЕ воздействовать на Армению, если вообще намерены это делать?

- Они не могут воздействовать на Армению.

- Резкое обострение отношений между Турцией и Израилем поставили мир, и в том числе Россию и Азербайджан в не самое завидное положение, осложняющееся тем, что ни Анкара, ни Тель-Авив не намерены ни на йоту поступиться принципами. Может ли, по вашему мнению, начаться война на Ближнем Востоке?

- Вероятность масштабной войны между Турцией и Израилем мне представляется низкой. Однако спектр иных взаимных враждебных действий, включая военные, очень широкий. Как ни странно, конфликт Турции и Израиля, кроме того, отдаляет перспективу большой войны. Но войны Израиля против Ирана. Нервозность эта затронет только наших туристов в Турции и Израиле и наших многочисленных соотечественников в Израиле.

Описанная ситуация создаёт новые, ещё более существенные предпосылки для ускорения запланированной США независимости Иракского Курдистана. Он для них становится почти безальтернативным «непотопляемым авианосцем» между Турцией, Ираном и Сирией, малым, но хоть каким-то внешним партнёром Израиля в регионе. Впрочем, как свидетельствует опыт Грузии, судьба таких «непотопляемых авианосцев» США крайне трудна.

- И напоследок вопрос, формально далекий от политики. В последние дни в Баку курсируют фантастические слухи о том, что одно из крупнейших российских СМИ, информационное агентство REGNUM Новости, главным редактором которого вы являетесь, находится в сложной финансовой ситуации и может выставить контрольный пакет акций на продажу. Не могли бы вы дать точную информацию по этому поводу?

- Я желал бы всем СМИ и «слухачам» такого же «сложного положения»: в дни кризиса – без долгов, без кредитов, жить на свои собственные, прозрачные для государства и облагаемые налогами, деньги, как это делает REGNUM. Именно эта сбалансированность средств и амбиций и привлекает инвесторов, которые думают как бы «купить себе немножко REGNUM» (но не контрольный пакет).

Специально для Vesti.Az могу сказать, что после появления этих «слухов» именно представители, так скажем, самых важных людей в Азербайджане предложили нам приобрести у нас часть или даже весь REGNUM. Вы думаете, они захотели бы покупать «разорившуюся дырку от бублика»?

Беседовал Рафаэль Мустафаев
# 904
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#