Реформы дают результаты: ненефтяной сектор задает тон росту ВВП Азербайджана -АНАЛИТИКА
Нынешний год отличился решительными темпами восстановительного роста экономики Азербайджана, причем, хозяйственный рост обусловлен заметным ускорением ненефтяных отраслей.
Как и было задумано на заре экономической перестройки, несырьевой сегмент выходит в лидеры по росту ВВП, перетянув на себя инвестиционный поток и компенсируя ожидаемое уменьшение нефтедобычи.
В текущем финансовом цикле скачок экономики оправдал результаты многолетних реформ и правительственный курс на диверсификацию нашего хозяйства в сторону развития ненефтяных отраслей. Уместно заметить, что нефть и газ пока еще остаются «лицом» азербайджанской экономики, формируя львиную долю экспортных поступлений.
На эту приоритетную сферу пока все еще приходится даже больше 80 процентов экспортной выручки республики, так что на валютных поступлениях от сырьевых продаж завязаны важнейшие макроэкономические показатели.
Нефтегазовый сектор по-прежнему играет ведущую роль в формировании активного сальдо внешнеторгового оборота и платежного баланса. Более того, этот фактор определяет финансовые возможности Государственного нефтяного фонда Азербайджана, определяя курс национальной денежной единицы и финансовую ситуацию в стране.
И тем не менее, в этом году мы наблюдаем существенный перевес ненефтяных отраслей в формировании внутреннего валового продукта.
О том, что рост ВВП республики все больше зависит от несырьевого сегмента экономики свидетельствуют даже сухие статистические данные. Например, следуя последней отчетности Госкомитета по статистике, в январе-июле этого года производство валового внутреннего продукта в Азербайджане составило 70 млрд 544 млн манатов, что на 4,5% больше по сравнению с теми же месяцами прошлого года. Официальные данные проливают свет на серьезный прирост добавленной стоимости в ненефтяных отраслях, оказавшийся на уровне 6,7%. Несмотря на некоторую стагнацию в начале года, за отчетные месяцы нефтегазовый сектор тоже прибавил в росте, однако добавленная стоимость в этой приоритетной сфере не превысила 1,2%.
Как и ожидалось, на волне системных хозяйственных преобразований ненефтяная сфера национального хозяйства становится триггером экономического ускорения, а главную скрипку в этом процессе играет производственный сектор. Уместно заметить, что 38,4% всего ВВП приходятся на промышленность. Далее в этом рейтинге следуют торговля и ремонт автотранспортных средств – на эту сферу приходится 9,6% всей конечной стоимости товаров и услуг. Статистика обнаружила серьезные подвижки в сфере транспорта и складского хозяйства, сельскохозяйственной отрасли, строительства, а также размещения туристов и общественного питания. Не подвела сфера информации и связи, а чистые налоги на продукцию и импорт составили 10% ВВП.
Несырьевые отрасли азербайджанской экономики, как и было задумано, превращаются в триггер хозяйственного ускорения, компенсируя ожидаемый спад в углеводородной сфере нашего хозяйства. По свидетельству опрошенных аналитиков, такой расклад является следствием фундаментальной экономической и налоговой перестройки в русле поддержки местных производств, содействия предпринимательству и благоприятному инвестиционному климату в стране. Поскольку все эти годы правительство республики активно наращивает удельный вес реального сегмента в отечественной экономике - в стране строятся крупные промышленные и сельскохозяйственные комплексы, государство оказывает поддержку частным предпринимателям и фермерам, возрождаются традиционные сферы сельского хозяйства, формируя базу для выхода местной продукции на зарубежные рынки.
Результаты комплексной перестройки и всестороннего правительственного содействия развитию ненефтяной экономики не заставили себя дожидаться, поясняет эксперт Вугар Байрамов. Эксперт обращает внимание на два ключевых обстоятельства макроэкономических результатов истекших месяцев: «Первый и главный момент – динамика роста ВВП республики формируется в ненефтяном секторе, - уточняет он. – А, во-вторых, после продолжительного спада наблюдается оживление в нефтегазовой отрасли. При этом можно с уверенностью говорить, что впредь неуглеводородный сектор продолжит задавать тон экономическому ускорению».
