Запад опоздал на бакинский поезд - ЕРЕВАН ОПЯТЬ БЛЕСНУЛ ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ
Сверка часов в политике широко практикуется и во многом себя оправдывает, потому что позволяет создавать предпосылки для согласованности, а, значит, для быстрого поиска приемлемых решений.
Подогреваемая из Еревана нестабильность на армяно-азербайджанской границе вызвала новую волну дипломатической активности. Оно и понятно почему.
Россия, выступающая посредником и гарантом исполнения пунктов трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, России и Армении от 10 ноября 2020 года, заинтересована в стабилизации положения в регионе ради создания новых геоэкономических реалий. Но процесс не на шутку забуксовал.
Сперва исполняющий обязанности премьера Армении Никол Пашинян посетил Москву, чтобы обсудить и согласовать действия в рамках запущенного стабилизационного механизма, а следом и азербайджанский президент Ильхам Алиев в рамках рабочего визита в Первопрестольную изложил видения на происходящее.
Сверка часов, как высказался пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, состоялась, но она же обнажила ориентированность Еревана на европейский часовой пояс.
Похоже, для армянской дипломатии и эта процедура имеет национальные особенности, иначе не выявила бы наличие скрытых смыслов.
Вроде для разблокирования положения в поствоенной обстановке имеется отработанная на трехсторонней основе дорожная карта (заявление от 11 января 2021 года), и дело остается за малым, чтобы стороны в срок и без выкидывания номеров выполняли бы взятые на себя обязательства. Но положение показывает, что Ереван отлынивает от процесса, пытаясь снова втянуть в игру чуждые силы, разумеется, на своей стороне.
Пашинян в Москве обезоруживающе сетовал, мол, на границе не стабильно, и очаг напряженности вызывает беспокойство в течение последних двух месяцев. Но не стал озвучивать причины и уж тем более ушел от раскрытия деталей возможных действий Еревана.
После поездки в Москву Ильхама Алиева многое из тайного стало явным, и нет поводов, чтобы ломать голову над поиском алгоритма.
Баку тоже сверил часы с Москвой, дав понять, что в исследуемой проблематике азербайджанская сторона строго соблюдает согласованную режимность, и если что-либо пойдет не по колее, не станет миндальничать ни с кем.
Это означает, что реализация практических шагов по договоренностям лидеров тройки никаких авось или изменений не будет, и разблокирование экономических и транспортных связей останется задачей под номером один.
Ильхам Алиев в Москве довел до внимания российского президента главную мысль, согласно которой конфликт вокруг Карабаха решен, и нет никакого резона возвращаться к теме статуса, потому как «в Азербайджане нет территориальной единицы под названием Нагорный Карабах, а есть единый и неделимый Карабах».
Москва встречает позицию Баку с пониманием и не имеет намерений ее оспаривать. По-иному реагирует на это Ереван. После очередного пояснения для «особо внимательной стороны» последовало заявление МИД Армении, в котором снова вспомнилась «решимость последовательно выступать с позиции реализации права народа Карабаха на самоопределение». Ереван опять блеснул оригинальностью, если не сказать заскорузлой психопатичностью.
Внешнеполитическое ведомство своими безграмотными вбросами и шаржоподобными пояснениями, больше смахивающее на провинциальный клуб иллюзионистов, не устает поднимать бурю в стакане, развлекая публику откровенными глупостями.
Оказывается, МИД Армении устал напоминать сообществу, что (!) «история никогда не может быть сильной стороной такой страны, географическое и политическое название которой имеет одновековую историю, а название “азербайджанец” — еще новее». Контент приводится дословно.
Есть ли смысл комментировать чушь? Нет. До такой байды могут додуматься маргиналы, специализирующиеся на интеллектухе. Но всему есть объяснение.
Ереван воспрял духом в силу нескольких обстоятельств. Приезд в регион председателя Европейского совета Шарля Мишеля, новые всплески эмоций Эммануэля Макрона, антиазербайджанские выпады председателя комиссии по внешним связям Сената США, небезызвестного Роберта Менендеса и иные обстоятельства подбодрили армянскую братию, которая видит в неуклюжих телодвижениях заступников последний шанс.
Коллективный Запад, неровно дышащий к инициативам Москвы, может мечтать о чем угодно. Не секрет, что и Вашингтон, и Брюссель, да кто угодно, претендуют на долю в армяно-азербайджанском урегулировании, считая, что для одной России ее единоличное модераторство выглядит жирно.
Но на Западе не возьмут в толк, что они опоздали, поезд ушел, и его уже не догнать. Ушел он по Бакинскому времени и по точному расписанию.
Если кому-то выпали паленые билеты парижской или ереванской кассы, ими можно воспользоваться или в сортире, или еще где-то, но точно не в коммуникационной сети региона, где Баку и Москва отработали все графики и процедуры.
Шарль Мишель то ли по пьяни, то ли в шутку заговорил в Ереване о возможности участия Брюсселя «в мирных переговорах, рассмотрении вопроса статуса Карабаха», не осознавая, что выглядит голым королем.
Западный лоббизм на нынешнем этапе - это попытка вставить палку в колеса поезда, набравшего скорость. Она может рикошетить и дать по лбу держателю.
После военного успеха Азербайджана в дело, как оно обычно случается, включился дипломатический механизм, и все сработало. Но Ереван, идя на попятную, планирует обрушение трехстороннего формата, начав с бойкота встреч тройки вице-премьеров, которым вменена в обязанность имплементация принятых решений.
Самовольный переход на европейское время есть факт свершившийся, но он походит на попытку сделать мертвому припарку.
Армения не без участия западных покровителей отходит от плана разблокирования коммуникаций, безуспешно пытается внести в повестку мертвые вопросы и рискует нарваться на новое побоище. Произойди это, Ереван не устоит на хилых ножках.
Баку не желает новой эскалации не потому, что ему нечем ответить на новые провокации. Железный кулак, по образному выражению азербайджанского президента, никуда не делся. Обидно, что теряется время.
Армянская дипломатия, будучи на побегушках у диаспоры и западных вдохновителей, возвращается в порочный круг, который лишил его не только тактического преимущества, но и стратегических расчетов в контексте будущего.
США, Франция, Евросоюз оказались вне игры по собственным промахам, и сегодняшние попытки отыграть все назад априори обречены. Если им так дороги судьбы армянского народа, пусть помогают не только деньгами, но и добрым советом.
Предлагая разваленной стране новую, так называемую европейскую перспективу с взрывной начинкой, западники мостят заблудшим дорогу в ад.
Только взаимодействие с Азербайджаном и Россией в трехстороннем формате обещает бесконфликтное состояние раздавленной Армении. Пашинян и иже с ним должны уяснить для себя, что предлагаемая Западом “европейская перспектива” - это бомба заметного действия, от разрыва которой Армении достанутся калечащие потери. Оно им надо?
Как ни парадоксально, МИД Армении призывает Баку «осознать бесперспективность исторических споров с соседней страной, имеющей многовековую историю». В самый раз вопросить – где, в каких источниках и как зафиксирована эта история?! Наконец, подобает ли лузеру давать советы доминирующей стороне?!
Тофиг Аббасов
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