Во французском ОДКБ не все так гладко: Франция теряет Нигер

Во французском ОДКБ не все так гладко: Франция теряет Нигер
25 августа 2023
# 18:00

На этой неделе мировой политический истеблишмент продолжают будоражить события на африканском континенте. 

Напомним, что 26 июля в Нигере произошел государственный переворот, в результате которого президент страны Мохамед Базум был свергнут и власть перешла в руки хунты во главе с генералом Абдурахманом Чиани. 

Именно командующий национальной гвардии Чиани возглавил вновь созданный Национальный совет по охране Родины. Иными словами, генерал стал лидером переходного правительства Нигера. 

США, Россия, Франция, Евросоюз, Великобритания, Африканский союз, Сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), а также ООН осудили попытку антиконституционного переворота в Нигере. 

Бывший сюзерен Нигера, в лице французского правительства после того, как протестующие попытались ворваться на территорию дипмиссии,  предупредило, что «если кто-либо нападёт на французских граждан, армию, дипломатов и интересы страны, они увидят, как Франция ответит немедленным и непреклонным образом» и что президент Макрон «не потерпит никаких нападок на Францию и её интересы».

Но французские интересы, о которых пойдет речь ниже, были путчистами проигнорированы. 

Кроме того, ЭКОВАС, через который Франция и пытается выдавить хунту, в состав которого входит 15 государств Африки, в том числе и Нигер, за месяц со дня госпереворота так и не смог все поставить на круги своя. 

Для дальнейшего понимания, что из себя представляет африканское Содружество, на которое Париж возлагает большие надежды, отметим, что ЭКОВАС — это микс ЕврАзЭС и ОДКБ, но французского розлива. 

То есть ЭКОВАС помимо совместных экономических, инфраструктурных и иных проектов имеет военный блок ECOMOG, признанный коллективно решать проблемы в странах-членах военным путем.

Но вернемся к хронологии событий в Нигере, происходящих во второй половине августа. 

Так, в понедельник, 21 августа СМИ распространили заявление комиссара по вопросам мира и безопасности ЭКОВАС Абдель Фатау Мусаха о том, что 18 августа после переговоров начальников генеральных штабов вооруженных сил стран ЭКОВАС в столице Ганы Аккре согласовали дату военной интервенции. Но, официально дата не объявлялась. 

В ответ мятежный генерал Чиани предупредил, что любое вмешательство будет расцениваться как оккупация.

В тот же день стало известно, что в аэропортах стран ЭКОВАС уже началась подготовка к планируемой военной операции чтобы восстановить власть Базума. 

До реализации задуманного ECOMOG, (африканский ОДКБ), в субботу 19 августа, делегация западноафриканских государств во главе с бывшим президентом Нигерии Абдусаламом Абубакаром провела встречи со свергнутым президентом Нигера Мохамедом Базумом и лидером мятежников Чиани, который ранее отказывался от переговоров.

Но переговоры оказались безрезультатными. Агентство Associated Press назвало встречу последней дипломатической попыткой ЭКОВАС.

Из-за «бурной деятельности» западноафриканского Сообщества новые власти Нигера объявили добровольную мобилизацию. По данным представителя хунты, только за несколько часов в столице Нигера – Ниамее, в отряды народного ополчения вступили более 50 тысяч человек.

А дальше начинается самое интересное.

Как и в случае с ОДКБ, в коллективном военном блоке ЭКОВАС не все так гладко. Оказалось, некоторые страны имеют с Нигером добрососедские или партнерские отношения. А потому отказались от участия в интервенции или в помощи осуществить это другими. 

Так, Алжир не пропустил французский военный самолет в Нигер. Однако, после отказа французская сторона запросила аналогичное разрешение у Марокко и получила его. Алжирское радио назвало этот шаг планами вторжения. Франция опровергла эти утверждения. 

Интересно, почему некогда французский Алжир отказал Парижу?

Многие помнят, что Алжир до 1962 года был колонией Франции. И уход с французской орбиты Алжиру обошелся ценою жизни (во время освободительной войны) почти 2-х млн. человек. 

Несмотря, что прошло достаточно времени, чтобы закопать топор войны, но и сейчас алжиро-французские отношения нельзя назвать теплыми. Продолжаются споры по вопросу безопасности в регионе, общей истории, а также освещением французскими СМИ ситуации с правами человека в Алжире.

Поэтому несмотря на то, что Алжир поддерживает свергнутого президента Мохамеда Базума, но настаивает на применении исключительно мирных средств для восстановления конституционного строя в соседнем Нигере. «Военная интервенция может воспламенить весь регион Сахеля, Алжир не будет применять силу в отношении своих соседей», — пояснил президент Алжира Абдельмаджид Теббун.

Так, источник Reuters в правительстве Алжира пояснил, что власти обеспокоены риском притока мигрантов из Нигера и другими последствиями: «Мы против переворота, но мы против и военных действий, которые ухудшат ситуацию в Нигере и за его пределами в Сахеле».

Помимо Алжира, страны входящие в состав так называемого африканского «пояса переворотов» - Мали, Буркина-Фасо и Гвинея, которые ранее приостановили свое членство в ЭКОВАС в связи с госпереворотами в своих странах, заявили, что будут воевать на стороне Нигера в случае начала вооружённого конфликта.