По словам эксперта, текущие успехи, конечно же, не исключают важности дальнейших мер содействия развитию ненефтяного сектора. А главная наша цель на перспективу – добиваться прироста доли неэнергетического сектора в общем объеме экспорта и доходах государственной казны.
Похожую точку зрения озвучил в беседе с нами доктор экономических наук, профессор Фикрет Юсифов. Ученый признает серьезные результаты реформ, связанные с поддержкой предпринимателей и инвестиционной среды.
По его словам, за последние 15 лет в экономику Азербайджана было вложено свыше 230 млрд долларов инвестиций, и половина этих финансовых вложений приходится на несырьевую сферу. Кроме прочего, государство задействовало все рычаги для поддержки частного бизнеса, включая системные налоговые преференции, организацию крупных индустриальных площадок и облегченный доступ к финансовым ресурсам. При этом понятно, что развитие национального хозяйства – не самоцель, а действенный путь к улучшению жизни людей. То же самое можно сказать и про ускорение экономики.
Ведь рост ВВП – это не просто абстрактная величина. Первое и наиболее важное следствие ускорения экономики заключается в растущих финансовых возможностях правительства и профильных структур для исполнения всего спектра социальных обязательств государства. В стране повышаются социальные выплаты, усиливается поддержка систем здравоохранения, образования, растет обороноспособность. Все это закономерное следствие экономического роста, ведь прирост ВВП не происходит сам по себе. Ускорение экономики предполагает интенсивное развитие хозяйства республики, расширение старых и появление новых производств, технологический и инновационный прогресс, повышающий рентабельность предприятий и поддерживающий появление новых рабочих мест.
А если прибавить к этому результаты многолетних налогово-бюджетных реформ по обелению экономики и рынка труда, то можно представить и меру прироста бюджетных поступлений, и серьезные подвижки по обязательному социальному страхованию наших наемных тружеников. Поскольку в условиях экономического роста наряду с обелением и повышением зарплат возрастают доходы Государственного фонда социального страхования Азербайджана. Теперь эта структура почти не зависит от трансфертов из государственной казны, а дальнейшее расширение ее финансовых возможностей, безусловно, поддержит достойную старость граждан, выходящих на заслуженный отдых.
Бесспорно то, что экономическое ускорение дает вполне осязаемые плоды в виде роста социального благополучия, особенно в условиях серьезного вклада в этот процесс ненефтяных отраслей. Поскольку именно в этом сегменте хозяйства трудится больше всего наемных работников, а главное, открываются широкие перспективы для развития производств и расширения рынка занятости. Только за последнюю пятилетку, прошедшую под девизом системных и комплексных преобразований в экономике и налогово-бюджетной политике страны, в негосударственном несырьевом сегменте национального хозяйства количество постоянных трудовых договоров увеличилось аж на 79%. А причины очевидной динамики лежат на поверхности.
«Качественные изменения на рынке труда являются результатом экономического роста, начала деятельности новых предприятий, проектов, реализуемых в рамках стимулирования инвестиций, и налоговой политики, основанной на стимулировании», - сказал по этому поводу министр экономики Микаил Джаббаров, фактически анонсируя новый, мощный и динамичный этап в социальной и экономической жизни страны.
Эмма Рзаева
Политический раскол или слухи: «Грузинская мечта» отвечает оппозиции - МНЕНИЕ
Блоха не заметила собаки: моноэтническая Армения обвиняет интернациональный Азербайджан – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Сирия после Асада: Турция выходит вперед, Ереван остается без поддержки в ОИС - ОБЗОР
Встреча двух чудаков на букву «м»: «безвозмездная любовь» Окампо к хаям имеет неплохие перспективы – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Anticorruption Awards для Армении: иллюзия реформ и насмешка над реальностью - МНЕНИЕ
«Товарищи, я Ленина видел», или Как Пашинян с Трампом сфотографировался - МНЕНИЕ