Эрдоган идет ва-банк

 Эрдоган идет ва-банк
26 марта 2010
# 14:05
Сегодня во внутренней политике Турции сформировались новые особенности, которые, в первую очередь, связаны в существенном укреплении позиций правящей партии «Справедливости и развития» (ПСР) на всех сегментах внутриполитического поля.
Правда, добиться такого положения было не легко: это стоило не только большого труда, но и выдержки и целеустремленности руководителей партии. К слову сказать, многочисленные попытки оппозиции и армии скорректировать или же нейтрализовать действия ПСР ни к чему не привели. Правящей партии, несмотря ни на что, удалось в какой-то мере сократить влияние армии на происходящие в стране политические процессы.

Теперь же, по всей видимости, ПСР готовится к решающей и окончательной борьбе на внутриполитической арене, которая заключается в изменении некоторых статей Конституции страны.

Так, буквально на днях на заседании ПСР премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган решительно заявил о необходимости внесении изменений в Основной закон страны. «Турция больше не может жить с такой Конституцией», - сказал он. «Страна не сможет продвинуться вперед с существующей Конституцией, в нее должны быть внесены изменения», - отметил Эрдоган. По словам премьер-министра, для изменения Конституции Турции он ждет поддержки также и от оппозиции.

Премьер Турции так же выразил надежду на проведение реформы конституции, не прибегая к общенациональному референдуму.

«Я хотел бы, чтобы парламент принял поправки в Основной закон, чтобы не прибегать к проведению референдума. Если этого не произойдет, то решение (по реформе) вынесет народ, на рассмотрение которого мы вынесем пакет поправок», - сказал Эрдоган.

То есть, если оппозиция заблокирует принятие поправок, то конституционная реформа может быть проведена путем референдума.

Напомним, что нынешняя Конституция Турции была принята в 1982 году, через два года после того, как военные в очередной раз взяли власть в стране в свои руки. До сегодняшнего дня в Конституцию Турецкой Республики поправки вносились девять раз.

Согласно действующему законодательству, внесение поправок в Конституцию без проведения референдума возможно в том случае, если за них проголосует 367 депутатов 550-местного парламента или будет набрано конституционное большинство. Если конституционные поправки поддержат от 330 до 367 парламентариев, то в таком случае проводится референдум.

Партия Эрдогана располагает в меджлисе 337 мандатами, что позволяет ей добиться созыва референдума. Кроме того, ПСР рассчитывает на поддержку парламентской фракции прокурдской Партии демократии и мира, имеющей 20 мест в законодательном собрании.


С другой стороны, не исключается, что референдум, в случае его проведения, может быть опротестован оппозицией, о чем она неоднократно предупреждала.



Итак, чего хочет добиться ПСР, изменив некоторые статьи Конституции страны? Несомненно, основным доводом в пользу предполагаемых реформ является то, что предложенные меры приблизят турецкую правовую систему к демократическим стандартам, что даст правительству новые аргументы, когда оно будет добиваться запуска процесса присоединения Турции к Евросоюзу.

Для этого предусматривается внесение 26 поправок в 23 статьи турецкой конституции.

В основном, предполагается реформировать систему правосудия, в частности, Конституционного суда и Высшего совета судей и прокуроров. То есть, правительство Эрдогана предлагает изменить принцип формирования Высшего совета судей и прокуроров, который в Турции занимается отбором и назначением всего судейского корпуса. Если, будут внесены изменения в Конституцию, то право назначать большинство судей Конституционного суда будет передано президенту.

Далее изменения будут касаться возможности проведения суда над военнослужащими гражданскими инстанциями, что предполагает отказ от жесткого разделения общегражданского и военного судов. Сегодня военных в Турции может судить за государственные преступления лишь Военный суд.

Предполагается так же передача парламенту полномочий для возбуждения дел о роспуске политических партий, которыми ныне наделен Апелляционный суд. Сегодняшнее положение таково, что Конституция позволяет запретить любую партию за лишь намек на то, что жесткие светские принципы, на которых стоит основанная Мустафой Кемалем республика, должны быть пересмотрены. Между прочим, сама ПСР в 2008 году была объектом прокурорского преследования по обвинению в подрыве светских основ государства. Как утверждают критики правительства, ПСР прикрывается либеральной риторикой, чтобы дать дорогу исламистам и защитить их от возможной реакции со стороны правоохранительных органов.

Изменения предполагают так же всенародное избрание главы государства на пять лет с возможностью переизбрания еще на один срок и сокращение срока полномочий законодательного собрания с нынешних пяти лет до четырех.


И в довесок к вышеперечисленному, в Конституции предлагается закрепить положения о введении института омбудсмена, а также признать за госслужащими прав на заключение коллективных договоров и проведение забастовок.

Эксперты отмечают, что конституционная реформа в ее нынешнем виде обострит и без того напряженные отношения между правительством и органами правосудия, которые считаются одним из основных бастионов светского режима в Турции, и приведет к новому противостоянию правящей партии с оппозицией в парламенте.


Проблема, как раз таки заключается в том, что конституционная реформа подготовлена партией Эрдогана. Оппозиция утверждает, что партия Эрдогана пытается скрытно установить в стране власть исламистов.

Против конституционной реформы, точнее ее нынешнего вида уже выступило руководство Апелляционного суда и Высшего совета судей и прокуроров.

Оппонентами по отношению к такого рода преобразованиям на данном этапе выступают и оппозиционные политические партии, и военное руководство. Они не без основания предполагают, что проведение реформ и утверждение новых законов в условиях обладания ПСР парламентским большинством, позволяющим принимать любые законы, приведет к усилению позиций правящей партии, подрыву светских устоев государства и дальнейшему существенному ограничению роли армии в политической жизни страны.

Отмечается, что правительство Эрдогана предлагает нарушить принцип разделения властей и независимости судебной власти. И стандарты Евросоюза тут ни причем.

Дело в том, что Турция начала переговоры о вступлении в ЕС в 2005 году. Это вызвало противоречивую реакцию многих европейских политических лидеров, заявивших, что страна не готова к присоединению к Евросоюзу. В мае 2009 года президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель выступили против расширения Евросоюза за счет Турции.

Меркель заявила, что Турции нужно предложить привилегированное партнерство с ЕС, но не полноценное членство. А Саркози в качестве альтернативы предложил создать с Турцией объединенную экономическую зону.


Безусловно, Эрдоган, как и положено, в таких случаях утверждает, что политическая элита страны и общественность Турции поддерживают изменение Конституции.


Несомненно, трудно не согласиться с тем, что такая реформа назрела давно. Экспертное сообщество Турции сходится во мнении, что уровень развития турецкого государства не соответствует нормам действующей конституции. Замораживание же дающей сбои политической системы может привести к усугублению ситуации, что, в свою очередь, окажет негативное влияние и на экономику страны.


Между тем, о важности подобных реформ все настойчивее говорят и ведущие представители деловых кругов. Соответствующие заявления были сделаны ведущими промышленниками и предпринимателями Турции.

Однако, и они при этом подчеркнули, что реализация инициатив не должна способствовать обострению внутриполитической ситуации, а также констатировала свою заинтересованность в сохранении стабильности в стране.

А как раз Турция находится на пороге нового политического противостояния, результаты которого могут быть непредсказуемыми.

Тоглул Велиханлы
# 364
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#