В результате ни недельный срок ЭКОВАС, отведенный мятежникам на возврат власти Базуму, ни угрозы вторжения военного контингента ECOMOG, ни атака французскими военными нацгвардии Нигера (по заявлениям хунты), ни вылетевший из Чада и нарушивший воздушное пространство Нигера французский военный самолет не сломили дух мятежников. 

Общеизвестный факт, что Нигер для Франции стратегический плацдарм, который терять не хочется. А потому, с момента начала конфликта, 29 июля президент Эмманюэль Макрон созвал экстренное заседание Совета по обороне. 
По воинствующим заявлением ясно, что свои инвестиции в Нигер Франция не намерена разбазаривать. 

Дело в том, что в этой африканской стране, которая занимает седьмое место в мире по запасам урана и второе в Африке после Намибии по его добыче, в течение последних 50-и лет  французская компания Orano (бывшая Areva), специализирующаяся на производстве топлива для атомных электростанций,  эксплуатировала два рудника около города Арлит на севере страны. И свою деятельность компания планирует осуществлять вплоть до 2040 года. 

Кроме этого, в планах компании освоение еще одного крупного уранового месторождения — Имурарен, расположенного к югу от Арлита. 

На следующий день после мятежа, в Orano заявили, что компания уходить из Нигера не собирается, — переворот «никак не повлиял» на ее деятельность в стране. «Сегодня утром наши сотрудники выехали на место и не обнаружили никаких проблем. Работа продолжается», — сообщили в компании 27 июля. 

Кстати, почти 75% всей электроэнергии во Франции обеспечивают АЭС, которые работают на сырье, добываемом в Африке, в том числе и в Нигере. И теперь представьте, по информации BBC, 31 июля мятежники сообщили, что приостанавливают экспорт золота и урана во Францию.

Так же в Ниамее, помимо военных подразделений Германии, Италии и США, находится крупнейшая французская авиабаза в Западной Африке — численность ее персонала составляет до 1,5 тыс. человек. 

Вышеперечисленные «маркеры» присутствия страны в Нигере Францию вполне устраивают, а потому при поддержке профранцузски настроенных стран, которые входят в ЭКОВАС, намерена восстановить конституционный строй. 

То есть чужими руками Франция собирается таскать каштаны из огня.  

Время не терпит, до истечения срока ультиматума, предъявленного мятежниками Франции, осталось совсем ничего. 

Напомним, что хунта приостановила не только экспорт урановой руды. Так, 6 августа она заявила о расторжении военных соглашений с Францией, и дала французским солдатам 30 дней на то, чтобы закрыть свои базы и покинуть Нигер. Франция, которой до этого дали от ворот поворот в Буркина-Фасо и Мали теряя свое влияние пытается радикальными мерами разрешить конфликт судорожно выискивая любую причину. Одна из таких причин, как и в случае с Мали и Буркина-Фасо – пророссийские протесты в Нигере. 

Французские политики уже заметили тенденцию, что после того, как выдворяют из африканских стран французскую метрополию, путчисты обращаются за помощью в Кремль. 

В качестве подтверждающего факта якобы указывает неподтвержденная властями Мали и ЦАР (Центрально-Африканская Республика) информация о том, что в этих странах уже работают не только официальные инструкторы Минобороны РФ, но и бойцы ЧВК «Вагнер».

Хотя, в беседе с «Лентой.ру» министр обороны Буркина-Фасо допустил, что его правительство обратится за помощью к российским инструкторам в связи с выводом французских военных. 

Но это еще не все.

Путч в Нигере обострил взаимоотношения Франции с США. 

И тут наблюдается интересная метаморфоза. 

Если в Карабахе Франция под маской истинного демократа и поборника справедливости требует от Азербайджана запуск переговорного международного процесса с сепаратистами в качестве субъекта на самоопределения, то в случае с признанной мировым сообществом Нигером, где власть захватили мятежники она не допускает никакого посреднического процесса при содействии третьих стран!

Париж недоволен тем, что Вашингтон во благо дипломатии готов идти на контакт с хунтой, которая свергла президента Нигера. Вместо этого они призывают американскую сторону игнорировать мятежников!

Причина возмущения французов в том, что американский посланник встретился с представителем хунты. Париж, считает, что встреча лишь укрепит влияние мятежников в регионе и пошатнет баланс сил не в пользу президента. Кроме того, американцы не стали официально называть захват власти в Нигере переворотом и продолжают считать, что демократию можно восстановить путем переговоров.

То есть мысль о том, что демократию можно вернуть не военным путем, США дали понять не только Франции, но и африканскому военному блоку ЭКОВАС, который подстрекаемый Францией ранее заявил, что не станет просить «благословения» на интервенцию Нигера со стороны Совбеса ООН. 

Наблюдая за внешней политикой пятой республики под руководством Эммануэля Макрона, приходишь к выводу, что агрессивная стратегия с позиции метрополии в современном мире приводит к катастрофе. Выражаясь политическим языком, африканская стратегия Франции привела ее к стратегическому поражению с «ключевым партнером» Нигером.  

Франция так и не поняла, что в современном мироустройстве только взаимовыгодные партнерские отношения сторон могут привести государство к успеху и процветанию. 

А иначе: что посеешь, то и пожнешь.

# 7101
avatar

Севиндж Сараблинская

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#